PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN STUDYING RELATIONSHIP OF ATHLETES — CADETS

Voronov N.A.
Candidate of Biology, senior teacher, departments of physical training of the Yaroslavl highest military college air defense of the Ministry of Defence of the Russian Federation

PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES IN STUDYING RELATIONSHIP OF ATHLETES — CADETS

Abstract

In this article characteristic of use of different psychological technologies in sport is given. The psychological methods used by sports psychologists for studying of relationship in team and drawing up individual psychological cards of the athlete are given.

Keywords: psychology, athlete, collective, trainer, sport.

Психологические технологии широко применяются в современной организации спортивного процесса, а спортивный психолог является важным его участником наряду с тренером и самим спортивным коллективом.
Применяемые им техники и методы могут оказать существенное влияние как на внутреннее состояние каждого из участников процесса, так и на результаты соревнований и тренировок [4].
Таким образом, значение спортивной психологии достаточно тяжело переоценить. Но при всей ее важности, это направление общей психологии остается недостаточно развитым в отечественной науке и практике хотя и существует огромное количество трудов в этой области, вопрос все еще не раскрыт и не проработан достаточно, таким образом существует огромное пространство для исследований.
Психология спорта изучает деятельность спортивных коллективов, характеристику психологических законов, которые управляют их функционированием. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

  1. изучение формирования внутригрупповых особенностей и создание методов управления ими, для наиболее эффективной деятельности команды;
  2. изучение общения внутри коллектива, закономерностей взаимодействия членов команды и разработка на основе этих данных критериев спортивной совместимости;
  3. выявление психологических причин поведения и действий спортсменов;
  4. изучение взаимосвязи между эффективностью деятельности команды и особенностями личности тренера, методами его обучения и руководства.

Методы, используемые спортивным психологом, являются общими для психологии, лишь с небольшими особенностями, которые обусловлены спецификой спортивной деятельности [5]. Все эти методы делятся на: организационные, анализ научных фактов, эмпирические, интерпретационные.
Эмпирические методы включают в себя наблюдение. самонаблюдение, психодиагностику, метод эксперимента. Наблюдение и самонаблюдение используется для изучения поведенческих и психологических особенностей спортсмена в привычной ему среде.
Метод эксперимента включает в себя естественный и лабораторный эксперимент. Психодиагностический метод заключается в изучении психомоторного развития исследуемого, предрасположенности к конкретному виду спорта, готовности психики к соревнованиям. Данные диагностики также могут использоваться для отбора кандидатов.

Методы качественного и количественного анализа используются для изучения результатов исследований, их классификации, дифференциации и т. д.
Интерпретационные методы включают в себя теоретический анализ полученной информации, ее обобщение, формулировку выводов. В последнее время психология спорта вышла на первый план среди предметов в обучении студентов по направлениям физической культуры, как в заведениях высшего образования, так и среднего. Несмотря на широкое распространение психологических технологий, широту исследовательских работ в этом направлении, данный вопрос до сих пор раскрыт и изучен недостаточно. При этом спорт в целом представляет собой очень благоприятную среду для изучения психики и ее процессов, выявления закономерностей.
В современной спортивной деятельности многие проблемы требуют участия квалифицированного психолога. К таким специалистам предъявляются весьма высокие требования. Практическая деятельность таких психологов состоит из нескольких этапов: диагностика, формирование психологических рекомендаций, психологическая подготовка, управление деятельностью и поведением спортсмена в конкретной ситуации. На основе проведенной диагностики может производиться отбор кандидатов в процессе тренировок, а также во время проведения соревнований и подготовки к ним.
Кроме того, результаты диагностики помогают сформулировать психологические рекомендации, выработать эффективный план обучения и тренировок, выбрать наиболее подходящие методы воздействия [3].

Неправильно проведенная диагностика или неверно интерпретированные данные исследований могут оказывать достаточно выраженное негативное влияние на объект исследования. Нередки ситуации, когда одно только выделение одного спортсмена из коллектива вызывает у него нетипичное поведение и неправильные психологические реакции, изменение привычного состояния, что очень сильно может повлиять на результаты исследования.
Таким образом, для эффективности изучения каждого спортсмена необходимо подбирать оптимальные способы именно для него. Помимо предварительной диагностики немаловажное значение имеет ситуативное управление деятельностью и поведением спортсмена. Такое управление необходимо в случае, когда имеют место недостатки или ошибки в психологической подготовке и необходимо незамедлительное влияние на состояние спортсмена.

Опираясь на данные психологической диагностики и наблюдения за спортсменом в привычной ему среде, психолог воспитывает отдельные свойства личности, необходимые для успеха в занятиях спортом, регулирует психическое состояние спортсмена, снимает негативные для психики последствия. Спортсмены обучаются технике саморегуляции, с ними проводятся ненавязчивые беседы о процессе тренировок и соревнованиях.

Так же в обязанности спортивного психолога может входить урегулирование конфликтов внутри команды, организация отдыха, создание поддерживающих традиций, а также много других задач, непривычных для психолога. Именно в этом и выражается одна из особенностей спортивной психологии.
В спорте спортсмену необходимо по максимуму проявлять свои физические и духовные силы. Именно поэтому многие спортивные профессионалы, чтобы достичь успеха обращаются к психологу. Также в психологической поддержке нуждаются и тренера для повышения эффективной работы.
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека. Психология делится на множество видов и подвидов. В особенности среди них выделяются спортивные психологические технологии [1].
Спортивная психология – сравнительно новая отрасль психологии. Сегодня она бурно развивается и распространяется. Главной задачей психологического консультирования в спорте является повышение эффективности работы тренера и результативности выступлений спортсмена. Достигнуть этого удается не только путем разрешения проблем, которые существуют у спортсменов на всем протяжении их карьеры. Высокая результативность обеспечивается также за счет обучения атлета навыкам владения собственной психикой, развитием его внимания, мыслительной деятельности.

Психодиагностика может осуществляться как с целью спортивного отбора, так и в тренировочном процессе и во время соревнований. Осуществляют ее для того, чтобы в будущем сформировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации для более эффективного осуществления системы воздействия на спортсмена [2].
Главным критерием оценки деятельности спортивного психолога является его полезность команде и тренерскому составу, влияние на улучшение спортивных результатов, повышение эффективности взаимодействия команды и тренера, совершенствование личностных качеств спортсменов-курсантов.

References:

  1. Borisov A.V., Elkin Yu.G., Chernyshov S.M. Development and formation of professionally important qualities of military experts of field communication centers//International research magazine. — 2013. — No. 7-4 (14).-Page 68-69
  2. Vasin V.N., Kosyashnikov N.T., Burikov of A.V. Teoretiko-eksperimentalnoye justification of the program of formation of professionally important qualities means of physical culture//Bulletin of the Rybinsk state aviation technological academy of P.A. Solovyov. — 2014. — No. 4 (31). — Page 134-139
  3. Voronov N.A. A sound mind in a sound body//Colloquium-journal. — 2018. — No. 6-2 (17). — Page 77-79
  4. Voronov N.A. Maintenance of the motive mode in human life//In the collection: Materials of conferences of GNII «NATsRAZVITIE». June, 2018. Collection of the chosen articles. — 2018. — Page 103-105
  5. Physical culture and physical training: Textbook. / Under the editorship of V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. — M.: UNITY. — 2016. — 431 with.