Круглова Е.В.
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация
В работе представлены материалы исследований внедрения сопряженной тренировки физических способностей, на основе специальных акробатических и плиометрических упражнений, в процесс подготовки военнослужащих узлов связи. По результатам проведенного эксперимента была разработана экспериментальная программа развития и совершенствования основных физических и военно-профессиональных качеств военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурств.
Abstract
The paper presents research materials on the introduction of conjugated training of physical abilities, based on special acrobatic and plyometric exercises, in the process of training military personnel of communication centers. According to the results of the experiment, an experimental program was developed for the development and improvement of the basic physical
and military-professional qualities of aerospace military personnel on combat duty.
Ключевые слова: физическая подготовка, специальные акробатические упражнения, плиометрические упражнения, узел связи.
Keywords: physical training, special acrobatic exercises, plyometric exercises, communication center.
Актуальность исследуемой проблемы. Военнослужащие, проходящие военную службу по различным специальностей воздушно-космических сил, являются одними из основных фигур в обеспечении боевых действий всех видов и родов войск, и должны соответствовать, во всех аспектах, требованиям, определяемым современными особенностями ведения общевойскового боя [1, c. 69]. Их профессиональными качествами, по мнению многих авторов, являются: высокий уровень физической подготовленности, надежность действий в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации, координация действий. Анализ учебно-боевой деятельности показывает, что общеизвестные представления и требования о регулярности и непрерывности тренировочного процесса физической подготовки военнослужащих не свойственны личному составу военнослужащих воздушно-космических сил несущих боевое дежурство, так как периоды регулярной физической тренировки чередуются с длительными периодами практически полного отсутствия тренировочных нагрузок, что отмечают и другие исследователи [7, c. 105]. По мнению Богатырева Р.В. в реальных условиях служебной деятельности военнослужащих воздушно-космических сил, несущих боевое дежурство отмечаются резкие колебания уровня их физической подготовленности, общего состояния и здоровья, что сказывается на персональном уровне военно- профессиональной подготовленности [3, c.13].
Материал и методы исследования: В эксперименте приняли участие 97 человек, 45 военнослужащих составили экспериментальную группу (ЭГ), 54 военнослужащих вошли в контрольную группу (КГ). Возраст участников эксперимента 20-22 года. Все участвующие в эксперименте военнослужащие воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство, в настоящее время, проходят военную службу по контракту в воинских частях Российской Федерации.
За время проведения исследования, согласно плана учебной программы, по дисциплине «Физическая культура», с экспериментальной группой и контрольной группой было проведено 30 занятий по физической подготовке.
Результаты исследования: Ряд исследователей считает, что поиск новых средств и методов физической подготовки в процессе учебных занятий, которые смогли бы повысить их эффективность в современных программах тренировки, является актуальной задачей педагогической системы Российского образования высших военных учебных заведений.
В рамках научного эксперимента, за время исследования, была разработана и экспериментально проверена эффективность использования методики сопряженной тренировки физических способностей военнослужащих на основе специально подобранных акробатических и плиометрических упражнений, направленных на повышение уровня их военно-профессиональной подготовленности.
Контрольная группа занималась по общепринятой методике, включенной в программу обучения, а занятия с экспериментальной группой проводились в соответствии с программой педагогического эксперимента, разработанного для каждого занятия. Для сравнения результатов испытуемых обеих групп были выполнены следующие мероприятия: до, и после экспериментального периода обучения военнослужащих с ними были проведены контрольные занятия по физической подготовке, во время проведения которых была произведена проверка выполнения ими физических упражнений, по определению уровня развития основных и специальных физических качеств. После чего было проведен анализ и сравнение полученных результатов.
Для оценки эффективности занятий по физической подготовке исследовалась динамика изменения показателей военно-профессиональной деятельности военнослужащих обеих групп до, и после научного эксперимента, проводимого по плану учебно-боевой подготовки.
Исследование уровня физической подготовленности военнослужащих происходило посредством выполнения испытуемыми физических упражнений, характеризующих преимущественное развитие того или иного физического качества.
Для повышения уровня развития основных групп мышц были отобраны и включены в учебную программу упражнения, каждое из которых характерно относительно избирательным воздействием на определенное физическое качество.
Для определения эффективности применяемой методики были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Были использованы следующие физические упражнения:
- Бег на 100 м. 2) Бег на 3000 м
- Прыжок вверх с места.
- Подтягивание на перекладине.
- Челночный бег 4х100 м.
- Перемещение по гимнастическому бревну (20 метров, с 4 сменами направления движения).
- Выполнение акробатического упражнения (пробежать 10 метров, выполнить 2 кувырка вперед, 2 кувырка назад, пробежать 10 метров в обратном направлении).
- Фиксация стойки в статических и динамических положениях.
- Метание гранаты на точность (после выполнения 5 кувырков вперед, 5 кувырков назад, выполняемых в течение 1 минуты).
- Метание гранаты на дальность.
Использование экспериментальной методики выявило существенный эффект при совершенствовании физической подготовленности военнослужащих воздушно- космических сил, несущие боевое дежурство, особенно в исполнении основных функциональных обязанностей своей военно-профессиональной деятельности [2, c. 149].
Проведение анализа служебной деятельности до проведенного эксперимента выявило, что эффективность выполнения военнослужащими поставленных задач в начале дежурства, значительно уступает эффективности их выполнения в конце дежурства в обеих группах. После эксперимента в экспериментальной группе значительно увеличилась доля используемых защитных действий организма, а в контрольной группе
общая структура используемых элементов не изменилась. Эти результаты указывают на положительное влияние методики сопряженной тренировки физических способностей, которые позволяют выполнять более адекватные защитные движения в различных условиях, что совпадает с исследованиями Бурикова А.В. и Елькина Ю.Г. [4, c. 175].
Моделирование физической подготовки с использованием тренировочных нагрузок привел к положительной динамике исследуемых показателей физической подготовленности военнослужащих.
По результатам проведенного эксперимента была разработана экспериментальная программа развития и совершенствования основных физических и военно- профессиональных качеств военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство.
В результате получены более высокие величины прироста показателей физической подготовленности у военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство, отнесенных к экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
В целом анализ результатов, полученных в ходе проведения педагогического эксперимента, подтвердил важность совершенствования основных физических качеств военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство, необходимых им для повышения эффективности их военно-профессиональной подготовки [6].
Вывод. В результате проведенного эксперимента было установлено, что экспериментальная методика способствовала росту эффективности повышения уровня физической подготовленности военнослужащих проходящих воинскую службу на узлах связи. Мы полагаем, что повышение уровня физической подготовленности военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство произошло за счёт правильного подбора физических упражнений в процессе занятий по физической подготовке в экспериментальной группе, что определило рост коэффициента их физической подготовленности [5].
Таким образом, можно сделать заключение, что разработанная нами экспериментальная программа по физической подготовке позволяет, в рамках отводимого бюджета времени, значительно повысить уровень физической подготовленности военнослужащих воздушно-космических сил, несущие боевое дежурство, а кроме этого, повысить уровень их военно-профессиональной подготовленности.
Литература:
- Борисов А.В., Елькин Ю.Г. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи// Международный Научно- исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. с. 68-69.
- Борисов А.В., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Использование методики сопряженной тренировки для сотрудников узлов связи на основе применения специальных акробатических и плиометрических упражнений // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 1 (28). С. 148-151.
- Богатырев Р.В., Борисов А.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно- космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 11-15.
- Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровье сберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С.
172–176. - Буриков А.В., Зайцева И.П., Балабин Н.Н. Вопросы теории физической культуры для студентов 2 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям
/ А. В. Буриков, И. П. Зайцева, Н. Н. Балабин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008. - Буриков А.В., Зайцева И.П. Вопросы теории физической культуры для студентов 3 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2009.
- Буриков А.В. Эффективность программы развития и совершенствования скоростно- силовых качеств у специалистов вооруженных сил / А.В. Буриков, Р.В. Богатырев // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8). – С. 103-108. – ISSN 2411-9652.