Егорова С.А.
Магистрант второго года обучения «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ С ПРАВОВЫМ КОМПОНЕНТОМ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация
В данной статье приводится пример построения ситуационной задачи для урока обществознания на неправовую тему с интегрированным заданием для проверки правовой компетенции учащихся.
Ключевые слова: ситуационные задачи, урок обществознания, методика преподавания, свобода в деятельности человека.
Одним из наиболее значимых характеристик современного российского школьного образования является переход на деятельностный, подход: нормативно- правовые акты утвердили приоритет «научить учиться», учащиеся, ощутившие на себя действие новых стандартов, переходят в старшие классы, методисты разрабатывают новые подходы и методы в образовании.
Ситуационные задачи – один из наиболее актуальных и подходящих под парадигму деятельностного подхода инструмент обучения. По большей части, обособившись от кейс – технологии ситуационные задачи представляют из себя «задачи, которые позволяют учащимся освоить интеллектуальные операции последовательно в ходе работы над решением: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка». [1, 15]
Также встречается следующая определение – «методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования. Главная цель ситуационной задачи – формирование способности учащегося к оптимальной деятельности, отражающей типичные, наиболее вероятные ситуации». [2, 132]
В Российской Федерации применение метода решения ситуационных задач в школьном образовании еще недостаточно распространено. Изучив методические материалы, учебники, исследования, можем прийти к выводу, что больше всего метод применяется в медицинском и криминалистическом образовании. Вместе с тем, можем отметить, опыт нескольких групп исследователей по данной тематике именно в школьном образовании.
В 2008 году вышла работа преподавателей РГПУ им. Герцена (Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В.) «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся». В 2012 году было опубликовано учебно-методическое пособие коллектива Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка под руководством Слобожанинова Ю.В, через три года, в 2015 году ученики Юрия Валентиновича выпустили сборник ситуационных задач состоящий из двух блоков (по гуманитарным направлениям – 24 задачи, и естественнонаучной направленности – 20 задач).
Отмечая очевидную перспективность применения на уроках обществознания ситуационных задач в рамках магистерского исследования были разработаны ситуационные задачи с правовым элементом для 10- х классов.
В данной статье приводим пример ситуационной на тему «Деятельность людей и ее многообразие».
Что общего между политикой и творчеством?
Предметное поле | Обществознание |
Класс | 10 |
Типология | Обучающая |
Личностно-значимый познавательный вопрос | К Вам на глаза попался пост в социальной сети о том, что, согласно закону, депутаты и сенаторы не вправе занимать любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Что вы знаете о понятии деятельность? Какие бывают виды деятельности? Какие у школьников XXI века ведущие виды деятельности? Сможете ли сходу определить какая активность является творческой деятельностью, а какая образовательной? |
Информация по данному вопросу | Текст 1. Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
Текст 2. Древнегреческий философ Аристотель различал три вида деятельности: труд, творческая деятельность, публичная деятельность, чистое познание. При этом чистое познание он считал за наивысшую форму, а труд за низшую.
Текст 3. «Третий рейх захватил контроль над музыкой, сделав два молниеносных хода. 7 апреля 1933 года принятый им Закон о государственной службе изгнал всех евреев из правительственных учреждений. Тысячи живших на жалованье музыкантов, учителей и администраторов были уволены из оперных театров, оркестров и музыкальных учебных заведений без выходного пособия. Арнольд Шёнберг, профессор Берлинской академии искусств, остался буквально без гроша и бежал за границу; другие, менее известные люди впали в нужду, и податься им было некуда. 15 ноября 1933 года Йозеф Геббельс объявил, что всякий, то желает работать в какой-либо сфере искусства, обязан зарегистрироваться в его Имперской палате культуры. Этот простой манёвр наделил режим властью над плодами художественного творчества, к какому бы жанру таковое ни относилось. Без членского билета Kulturkammer немецкий художник не мог ни напечатать стихотворение, ни выставить картину, ни снять фильм, ни играть в оркестре. По немецким стандартам, Палата была «учреждением весьма хаотичным», и в конечном счёте Геббельс передал руководство ею высокопоставленному генералу СС оберфюреру Хансу Хинкелю, который демонстрировал в роли государственного комиссара музыки похвальное рвение, проверяя расовую и идеологическую благонадёжность «представителей культуры». Хинкель завёл на художников Третьего рейха 250 000 досье, каковые и попали целыми и невредимыми в руки англичан — вместе с самим комиссаром, которого они отпустили как «второстепенного преступника». Подававшим заявления в Палату музыкантам надлежало заполнять анкету, отвечая на вопросы об их расовой чистоте и профессиональном статусе и указывая двух рекомендателей, готовых подтвердить их компетентность (Рихард Штраус написал: «Моцарт и Вагнер»). Евреям и левым хода не давали, однако большинство заявителей утверждалось, если, конечно, на них не доносил кто-нибудь из коллег или соседей. После происшедшего в 1933-м массового исхода художников особая разборчивость была Палате не по карману. Её членский билет гарантировал право на труд и помогал получить освобождение от военной службы. Однако для того, чтобы работать музыкантом, необходимости вступать в нацистскую партию не было». Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 127. Текст 4. Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. Дружилов С.А. Психология профессионализма. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. — С. 34. — 296 с. Текст 5. |
Задания для работы с данной информацией | |
Ознакомление | Прочитайте самостоятельно про современную психологическую типологию деятельности и сравните ее с типологией Аристотеля. Что общего и различного можно отметить между ними? |
Понимание | Приведите пример того, как несколько видов деятельности могут быть активны одновременно. Возможно ли такое вообще? |
Применение | Сравните роль творческой и образовательной деятельности в роли человека, а затем ответьте и обоснуйте свой ответ на следующий вопрос: «Какой вид является ведущим для студента художественного университета?». |
Анализ | Правомерно ли лишать человека (или ограничивать) возможности заниматься творческой деятельностью? Если возможно, то при каких обстоятельствах? Приведите примеры нормативно- правовых актов, защищающих ваше право на творческую деятельность. |
Синтез | Изложите в форме письменного ответа примеры, соответствующие видам деятельности, указанных на таблице выше. |
Оценка | Напишите свое мнение об ограничении государством определенных видов деятельности человека? Считаете ли вы это справедливым, или поддерживаете ли такую политику? Можете привести известные вам примеры. |
На решение данной задачи можно предоставить учащимся от 15 до 20 минут, затем провести общее обсуждение в процессе которой пройдет проверка ответов. Так ситуационные задачи направлены больше на актуализацию темы, или же на перенос знаний в модель предполагаемой (возможной) ситуации ставить отметки по пятибалльной шкале довольно сложно.
Авторы методических разработок также отмечают, что в ситуационных задачах нет «правильного» или «не правильного решения», так как большинство заданий носят творческий характер, поэтому целесообразно провести комплексную оценку, или мониторинг сформированности различных метапредметных результатов обучения.
Литература
- Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно – методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО. 2008.С.96.
- Широбакина Е.А. Ситуационная задача как средство формирования учебно – познавательной компетенции при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.С.132-137