РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БИЗНЕС-СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Мильченко Ю.В., Подколзин В.В.

Студент; доцент кафедры информационных технологий, Кубанский государственный университет

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БИЗНЕС-СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Аннотация

В настоящее время операторы сотовой связи используют инфраструктуры, состоящие из большого количества серверов, расположенных на разных площадках. Поэтому ключевую роль играют приложения, способные организовать эффективное взаимодействие различных информационных систем.

Ключевые слова: бизнес-сценарий, сотовая связь, абонент

Keywords: business scenario, mobile communication, subscriber

В последние два года рынок сотовой связи России можно назвать одним из самых динамичных в отечественной экономике, причем как с точки зрения внешних влияний, так и с точки зрения взаимоотношений между субъектами рынка. Он развивается быстро и динамично. Новые технологии позволяют компаниям расширять свои сервисные возможности и предоставлять абонентам новые услуги.

Инфраструктура оператора связи может состоять из разных информационных систем, развернутых на разных хостах, площадках, центрах обработки данных. Описываемая система позволит организовать взаимодействие распределенных информационных систем и реализовать с их помощью общие интеграционные сценарии. Суть этих сценариев заключается либо в решении бизнес-задач (например, продажа и подключение абоненту услуги), либо в выполнении чисто технических операций (например, провижининг данных на оборудование).

Такая система исполнения бизнес-сценариев обеспечивает:

  1.  своевременное и гарантированное выполнение интеграционных сценариев вне зависимости от доступности и загруженности информационных систем;
  2. учет очередности выполнения интеграционных сценариев;
  3. передачу данных между информационными системами.

В данной системе путем маршрутов/скриптования настраиваются бизнес-сценарии взаимодействия. Далее она может принимать по публичному API заказы (требования) на выполнение этих сценариев.

Система умеет исполнять как синхронные, так и асинхронные сценарии, в том числе умеет обрабатывать ситуацию, когда отдельные внешние системы, требуемые в сценарии, временно недоступны и необходимо повторить попытку продолжения сценария спустя какое-то время.

Система управления бизнес-сценариями позволяет:

  1. выполнять бизнес-сценарии с использованием нескольких информационных систем;
  2. повысить прозрачность процессов и их управляемость;
  3. снизить стоимость и упростить поддержку.

Рассматриваемое приложение использует   программные   продукты   с   открытым   программным   кодом   (OpenSource), что позволяет:

— снизить стоимость владения за счет уменьшения стоимости лицензий;

— улучшить поддержку за счет развитого сообщества разработчиков.

Основные преимущества:

  1. Гибкая схема развертывания. Это позволяет создавать   интеграционные  сценарии,  использующие   информационные системы в различных центрах обработки данных, в том числе – географически удаленных друг от друга. Отдельные шаги сценариев могут исполняться географически рядом с  системой, которая на этих шагах задействована.
  2. Горизонтальное масштабирование и георезервирование

Поддержка масштабирования и георезервирования позволяет:  

  • уменьшить стоимость оборудования;
  • увеличить гибкость в управлении нагрузкой;
  • повысить надежность работы решения. 
  1. Идемпотентность. Внешняя информационная система может добавлять один и тот же заказ несколько раз (например, по причине обрыва связи в момент добавления). Система добавит заказ на исполнение бизнес-сценария только при первом обращении, а на все последующие запросы в ответ будет возвращать первый заказ. Таким  образом, дублирования заказов не произойдет.

Рассмотрим подробнее основные компоненты приложения:

  1. Core – ядро проекта, его основная часть, отвечающая за работу всего приложения (например, контролирует выполнение бизнес-сценариев);
  2. Assistant – часть проекта, принимающая заказы от внешних систем (потребителей) на различные бизнес-сценарии;
  3. Scenarios – модуль проекта, отвечающий за непосредственно бизнес-логику и наполнение конкретных сценариев.

Интерфейсы системы используются для интеграции с внешними информационными системами.

Приложение имеет инфраструктуру, состоящую из следующих элементов:

  1. Список API — реестр публичных  API-функций. Позволяет зарегистрировать REST API продукта и решает задачи балансировки и маршрутизации HTTP запросов  внешних информационных систем к продукту;
  2. RabbitMQ — шина данных для асинхронного взаимодействия продукта с внешними информационными системами. Шина также используется для обеспечения очередности обработки требований;
  3. ApacheZookeeper — реестр экземпляров модулей продукта и параметров продукта. Позволяет экземплярам модулей продукта найти друг друга и принять решения о разделении между собой  поступающей на них нагрузки.

В качестве примера работоспособности системы был реализован бизнес-сценарий продажи новой СИМ-карты действующему абоненту.

Абонент получает предложение подключить новую СИМ карту. При этом СИМ карта подключается на его действующие персональные данные (далее ПД) с действующего номера. Новая СИМ карта доставляется клиенту сотрудников службы доставки. После чего клиент активирует новый номер вводом USSD команды на уже действующем номере абонента.

Шаги бизнес-сценария:

  1. Сбор необходимой информации
  2. Резервирование SIM-карты
  3. Резервирование случайного номера
  4. Выдача SIM-карты
  5. Провижининг систем
  6. Нотификация абонента

В итоге была реализована система исполнения бизнес-сценариев, позволяющая автоматизировать бизнес-процессы в распределенной информационной среде и организовать взаимодействие  разных программных продуктов на разных серверах, площадках, центрах обработки данных посредством настраивания инфраструктуры разработанного приложения.

Также был написан бизнес-сценарий “Подключение новой СИМ-карты”, позволяющий операторам сотовой связи значительно упростить работу и ускорить данный процесс.

Литература

  1. Бабков В.Ю. Качество услуг мобильной связи. Оценка, контроль и управление; Горячая линия — Телеком — М., 2016. — 459 c.
  2. Бельтов А. Г., Жуков И. Ю., Михайлов Д. М., Стариковский А. В. Технологии мобильной связи. Услуги и сервисы; ИНФРА-М — М., 2013. — 208 c.
  3. Мартин Фаулер. Архитектура корпоративных программных приложений, — М.: Вильямс, 2008 . — 544 с.
  4. Мидоу, Ч. Анализ информационных систем; Прогресс, 2014. — 400 c.