РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Тамкова Е.А., Севрюгина Н.И.

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается потребность формирования института волонтерства. Концепция добровольческой деятельности может стать не только лишь способом выражения безвозмездной помощи обществу, но и ценностным ориентиром.

Ключевые слова: волонтерство, молодежное движение, гражданское общество

Keywords: volunteering, youth movement, civil society

Доброволец, волонтёр — это индивид, осуществляющий ту или иную деятельность по своей собственной воле. Добровольцы помогают людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию безвозмездно, не требуя ничего взамен. [9]

В основе каждого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Данный принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, и кто осознает, что сделать жизнь общества лучше возможно только общими усилиями любого из его членов. Абсолютно во всех странах волонтерское движение обладает глубокими самобытными корнями. К примеру, в России история волонтерского движения первоначально связана с деятельностью православной церкви, позже – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи. В России же появилось и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны по собственной воле отправились на фронт, для того чтобы помочь раненым солдатам. [1]

Цели волонтерских движений разнообразны. Однако главный принцип для любого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он состоит в оказании добровольной помощи тем, кто в ней нуждается. Помимо нравственного удовлетворения, что дает безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров предоставляет целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и получение новых профессиональных навыков, познаний. [8]

В настоящее время традиции волонтерского движения в России возрождаются. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации».

Многие еще относятся к волонтерскому движению в России осторожно, вспоминая о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Однако, несмотря на это, формирование волонтерского движения проходит весьма интенсивно, формируются новые организации, собираются средства, реализуются проекты. [4]

Волонтерское движение охватывает учащихся самых различных возрастов. Проект волонтерского движения в школе учитывает для детей осуществление возможной общественно-полезной работы, подразумевает участие школьников в разных социально-значимых проектах и акциях. Специальные психологические курсы подготавливают школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. [7]

Волонтерское движение обладает огромным нравственно-воспитательным значением. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. [2]

Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи следует с самого раннего возраста. Для детей немаловажно формировать среду для возможности помочь нуждающимся. Волонтёрство для ребёнка – это возможность быть вовлеченными в общество и воздействовать на это общество.

В отечественной педагогике накоплен огромный навык социализации школьников: пионерская дружина, комсомольский актив, тимуровцы. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и способности выбора. [6]

Ушедшие в далекое прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране, потребует возникновения новейших подходов и способов активизации школьников. [5]

Волонтерские либо добровольческие организации — это свободные союзы людей, связанных каким-либо единым интересом. Их деятельность связана с благотворительностью и милосердием. [10]

Деятельность волонтёров помогает детям изменяться духовно, и даже внешне. Взгляд из безразличного превращается в увлеченный и горящий. Непосредственно ребёнок обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему легче станет общаться, взаимодействовать и включаться в различную работу, он сможет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявляя в то же время терпимость и уважение к находящимся вокруг. [3]

Литература

  1. О концепции государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2011г. № 440-ПП [Электронный ресурс] // Доступно из информационно-справочной системы «Гарант»
  2. Государственное регулирование волонтерства как социальной общности и социального института [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/GdSRg
  3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] // Доступно из информационно-справочной системы «Гарант»
  4. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
  5. Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем Сводный аналитический отчет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/FvT3v
  6. Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. – 2011. — № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/pj/2011- 1/33048.shtml
  7. Логвинов И. Н. Молодежное волонтерство: психология добровольца / Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. Т. 13. С. 3506–3510 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85702.htm
  8. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184.
  9. Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского
  10. Верменская Е. А. Продвижение русского языка и образования на русском языке посредством развития волонтерского движения / Е. А. Верменская, Н. Ю. Климова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. – 2017. – № 5. – С. 100-103.