Тамкова Е.А., Севрюгина Н.И.
Студент, доцент кафедры технологии сервиса и деловых коммуникаций.
Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)
РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается потребность формирования института волонтерства. Концепция добровольческой деятельности может стать не только лишь способом выражения безвозмездной помощи обществу, но и ценностным ориентиром.
Ключевые слова: волонтерство, молодежное движение, гражданское общество.
Keywords: volunteering, youth movement, civil society.
Доброволец, волонтёр — это индивид, осуществляющий ту или иную деятельность по своей собственной воле. Добровольцы помогают людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию безвозмездно, не требуя ничего взамен.
В основе каждого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Данный принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, и кто осознает, что сделать жизнь общества лучше возможно только общими усилиями любого из его членов. Абсолютно во всех странах волонтерское движение обладает глубокими самобытными корнями. К примеру, в России история волонтерского движения первоначально связана с деятельностью православной церкви, позже – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи. В России же появилось и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны по собственной воле отправились на фронт, для того чтобы помочь раненым солдатам.
Цели волонтерских движений разнообразны. Однако главный принцип для любого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он состоит в оказании добровольной помощи тем, кто в ней нуждается. Помимо нравственного удовлетворения, что дает безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров предоставляет целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и получение новых профессиональных навыков, познаний.
В настоящее время традиции волонтерского движения в России возрождаются. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации».
Многие еще относятся к волонтерскому движению в России осторожно, вспоминая о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Однако, несмотря на это, формирование волонтерского движения проходит весьма интенсивно, формируются новые организации, собираются средства, реализуются проекты.
Волонтерское движение охватывает учащихся самых различных возрастов. Проект волонтерского движения в школе учитывает для детей осуществление возможной общественно-полезной работы, подразумевает участие школьников в разных социально-значимых проектах и акциях. Специальные психологические курсы подготавливают школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни.
Волонтерское движение обладает огромным нравственно-воспитательным значением. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи следует с самого раннего возраста. Для детей немаловажно формировать среду для возможности помочь нуждающимся. Волонтёрство для ребёнка – это возможность быть вовлеченными в общество и воздействовать на это общество.
В отечественной педагогике накоплен огромный навык социализации школьников: пионерская дружина, комсомольский актив, тимуровцы. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и способности выбора.
Ушедшие в далекое прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране, потребует возникновения новейших подходов и способов активизации школьников.
Волонтерские либо добровольческие организации — это свободные союзы людей, связанных каким-либо единым интересом. Их деятельность связана с благотворительностью и милосердием.
Деятельность волонтёров помогает детям изменяться духовно, и даже внешне. Взгляд из безразличного превращается в увлеченный и горящий. Непосредственно ребёнок обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему легче станет общаться, взаимодействовать и включаться в различную работу, он сможет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявляя в то же время терпимость и уважение к находящимся вокруг.
Литература
- О концепции государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2011г. № 440-ПП [Электронный ресурс] // Доступно из информационно-справочной системы «Гарант»
- Государственное регулирование волонтерства как социальной общности и социального института [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/27725/1/m_th_kuzminchuk_2014.pdf
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] // Доступно из информационно-справочной системы «Гарант»
- Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
- Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем Сводный аналитический отчет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/FvT3v
- Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. – 2011. — №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/pj/2011-1/33048.shtml
- Логвинов И. Н. Молодежное волонтерство: психология добровольца / Логвинов И. Н., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. Т. 13. С. 3506–3510 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85702.htm.