РАЗВИТИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Яруллин Р.Р.
Московский государственный гуманитарно-экономический университет

РАЗВИТИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Аннотация

В статье исследуются особенности развития договорного права в России начала ХХ века. Рассматриваются основные виды договоров, предусмотренные российским гражданским правом в анализируемый период и особенности правового регулирования.

Abstract

The article explores the features of the development of contract law in Russia at the beginning of the twentieth century. The main types of contracts stipulated by the Russian civil law in the analyzed period and features of legal regulation of business activity are considered.

Ключевые слова: договоры, договоры предпринимательской деятельности, правовое регулирования предпринимательских договоров в дореволюционном законодательстве, договорные отношения в сфере предпринимательской деятельности в России начала ХХ века.
Keywords: contracts, contracts of business activity, legal regulations of enterprise contracts in the pre-revolutionary legislation, the contractual relations in the sphere of business activity in Russia the beginnings of the XX century.

Актуальность темы исследования обуславливается следующими обстоятельствами. Конституция РФ, гарантируя свободу осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепляет диспозитивный принцип свободы договора, который находит свое расширение и конкретизацию в нормах гражданского законодательства РФ. С учетом особенностей развития экономической системы России, переход которой к рыночным формам взаимоотношений состоялся только в конце ХХ века с принятием действующей Конституции, изучение ряда особенностей возникновения и развития договорных отношений в сфере предпринимательской деятельности в России начала ХХ века представляет как теоретический, так и практический интерес.

В качестве объекта проведенного исследования выступает совокупность урегулированных дореволюционным гражданским законодательством общественных отношений, возникающих в связи с заключением договоров между субъектами предпринимательской деятельности.
Предметом исследования выступают нормы дореволюционного гражданского законодательства, посвященные правовому регулированию особенностей заключения и исполнения предпринимательских договоров.
Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа особенностей развития договорных отношений в предпринимательской сфере в России к началу ХХ века.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования решена задача по проведению исторически-правового анализа особенностей возникновения и развития категории предпринимательских договоров в гражданском законодательстве Российской Империи.
Методология проведенного исследования включает в свое содержание совокупность общенаучных и частных методов, включая методы индукции, дедукции, сравнительно-правового и исторически-правового анализа.

Следует отметить, что вопросы развития договоров в сфере предпринимательской деятельности сравнительно мало изучены в современной правовой теории. Отдельные вопросы развития договорных отношений в предпринимательской деятельности изучались такими авторами, как М.Н.Илюшина [1], Е.А.Абросимова и С.Ю.Филиппова [2].
Перед изучением особенностей правового регулирования предпринимательских договоров в дореволюционном законодательстве представляется целесообразным изучение особенностей развития российского договорного права в конце XIX – начале ХХ в. Нормативную основу для правового регулирования договорных отношений в период до 1917 года составлял созданный в 1832 г. Свод законов Российской Империи, который содержал самостоятельный раздел, посвященный правовому регулированию заключения, исполнения и прекращения договоров. Также в указанном акте определялись условия законности договоров, устанавливался перечень изъятых из оборота видов имущества, минимальный возраст лица для заключения сделки и пределы правомочий субъектов обязательств. В качестве предмета договора могли выступать имущество либо обязательства лица по совершению определенных действий или же воздержанию от их совершения. При этом цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Предусматривались также такие средства обеспечения договоров, как задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад [3].

Отмена в 1861 году крепостного права повлекла за собой вовлечение освобожденных крестьян в процесс хозяйственного оборота. Изменения в экономических отношениях повлекли за собой существенное ускорение развития обязательственного права, внешним выражением которого следует признать, в первую очередь, нормативное закрепление принципа свободы договора. К началу ХХ века сформировались следующие базовые принципы обязательственного права:

  1. Свобода воли сторон
  2. Право сторон на включение в договор любых не противоречащих закону условий
  3. Сохранение силы договора до момента расторжения его сторонами
  4. Обязательность исполнения договора согласно его условиям или закону [4].

В то же время к началу ХХ века вопросы правового регулирования категории предпринимательского договора были сравнительно мало изучены. Следует учитывать, что категория предпринимательских договоров, именуемых также торговыми или коммерческими сделками, воспринята законодательством государств с дуалистической системой гражданского права, в то время как система гражданского права России сохраняет свой монистический характер, в силу чего применение категории предпринимательских договоров ограничивается доктринальными особенностями изучения предпринимательской деятельности. При обосновании места предпринимательских отношений в системе отношений рыночных В.А.Дозорцевым отмечалось, что предпринимательские отношения могут обуславливать специфику и разновидности внутри основных типов обязательств, но не возникновение новых их типов [5].

В то же время, как отмечает Е.А.Абросимова, существование категории предпринимательских договоров представляется очевидным, равно как и их специфика в системе гражданско-правовых договоров [6].
В дореволюционной России вопросы коммерческих договоров изучались различными известными учеными, в том числе В.А.Удинцевым [7], Г.Ф.Шершеневичем
[8] и П.П.Цитовичем [9], однако в научной среде так и не было достигнуто единой позиции по поводу совокупности признаков предпринимательского договора. Общепринятой, однако, была точка зрения о том, что торговый оборот, будучи совокупность урегулированных торговым правом общественных отношений, сложился исторически. Так, в средневековье ведущую роль при отнесении той или иной сделки к числу торговых играл субъективный критерий. Иными словами, деятельность купца определяла характер его торговых действий. Однако сам по себе субъективный критерий содержал основу для перехода к объективному критерию. Положение, в соответствии с которым каждый совершающий торговые операции субъект признавался купцом, впервые было сформулировано в итальянской правово доктрине. Тем самым принадлежность к числу субъектов торгового оборота как критерий для отнесения сделки к торговой постепенно была заменена на анализ сущности самой сделки.
Одновременно с тем, как отмечал А.И.Каминка, помимо объективных и субъективных торговых сделок, выделялась также категория сделок, признаваемых торговыми в случае, если они совершаются неоднократно и составляют содержание деятельности лица [10].

Дореволюционное российское торговое законодательство, закрепляющее нормативное определение торговых сделок и их перечень, во многом восприняло положения французского Торгового Кодекса. Так, как в Торговом Кодексе Франции, так и в Уставе судопроизводства торгового Российской Империи нормативное определение торговых сделок было размещено в отделе о подсудности коммерческим судам, в соответствии с которым подсудность коммерческих судов составляли все споры о торговых делах. Иными словами, российским законодателем была нормативно закреплена зависимость подсудности спора коммерческому суду исключительно от вида деятельности субъекта и характера заключаемой им сделки. К числу торговых сделок законодателем были отнесены все виды как оптовой, так и розничной торговли, а также все покупки, совершенные с целью перепродажи, направленной на получение прибыли и называемые спекулятивными.

Также к числу торговых сделок законодателем была отнесена фабричная и заводская торговля, корабельная промышленность, все виды морских сделок, комиссионные, маклерские и экспедиционные сделки и сделки, заключаемые на биржах через маклеров.
Г.Ф. Шершеневичем был выделен следующий признак, позволяющий отнести ту или иную сделку к числу торговых — промысловый характер организации соответствующей деятельности [11]. В судебной практике был сформулирован аналогичный подход, в рамках которого нормативно закрепленный перечень торговых сделок признавался открытым и допускалось признание любых действий торговыми в соответствии с их целевой направленностью. Кроме того, торговыми признавались любые действия, не являющиеся торговыми сами по себе и не отнесенные законодателем к числу таковых, однако приобретающие характер торговых вследствие своего постоянного совершения. Также к числу признаков торговой сделки было отнесено получение прибыли как цель ее заключения.

В то же время предмет подсудности торговых судов в дореволюционной России отличался от определения торговой сделки в материальном праве, в котором в соответствии с наличием признаков торговой сделки у одной или обеих ее сторон выделялись односторонние и двусторонние торговые сделки. Указанные различия были сохранены как в германском, так и в российском торговом законодательстве и влекли за собой достаточно серьезные последствия, в частности, в соответствии со специальным указанием закона на односторонние торговые сделки не распространялся ряд правовых последствий. Кроме того, как в законодательстве, так и в судебной практике дореволюционной России независимо от цели заключения сделки торговыми сделками не признавались сделки с недвижимым имуществом. Данное положение неоднозначно оценивалось в научной среде. Так, А.И. Каминка отмечал, что сделки по поводу недвижимого имущества не могут быть признаны безусловно исключенными из торгового оборота [12].
Изложенное позволяет констатировать, что категория торговых сделок как в законодательстве, так и в судебной практике и правовой теории дореволюционной России носила достаточно неоднозначный характер. При этом научные представления о понятии и сущности торговых сделок закономерным образом развивались по мере усложнения экономических отношений.

В то же время проведенный анализ позволяет констатировать факт того, что, несмотря на монистическую систему дореволюционного российского гражданского права, категория торговых сделок, как и правовое регулирование торговой деятельности в целом, были обособлены в законодательстве и судебной практике. Однако нормативного определения торговых сделок не было сформулировано ни в дореволюционном законодательстве Российской Империи, ни в действующем гражданском законодательстве РФ. Более того, как полагает В.С. Белых, на сегодняшний день имеет место постепенное сближение и слияние категорий предпринимательского и коммерческого договора [13].
В соответствии с изложенным становится возможной формулировка следующих основных выводов.

Развитие российского договорного права во второй половине XIX — начале ХХ века обуславливается, в первую очередь, развитием экономических отношений, основной предпосылкой которого следует признать отмену в 1861 году крепостного права и постепенным вовлечением освобожденных крестьян в экономический оборот, потребовавшим своего правового регулирования. К началу ХХ века был сформирован ряд важнейших принципов обязательственного права, в том числе свободы воли сторон при заключении договора, свободы определения его условий, с учетом, однако, требований законодательства и обязательности исполнения договора.

Категория предпринимательских договоров, также именуемых торговыми сделками, была выделена на основе объективного критерия, а именно — содержания сделки независимо от ее сторон. К началу ХХ века в судебной практике был выработан подход, в рамках которого в качестве торговых рассматривались сделки, осуществляемые сторонами систематически и составлявшие содержание их деятельности, направленные на получение прибыли. Данные критерии, однако, не позволяли подразделить торговые сделки на односторонние и двусторонние, несмотря на существование такой дифференциации в нормах материального права. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие в законодательстве начала ХХ века нормативного определения предпринимательского договора. Отметим также, что указанный правовой пробел сохранился в гражданском законодательстве РФ по сей день, в силу чего целесообразным представляется дальнейшее изучение категории предпринимательских договоров и их признаков.

Литература:

  1. Илюшина М.Н. Коммерческие договоры: проблемы становления в российском праве / М.Н.Илюшина // Вестник РПА МЮ РФ. — 2012. — №5. С.43 — 49.
  2. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития / Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И.Пугинского // М.: Статут. — 2011. С.128 — 134.
  3. См.:Чалая Л.А., Лядова А.В. История договорного права: учебное пособие / Л.А.Чалая, А.В.Лядова // Владимир: издательство Владимирского университета. — 2008. С.96.
  4. См.:См.:Чалая Л.А., Лядова А.В. История договорного права: учебное пособие / Л.А.Чалая, А.В.Лядова // Владимир: издательство Владимирского университета. — 2008. С.98.
  5. См.:Дозорцев С.А. Концепция гражданского законодательства РФ / Материалы международной научно-практической конференции «Гражданское законодательство РФ: проблемы и перспективы» // М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — 1994. С.9.
  6. См.:Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития / Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Б.И.Пугинского // М.: Статут. — 2011. С.129.
  7. Удинцев В.А. История становления торгового права / В.А.Удинцев // Киев: 1900. — 188 с.
  8. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (издание 1914 года) / Г.Ф.Шершеневич // М.: 1994. — 357 с.
  9. Цитович П.П. Учебник торгового права. Выпуск 1 / П.П.Цитович // Киев: 1891. — 398 с.
  10. См.:Каминка А.И. Очерки торгового права / А.И.Каминка // М.: Юристъ. — 2002. С.42.
  11. См.:Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 1: введение. Торговые деятели / Г.Ф.Шершеневич // М.: 1908. С.10.
  12. См.:Каминка А.И. Очерки торгового права / А.И.Каминка // М.: Юристъ. — 2002. С.60.
  13. См.:Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография / В.С.Белых // М.: Юстицинформ. — 2005. С.336.