РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ МОЛОДОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Пичугина Е.В.

Тренер-преподаватель МАУ г. Протвино Дворец спорта «Импульс»

РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ МОЛОДОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

Статья посвящена развитию направления физической реабилитации  лиц молодого и старшего возраста средствами адаптивной физической культуры в физкультурно-оздоровительном  учреждении.  Особое внимание обращается на нормативно-правовую сторону процесса, влияющую на реализацию цели развития данного направления. Решение проблем организации процесса позволит сформулировать практические рекомендации и предложения в изменении содержания муниципальной  программы.

Ключевые слова: адаптивная, развитие, программа, реабилитация, муниципальная

Keywords: adaptive, development, program, rehabilitation, municipal

Существующие проблемы развития адаптивной физической культуры  и низкая эффективность принимаемых мер по их разрешению выдвигают на первый план необходимость реализации на муниципальном уровне государственной политики развития адаптивной физической культуры.

Муниципальная система управления в вопросе развития адаптивной физической культуры должна включать систему государственных и общественных органов управления, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие адаптивной физической культуры с учетом территориальных возможностей.

Проанализировав доступные литературные источники и нормативно-правовые документы выяснилось, что управление адаптивной физической культурой и спортом в Российской Федерации должно осуществляться в единой системе активного взаимовлияния и взаимодействия  государственных и общественных организаций, деятельностью которых является развитие массовой адаптивной физической культуры и спорта инвалидов, а также социальная адаптация и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [2,26].

При этом все звенья управления адаптивной физической культурой и спортом должны быть взаимосвязаны между собой иерархически и находиться в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой; ориентированы на повышение доступности и массовости адаптивной физической культуры и спорта, улучшение качества физкультурно-спортивной работы, повышение спортивного мастерства и спортивных достижений спортсменов-паралимпийцев, повышение социального благополучия и качества жизни лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Также указывается, что физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья (хроническими неинфекционными заболеваниями) с использованием методов адаптивной физической культуры, может осуществляться как в реабилитационных центрах, так и в физкультурно-спортивных организациях [3,310; 5,2], а также спортивных сооружениях, приспособленных к занятиям инвалидов и лиц имеющих ограниченные возможности здоровья [2,41] и может служить мощным средством профилактики дальнейшей инвалидизации данной категории граждан.

Возможности применения средств и методов адаптивной физической культуры в организациях и учреждениях различной ведомственной подчиненности зависят от наличия в них [4, 26]:

— квалифицированных кадров (тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, инструкторов — методистов, старших инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и др.), имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению (специальности) «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» или прошедших переподготовку или повышение квалификации по данному направлению;

  • организационно-методических программ по использованию технологий работы по основным видам адаптивной физической культуры;
  • адаптированной к проблемам лиц имеющих ограниченные возможности здоровья спортивной инфраструктуры (спортивных сооружений и других объектов спорта);
  •  спортивных снарядов, оборудования, инвентаря и других технических средств и приспособлений для использования лицами имеющих ограниченные возможности здоровья.

Исходя из целей и задач, стоящих перед организациями (учреждениями) различной ведомственной подчиненности, средства и методы основных видов адаптивной физической культуры как составные части соответствующих мероприятий распределяются следующим образом:

  • средства и методы адаптивного физического воспитания — образовательные организации, средства и методы адаптивного спорта — образовательные организации дополнительного образования детей (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере образования);
  • средства и методы адаптивного спорта, экстремальных видов двигательной активности — учреждения, осуществляющие спортивную подготовку (органы исполнительной власти и местного самоуправления в области физической культуры и спорта);
  • средства и методы физической реабилитации — учреждения, осуществляющие проведение лечебной физической культуры (органы исполнительной власти местного самоуправления в сфере здравоохранения);
  • средства и методы адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации — учреждения сферы социального обслуживания населения (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере социальной защиты);
  • средства и методы креативных телесно-ориентированных (художественно-музыкальных) практик — учреждения культуры (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в сфере культуры).

Применение средств и методов основных видов адаптивной физической культуры, распределенных по организациям и учреждениям различной ведомственной подчиненности, находятся в полном соответствии с их целями, задачами, функциональными обязанностями, регламентированными нормативно-правовыми актами.

Данное распределение не исключает возможности применения средств и методов основных видов адаптивной физической культуры сверх представленного распределения, при наличии у организаций (учреждений) квалифицированных кадров, организационно-методических программ, соответствующих спортивной инфраструктуры и спортивного оборудования и инвентаря [4, 27].

Решающими факторами для использования физкультурно-спортивного сооружения лицами имеющим отклонения в состоянии здоровья являются: расположение и удаленность от места проживания, безопасность передвижений, наличие носителей информации для ориентации как вне сооружения, так и внутри его (указатели, таблички и т.д.) и необходимые условия доступности для занятий двигательной активностью. Сведения на носителях информации должны иметь незначительный уровень сложности и высокую ценность для понимания [6,28].

     В п.8 ст.3. «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте «Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. №329-ФЗ указан важный принцип – «содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите».

Согласно возрастной классификации Всемирной Организации Здравоохранения, у взрослых людей выделяют 5 периодов – молодой, средний, пожилой, старческий возраст и долгожители.

К молодому возрасту относят людей от 25 до 44 лет; к среднему — от 44 до 60 лет; к пожилому — от 60 до 75 лет; к старческому — от 75 до 90 лет; к долгожителям — от 90 лет.

Участие государства в финансировании физической культуры и спорта определено Федеральным законом «О физической культуре и спорте»  [7,458; 1,42].

С учетом положений  ст.8 Федерального Закона «О физической культуре и спорте», к одним из полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:

1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

2) реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц  с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов Российской Федерации вправе оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 38 Федерального Закона «О физической культуре и спорте» существует перечень расходных обязательств субъектов Российской Федерации, одними из которых являются:

  1. организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
  2. обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  3. обеспечение иных мероприятий и программ.

Исходя из нормы закона Федеральный Закон «О физической культуре и спорте», ч.2 ст.37 объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций или физических лиц.

Из этой нормы следует технология финансирования объектов спорта, учреждений физической культуры и спорта, аналогичная технологии финансирования большинства бюджетных учреждений и организаций на территории Российской Федерации.

Доля бюджетной составляющей в финансировании содержания объектов и мероприятий физической культуры и спорта зависит от реального состояния соответствующего бюджета.

В связи с тем, что занятия физической культурой и спортом не относятся к категории полностью бесплатных государственных услуг, финансирование этой социальной услуги должно обеспечиваться сочетанием бюджетного финансирования с привлечением внебюджетных источников, а также за счет «отдачи» от спортивных сооружений и средств населения [7,469].

Неблагоприятный нравственный климат в обществе, коммерциализация доступа к культурным ресурсам, в том числе и к занятиям физической культурой и спортом распространившийся в период перехода российского общества к рыночной экономике, являются особенно острыми проблемами именно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Их адаптация к трансформировавшимся условиям затруднена. Низкий уровень доходов резко ограничивает возможности участия в занятиях спортом, туризмом.

Ситуация с реализацией социальных прав этой категории граждан характеризуется определенной двойственностью.

С одной стороны – существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки лиц с отклонениями в состоянии здоровья, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий, льгот; с другой стороны – многие из норм «существуют лишь на бумаге» [6, 7].

Согласно «Методическим рекомендациям по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта» от 18 марта 2014 года развитие системы адаптивной физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требует нового содержания направленного на личностно ориентированное отношение  к людям разного возраста имеющим различные нарушения в развитии и инвалидности.

К основным направлениям деятельности по развитию массовой адаптивной физической культуры относят:

  1. обеспечение формирования соответствующих мотиваций и целевых установок на двигательную активность, регулярные занятия адаптивной физической культурой, сохранение и укрепление здоровья, выработку необходимых компетенций по здоровому образу жизни;
  2. повышение степени информированности и уровня знаний по всем направлениям адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также по вопросам здорового образа жизни;
  3. разработку программ занятий с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и спорта, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности организма человека, вызванных нарушением здоровья;
  4. определение базовых площадок на региональном и муниципальном уровнях для реализации комплексного подхода к развитию адаптивной физической культуры, с целью обеспечения их дополнительным финансированием;
  5. оптимизацию координаций действий государственных, общественных организаций, учреждений, занимающихся вопросами инвалидов, в том числе вопросами адаптивной физической культуры;
  6. совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства профессиональных кадров в области адаптивной физической культуры;
  7. повышение уровня доступности услуг в сфере адаптивной физической культуры;
  8. выстраивание эффективной системы проведения спортивно-массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  9. создание структурных единиц на региональном и муниципальном уровнях для координации, методического сопровождения и мониторинга развития массовой адаптивной физической культуры;
  10. усиление привлекательности материальной базы, соответствующей современным требованиям «безбарьерной среды»;
  11. увеличение численности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом к 2020 году.

В то же время отмечается, что не во всех регионах, особенно на муниципальном уровне это направление деятельности развивается на достаточном уровне.

Одним из сдерживающих факторов развития физкультурно-спортивной деятельности для лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов на муниципальном уровне является несовершенство модели управления адаптивной физической культурой и спортом. В основном эта деятельность носит эпизодический и несистемный характер.

Нет слаженной системы взаимодействия всех органов исполнительной власти, отвечающих за социальную адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, недостаточно выстроена координация действий государственных, общественных организаций, учреждений, занимающихся вопросами развития адаптивной физической культуры.

Эффективная модель муниципальной системы управления развитием адаптивной физической культуры и спорта подразумевает наличие координационного совета в структуре системы.  Координационный совет призван объединить и упорядочить деятельность всех организаций, находящихся на территории района и имеющих отношение к адаптивной физической культуре и спорту инвалидов. Координационный совет должен действовать на основании положения, утвержденного руководством муниципального образования. Важным направлением в работе совета должна стать пропаганда адаптивной физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидов [2,41], а также оказание практической помощи.

Для того чтобы муниципальная система управления развитием адаптивной физической культуры и спорта функционировала эффективно, необходимо соответствующее ресурсное обеспечение: контингент занимающихся, кадры, финансы, материально-техническое, информационное, программно-методическое. Ресурсное обеспечение должно осуществляться смешанным способом, в котором каждой организации и отдельным лицам следует определить место и долю участия: администрации района, управлению образованием, отделу по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивным учреждениям, образовательным учреждениям.

Совершенствование муниципальной системы управления развитием адаптивной физической культуры и спорта может быть эффективным при соответствующем развитии материально-технической базы данной сферы. Обеспечение учреждений адресной помощью должно строиться на основе учета их реальных условий работы, с учетом результатов их деятельности.

Наиболее эффективным средством совершенствования муниципальной системы управления развитием адаптивной физической культуры и спорта, исходя из методических рекомендаций, является программно-целевое управление развитием этой системы.

Актуальность выделения самостоятельной программы (подпрограммы) обуславливается необходимостью разработки и принятия комплекса правовых, финансовых, организационных мер, способных содействовать решению существующих проблем, достижению целевых показателей.

Основные целевые ориентиры развития адаптивной физической культуры и спорта определены и установлены Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Основным показателем эффективности является доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения. Механизмами реализации являются государственные и муниципальные программы развития адаптивной физической культуры и спорта [2,34].

В соответствии с разработанными распоряжениями, постановлениями, методическими указаниями, вполне логично предположить положительную динамику развития направления физической реабилитации как вида адаптивной физической культуры на территории данного муниципального образования и соответствующей программы развития соответствующего направления.

И тем не менее в сфере изучения данного вопроса, при анализе документов, регламентирующих «Развитие физической культуры и спорта в городском округе Протвино на 2017 – 2021 годы», п.1.7. было выяснено, что на мероприятие «Проведение систематических занятий физической культурой с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» объем финансирования по годам (тыс. руб.) выделено 0 рублей. В обосновании объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городском округе Протвино на 2017-2021 годы» п.1.7. «Проведение систематических занятий физической культурой и спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» значится 0.

В позиции «перечень подпрограмм» стоит прочерк, и при этом, на территории исследуемого физкультурно-оздоровительного учреждения не один год в режиме  самоокупаемости функционируют группы физической реабилитации, в которых занимаются люди разного возраста, имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, сложность процесса организации физической реабилитации как вида адаптивной физической культуры для граждан, имеющих хронические неинфекционные заболевания в учреждении физкультурно-оздоровительной (физкультурно-спортивной) направленности становится очевидной. Решение практической задачи по реализации и развитию данной деятельности требует определенных усилий и подразумевает совместную конструктивную работу и взаимодействие на всех уровнях заинтересованных структур.

Применение научно обоснованных методов и подходов при принятии адекватных управленческих решений, основанных на достоверной, полной и объективной информации, позволит выявить лимитирующие факторы, препятствующие развитию адаптивной физической культуры [2, 28].

Литература

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Новая редакция (по состоянию на 15 июня 2008 года). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.-46с. — (Кодексы и законы России).
  2. Министерство Спорта Российской Федерации. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. Разработаны в соответствии с техническим заданием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года №299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта». Москва, 2014.- 46с.
  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»/Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.Л. Мутко; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.- М.: Советский спорт, 2010.- 400с.
  4. Организационно-методические рекомендации по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры, в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Утверждено. Министр спорта Российской федерации П.А. Колобков. 20 октября 2017 г.-231с.
  5. Федеральное агенство по физической культуре и спорту. Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 №СК-02-10/3685). Москва, 21 марта 2008г. №ЮА-02-07/912/ — 16c.
  6. Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2002.-192с.
  7. 7. Алексеев, Сергей Викторович. Спортивное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и Физическая культура и спорт»/ С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.-695с.