РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иконникова Т.С.

Факультет психологии и педагогики ЕИ КФУ РФ, г. Елабуга

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается целесообразность и эффективность использования проектной деятельности как средства развития речевых умений и навыков младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть использовано учителями начальных классов  на уроках русского языка и литературного чтения, а также во внеурочной деятельности для реализации успешного процесса развития речевых умений и навыков обучающихся.

Ключевые слова: речь, речевые умения, проект, проектная задача, проектная деятельность

Научный руководитель: Газизова Ф.С.

Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального обучения ЕИ КФУ РФ, г. Елабуга

Тема исследования объединяет два серьезных и актуальных вопроса: во-первых рассматривает речевые умения и навыки младших школьников, а во-вторых берет во внимание проектную деятельность как перспективное и востребованное, на сегодняшний день, средство формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных компетенций и речевых навыков.

Речь – это средство, через которое осуществляется процесс духовного, сознательного общения между людьми.  Жизнь каждого человека протекает в условиях постоянного общения: между людьми знакомыми и незнакомыми, родными, близкими и случайными собеседниками, между людьми духовно связанными и  эмоционально неприятными. Именно в процессе общения и благодаря ему индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом, а обогащается результатами общественного опыта. Красивая, правильная речь – это показатель образованности, интеллекта, культуры личности.

В рамках исследования была изучена научно-методическая литература по проблеме развития речевых умений и навыков, а также особенности организации проектной деятельности в начальной школе и перспективность ее реализации как средства развития речи младших школьников.

Развитие речи в начальной школе – планомерный, целенаправленный процесс, который включает в себя: овладение фонетическими, лексическими, грамматическими средствами языка, основами культуры речи и стилями речи. Т.И. Зиновьева считает, что совершенствование стилистической стороны речи младших школьников предполагает практическое ознакомление с произносительными стилями, развитие чувства стиля как умения интуитивно соотносить особенности произношения своего суждения и ситуации общения [1, с. 26].

О.Г. Коник утверждает, что можно говорить о сформированности речевых умений и навыков в том случае, если обучающиеся способны управлять речевой деятельностью, решать коммуникативные задачи в процессе общения [2, с.28].

Для плодотворной работы по развитию речи младших школьников необходимо, чтобы ученик не только получал информацию, но и творчески осваивал ее, анализировал, обобщал и делал выводы. Эффективным средством организации такой работы может выступать проектная деятельность, грамотно организованная учителем на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования. Она предполагает самостоятельное выделение целей, задач, отбор методик, необходимых ресурсов, планирование хода исследования и определение реального планируемого результата и оценка реализуемости исследования.

В практике начальной школы, считает С.В. Самыкина, проектная деятельность реализуется в виде  решения проектных задач. Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути для достижения результата в виде реального продукта [3, с. 23]. Она состоит из проблемной ситуации и последовательности заданий для решения проблемы [4, с. 45]

Проекты, проектные задачи относятся к практическим методам обучения. Более того проектную деятельность принято относить к формам активного обучения, которая позволяет создать условия для погружения младших школьников в ситуацию интеллектуального напряжения, в ходе которого формируется навык самостоятельного решения жизненных проблемных ситуаций [5, с. 71].

В рамках исследования проблемы развития речевых умений и навыков младших школьников средствами проектной деятельности была проведена опытно-экспериментальная деятельность, в ходе которой с помощью методики О.Н. Бершанской «Диагностика исходного уровня развития речевых умений и навыков младших школьников» был выявлен уровень развития речи обучающихся начальной школы. По результатам исследования был разработан и реализован в течение учебного года проект «Речь – дар человека», способствующий развитию речевых умений и навыков младших школьников, через построение системы урочной и внеурочной деятельности на основе проектной деятельности. Данный проект включает в себя пять единичных проектов:

  1. Учебный проект по развитию речевых умений и навыков на уроках русского языка «По дороге грамотности». Включает ряд коррекционных заданий и практических упражнений, направленных на развитие речевых умений и навыков младших школьников. Учитель использовал одно-два задания на каждом из уроков русского языка при организации работы в парах или четверках. Так, задание: составить фигуру и прочитать получившееся предложение, было предложено классу следующим образом:
  • Вхождение в проектную деятельность: у учителя рассыпался учебный материал и необходима помощь учеников в его восстановлении;
  • Организация проектной деятельности: учащиеся самостоятельно распределили обязанности, кто будет сортировать фигуры по формам, кто будет готовить основу под продукт проектной деятельности, кто будет оформлять этот продукт, а кто будет его защищать;
  • Защита проекта. 
  1. Мини-проект «Словарь – шпаргалка правильной речи». Этот проект способствует развитию речевых умений постановки ударения, определения многозначности слов, их лексического значения. В качестве мотиватора к созданию такого словаря младшим школьникам было предложено «подслушивать» речь окружающих людей и если заметишь ошибку в употреблении слова в предложении, в постановке ударения, то записывать в словарь ошибочное выражение, а ниже правильное употребление, ссылаясь на словари или правила русского языка. Детям была интересна сама возможность заметить ошибку у других и исправить ее. Это также способствовало тому, что ребята начали следить за своей речью, опасаясь быть «записанными» в словарь одноклассников.
  2. Урок-проект литературного чтения «Сказка как литературный жанр». Данный урок является обобщающим по разделу. Его цель: формирование навыков проектной деятельности у младших школьников, закрепление знаний о литературном жанре – сказка. На уроке была создана проблемная ситуация, согласно которой литературные жанры объявили бунт, устроили такой беспорядок, что растеряли все знания о своих особенностях. Учитель попросил учеников оказать помощь и примерить на себя роль «Аналитика», «Экспериментатора», «Иллюстратора» или  «Испытателя».
  3. Урок русского языка «Развития орфографической зоркости, фонематического слуха, связной речи младших школьников» в форме проектной деятельности. Результатом проектной деятельности являлась дидактическая игра – орфографический кроссворд.

На контрольном этапе исследования была произведена оценка эффективности развития речевых умений и навыков младших школьников посредством реализации данного проекта, которая доказала целесообразность выдвинутой в рамках исследования гипотезы об эффективности проектной деятельности в вопросе развития речевых умений и навыков младших школьников.

Литература

  1. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура / Т.И. Зиновьева // Начальная школа, 2014. – № 7. – с. 26-30.
  2. Коник О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О.Г. Коник, С.А. Борцова // Школьная педагогика, 2017. – № 1. – с. 28-32
  3. Самыкина С.В. Проектные задачи в начальной школе: виды задач, алгоритм проектирования / С.В. Самыкина // Начальная школа, 2018. – №6. – с. 22-27.
  4. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации / М.Ю. Шатилова, Н.И. Ильина, Н.И. Селезнева. – М.: Учитель, 2017. – 161с.
  5. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: Флинта, 2014. – 144с.