РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Иванова Г.Н.

Старший преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермского государственного национального исследовательского университета

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ

THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT UNIVERSITY

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования soft skills у студентов юридического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета в процессе изучения иностранного языка. Обоснована необходимость формирования мягких навыков для повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда. Показаны методы и средства, применяемые на практических занятиях по иностранному языку, направленные на развитие мягких навыков. В статье приводятся результаты анкетирования студентов направлений «Юриспруденция» и «Конфликтология» Пермского университета, проведённого с целью определения уровня сформированности soft skills в начале курса обучения и по его завершении.

Summary

The present article is devoted to the development of students’ soft skills in the process of foreign language learning at the law faculty of Perm State National Research University. The necessity of soft skills developing aimed at increasing the university graduates’ competitiveness at the labour market is given. The methodology used at practical classes in foreign language for soft skills development is shown. The results of students’ survey aimed at determining the level of soft skills formed in “Jurisprudence” and “Conflict Studies” students at the beginning of the course of studies and upon its completion are analyzed.

Ключевые слова: мягкие навыки, конкурентоспособность, универсальные компетенции, проект

Keywords: soft skills, competitiveness, universal competences, project

В современном быстро меняющемся мире выпускники вузов сталкиваются с необходимостью постоянно развивать компетенции для того, чтобы грамотно использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности, достигать поставленных целей и быть конкурентоспособным на рынке труда. Возрастает роль soft skills в профессиональном становлении специалиста, что отмечают не только исследователи, но и руководители крупных компаний.

Анализ вакансий на рынке труда показывает, что всё больше работодателей заявляют в требованиях к кандидатам наличие soft skills (англ. soft skills – «мягкие навыки»). Сотрудники должны обладать следующими навыками: хорошие академические способности, умение работать в условиях многозадачности, умение выстраивать рабочие отношения с другими подразделениями, хорошие навыки ведения переговоров, презентационные и коммуникативные навыки, умение быстро ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, умение управлять своим временем, хороший уровень русского языка и грамотная письменная и устная речь, наличие свободного уровня владения английским языком в случае необходимости его ежедневного применения [9].

Существует два вида навыков, которые требуются для повышения уровня персональной эффективности специалиста: soft skills и hard skills. Первые включают социально-психологические навыки, которые пригодятся человеку в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, эффективного мышления и другие. Вторые представляют собой профессиональные знания и навыки.

Цель данной статьи – рассмотреть вопросы, связанные с формированием soft skills у студентов юридического факультета университета в процессе изучения иностранного языка. В работе обоснована необходимость формирования таких навыков, показаны методы и средства, применяемые на практических занятиях по иностранному языку с целью развития мягких навыков. Приводятся результаты анкетирования студентов направлений «Юриспруденция» и «Конфликтология» Пермского государственного национального исследовательского университета, проведённого с целью определения уровня сформированности soft skills в начале курса обучения и по его завершении.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, контент-анализ понятия «soft skills», анкетирование студентов Пермского университета и анализ полученных данных.

Проблемой развития мягких навыков занимались многие учёные, по-разному определяя понятие «soft skills». О. Абашкина под soft skills понимает «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата» [1].

Е. Гайдученко, А. Марушев определяют soft skills как навыки, помогающие «находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать связи с ними, уметь доносить свои мысли» [3]. О.Л. Чуланова рассматривает soft skills как «социально-трудовую характеристику совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта». [5, 4].

Несмотря на то, что в науке не существует однозначной трактовки термина soft skills, многие определения так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Подводя итог, приведём определение Д. Татаурщиковой, считающей, что «soft skills – это унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми, а именно: управление личным развитием, грамотное управление своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров и т.д.» [7].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования III ++, в системе высшего образования Российской Федерации к мягким навыкам относятся универсальные компетенции (УК), направленные на формирование успешности в выбранной профессии и позволяющие овладеть общепрофессиональными и профессиональными компетенциями [8].

Для повышения конкурентоспособности на рынке труда студенты в процессе обучения в университете должны сформировать как профессиональные «твёрдые компетенции», так и «мягкие компетенции» – способность устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста, управлять собой и своим временем, эффективно работать в команде.

В юридической практике сегодня наблюдается новая тенденция – обучение юристов soft skills (дополнительным навыкам) и саморазвитие. Это связано с тем, что указанные навыки не развиты у выпускников вузов на должном уровне. От юристов ожидается не только знание законодательства и судебной практики, то есть наличие профессиональных знаний (hard skills). Неудачи при проведении переговоров, неудовлетворительные результаты рассмотрения судебных дел происходят из-за неумения юристов осуществлять коммуникацию, аргументировать, задавать правильные вопросы и слушать судью, клиента или оппонента. Поэтому востребован такой юрист, который способен выстраивать эффективную коммуникацию, управлять проектами и командами, своим временем и эмоциями, публично выступать, убедительно аргументировать. Недостаточная развитость дополнительных навыков, а также нежелание их развивать не позволяет кандидату задержаться в компании дольше испытательного срока [2].

Таким образом, существует насущная необходимость формирования мягких навыков у студентов юридических специальностей.

Рассмотрим методы и средства развития soft skills на практических занятиях по английскому языку на юридическом факультете ПГНИУ.

Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования III ++, у выпускников должна быть сформирована такая универсальная компетенция как коммуникация (УК-4), предполагающая способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке [8]. Данная компетенция предполагает, в частности, способность толковать различные правовые акты, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (устные и письменные) в конкретных видах юридической деятельности.

Государственные стандарты в преподавании иностранного языка в сфере профессиональной деятельности, то есть юридического английского языка, предписывают обучение студентов написанию аннотаций, тезисов, деловых писем, реферированию текста.

Работа над развитием умений реферирования, понимаемого как краткое изложение содержания текста (резюме), предполагает ознакомление студентов с правилами написания резюме и достаточную практику как в аудитории, так и вне её.

При реферировании текста требуется внимательное чтение оригинального источника, а также умение найти главную идею (main idea) и наиболее важные подтверждающие положения текста (subpoints). Поскольку оригинальный текст сокращается примерно на 75 %, читатель получает представление о содержании статьи или книги без необходимости обращения к оригиналу.

Умение написания резюме тесно связано с чтением и пониманием прочитанного. Оно важно при работе над внеаудиторным чтением, которое не только расширяет знания студентов по специальности, увеличивает словарный запас, но и служит основой для подготовки докладов, сообщений, презентаций. Практика показывает, что умения реферирования необходимо развивать и с этой целью вооружить студентов стратегиями написания резюме, ознакомить со стандартными фразами и научить их использовать. При изучении какой-либо темы, в том числе самостоятельно, преподаватель может предложить студентам прочитать материал и затем написать резюме по прочитанному. Другой вариант – записать содержание какой-либо лекции по памяти. Хорошей практикой в аудитории является обмен студентами своими резюме с целью оценки резюме друг друга (Peer Response) [10, 194].

Для развития soft skills у студентов мы применяем следующие образовательные технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; коллективный способ обучения; работу в парах и малых группах; изучение ситуаций из практики (case study); диалог и ролевую игру; проект.

Достоинством этих методов является то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения профессиональных знаний, умений и навыков с развитием мягких компетенций.

На практических занятиях широкое применение находит работа в парах и малых группах (3-4 человека) при выполнении заданий по текстам, подготовке проектов. Это предоставляет студентам гораздо больше возможностей говорить по-английски, чем в случае, если бы упражнение выполнялось всей группой и каждый обучаемый имел возможность сказать только одно предложение или вообще ничего не сказать. Работа в парах способствует развитию коммуникативных навыков студентов, поскольку они учатся активному, а не формальному слушанию друг друга, так как существует необходимость обсуждения проблемных и спорных вопросов в ходе выполнения задания. Проработка учебных заданий является своего рода репетицией дальнейшей коммуникации в профессиональной сфере.

Метод проектов сегодня является хорошо зарекомендовавшим себя способом формирования компетенций взрослого обучающегося, поскольку позволяет использовать имеющийся у него потенциал, развивать его в определенном направлении с учетом интересов и потребностей личности.

На практических занятиях реализуются общие принципы проектной технологии: «принцип интереса к выполнению проекта со стороны его участников, принцип консультативно-координирующей функции преподавателя, принцип связи идеи проекта с реальной жизнью, принципы коллективно-групповой деятельности, самостоятельности, сотрудничества, принцип аутентичности учебных материалов» [6, 35].

Заключительный этап работы над проектом – его презентация в аудитории. Развитие навыков презентации является важным элементом в подготовке будущих юристов, так как в своей профессиональной деятельности им предстоит выступать публично, уметь логично мыслить, убеждать в своей правоте, вести дискуссию.

Презентации предшествует большая предварительная работа со стороны преподавателя, который рассказывает об этапах и основных признаках эффективной презентации, приводит разные варианты конструкций и клише, позволяющих выстроить структуру презентации, отвечать на вопросы, делать заключение. Учебная группа обычно с большим интересом следит за ходом выступления, а после его окончания дает оценку. Мнения товарищей и замечания преподавателя очень ценны для выступающих, являются стимулом для их дальнейшего личностного роста, а также повышают самооценку.

Анализ отзывов студентов юридического факультета университета по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Судебная экспертиза», «Конфликтология» показал, что умения выступления с презентацией рассматриваются ими как ценный навык, позволяющий не только расширить знания по специальности, увеличить словарный запас, но и сформировать умения публичного выступления, изучения и отбора нужной информации, взаимодействия с другими людьми [4, 129]. Кроме того, студенты отмечали, что знание правил подготовки презентаций на английском языке является универсальным умением, применимым к другим, в том числе профильным дисциплинам, изучаемым на юридическом факультете, что позволит им успешно выступать с докладами и презентациями по другим предметам, а после окончания университета – в рамках профессиональной деятельности.

Выпускники юридического факультета, поддерживающие связи с университетом, отмечают, что не только знания по специальности востребованы в профессии. Другие компетенции, такие как аналитическое мышление, умение осваивать новую информацию, работать в команде, грамотно излагать свои мысли и другие, также имеют большое практическое значение.

Таким образом, понимая всю важность формирования у студентов soft skills и приобретения профессиональных компетенций, мы проводим систематическую работу по развитию навыков учебной и «самообразовательной» деятельности на занятиях по иностранному языку.

В начале и конце учебного триместра (2018 г.) было проведено анкетирование студентов-бакалавров направлений «Юриспруденция» и «Конфликтология» Пермского государственного национального исследовательского университета. В анкетировании, целью которого было определение уровня сформированности soft skills, приняли участие сорок пять студентов I курса. Подавляющее большинство опрошенных отметили положительное значение работы по развитию soft skills для своего личностного и профессионального развития. Если в начале учебного периода студенты считали, что успех в профессиональной сфере зависит от уровня знаний человека, то по окончании курса обучения они пришли к выводу, что без должных мягких навыков сложно добиться успеха в профессии, а также взаимодействовать с окружающими. Проблемы в общении и нежелание развивать коммуникативные навыки, отсутствие готовности к интенсивному труду, работе в команде отмечались студентами как факторы, негативно влияющие на успешность в современном обществе. Такие навыки, как стремление к саморазвитию посредством постановки личностных и профессиональных целей, чтению специальной литературы, способность к межкультурному взаимодействию, грамотное управление своим временем, навыки работы с информацией и другие, по мнению студентов, являются крайне востребованными для специалиста XXI века.

Таким образом, существует необходимость развития мягких навыков у будущих выпускников вузов, о чём свидетельствует анализ ситуации на рынке труда и факторов, снижающих конкурентоспособность молодых специалистов.

Развитие soft skills имеет существенное значение для успешного достижения выпускниками поставленных целей, грамотного использования знаний и способностей в профессиональной деятельности.

Иностранный язык как учебный предмет обладает значительным потенциалом в плане развития у студентов университета дополнительных навыков. На практических занятиях применяются такие методы обучения, как развитие критического мышления через чтение и письмо, работа над проектами в парах и малых группах, изучение ситуаций из практики (case study), диалог и ролевая игра.

Продолжается работа по совершенствованию образовательных модулей, нацеленных на развитие дополнительных социально-личностных навыков у будущих выпускников вузов.

 

Литература

  1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [электронный ресурс]. – http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere
  2. Больше чем юрист. Как и для чего развивать soft skills [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.korpurist.ru/article.aspx?aid=674265
  3. Гайдученко Е., Марушев А. Эмоциональный интеллект [электронный ресурс]. – https://l-a-b-a.com/lecture/show/99
  4. Иванова Г. Н. Формирование академических и профессиональных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка в университете // «Евразийский гуманитарный журнал». – 2018. – № 3. – C. 125–131.
  5. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – Том 9. – № 1. – C. 1–18. [электронный ресурс]. – http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf.
  6. Назмиева Э.И. Иноязычная подготовка как фактор развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов негосударственного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 33–38.
  7. Татаурщикова Д. Soft skills [электронный ресурс]. – https://4brain.ru/blog/soft-skills.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 124 [электронный ресурс]. – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797862/
  9. Юрист: как построить карьеру в высококонкурентной области [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perm.hh.ru/article/302119
  10. Leki I. Academic Writing. Exploring Processes and Strategies. Cambridge University Press, 2006. 433 p.