Султанова Р.Ю.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный
РАЗВИТИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития системы трансфера технологий в России и за рубежом, отмечены барьеры, сдерживающие развитие отечественной системы трансфера технологий. Приводятся результаты рейтинга глобального инновационного индекса за 2018 год.
Ключевые слова: трансфер технологий, инновации, научно-технический сектор, государство, интеллектуальная деятельность.
Keywords: technology transfer, innovation, science and technology sector, state, intellectual activity.
Трансфер технологий является одним из важнейших факторов развития отдельных государств и мировой экономики в целом. Степень участия каждой страны в процессе создания и реализации результатов интеллектуальной деятельности в значительной степени обуславливает и перспективы научно-технологического развития страны, ее конкурентоспособность [1].
В целях оценки научного и инновационного потенциала с 2007 года каждый год рассчитывается глобальный инновационный индекс. В 2018 году исследование охватило 126 стран, анализ осуществлялся по 80 разным параметрам, эти 80 показателей были разделены на 6 категорий. Рейтинг возглавила Швейцария, на втором месте Нидерланды, Швеция на третьем. Россия находится на 46 месте с индексом 37,90, годом ранее наша страна была на 45 месте. В таблице 1 приведены страны, вошедшие в первую десятку рейтинга.
В субиндексе «качество инноваций» наша страна заняла 27 место. Субиндекс «качество инноваций» базируется на трех индикаторах:
- качество локальных университетов;
- индекс Хирша для цитируемых документов;
- вывод на глобальные рынки местных изобретений.
С первыми двумя показателями у России все в порядке, однако по третьему заметно существенное отставание. Из нашей страны было подано лишь1097 заявок на патенты через систему РСТ (международный патент, действующий на территориях разных стран), в то время как из США было подано – 56624, Китая – 48882, Германии – 18982 [2].
Инновационные системы лидирующих в рейтинге стран, построены благодаря реализации всесторонней государственной политики поддержки научно-технического сектора. К примеру, в Швейцарии государство осуществляет поддержку фундаментальных исследований, прикладные исследования в большинстве своем финансируются частным сектором. В стране имеется Государственная комиссия по технологиям и инновациям, Швейцарская организация трансфера технологий, Швейцарский национальный фонд научных исследований. Также в стране имеется Агентство по продвижению инноваций (CTI), деятельность данного агентства направлена на помощь ученым на стадии коммерциализации результатов их разработок.
Модель развития инновационного сектора в Швеции базируется на концепции «тройной спирали», что предполагает взаимодействие трех ее участников (государства, науки, бизнеса) на всех уровнях: региональном, национальном, интегральном. Этот подход обеспечивает эффективное развитие региональных инновационных систем, отраслевое и межотраслевое взаимодействие различных территорий Швеции. Это положительно влияет на уровень и качество жизни населения, приводит к улучшению экологической обстановки, повышению занятости и др. Таким образом, цели регионального и общенационального развития напрямую взаимосвязаны и достигаются при участии трех ведущих игроков.
Значительная часть исследований и разработок, осуществляемых при финансовой поддержке государства, выполняется в университетах и других высших учебных заведениях страны. Шведский научный совет занимается поддержкой фундаментальных исследований по таким направлениям как: биология, медицина, информационно- телекоммуникационные технологии, климатический контроль. Кроме того, в Швеции существуют министерские агентства, занимающиеся финансированием и поддержкой коммерциализации результатов исследований и разработок, среди них, Агентство по инновационным системам, Фонды трансфера технологий.
Важнейшее место в системе трансфера технологий Великобритании занимают так называемые технологические брокеры. Крупнейшим из них является Британская технологическая группа (BTG), ее главная задача – содействие передаче новых идей, знаний, результатов разработок из университетов, научно-исследовательских организаций промышленным путем продажи лицензий. Кроме этого, BTG занимается проведением экспертизы коммерческой значимости предложений исследователей, защитой в стране иностранной интеллектуальной собственности, патентованием за рубежом изобретений британских исследователей, а также финансированием одобренных инновационных проектов.
В США также имеется Национальная сеть передачи технологий, которая включает в себя Национальный центр трансфера технологий и шесть региональных центров, расположенных в разных штатах. Хотя все участники сети трансфера технологий имеют разные возможности и потребности, их деятельность нацелена на эффективное взаимодействие государства, бизнеса и науки в процессе разработки и применения знаний и технологий для обеспечения общего экономического роста.
Адресная государственная поддержка центров трансфера технологий в нашей стране началась в 2003 г., когда Министерство образования и науки РФ поддержало создание шести центров трансфера технологий. После чего поддержка центров трансфера технологий продолжилась в рамках 2-го этапа (2004-2006гг.) реализации ФЦП
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006гг. также было принято решение о создании региональных сетей центров трансфера технологий. В это же время было создано без привлечения средств федерального бюджета еще 30 организаций, занимающихся трансфером технологий. На конец 2016 г. в России насчитывалось 118 центров трансфера технологий, работающих в 49 субъектах РФ.
Центры трансфера технологий скапливаются в большинстве своем в научно- образовательной среде, которая является одним из генераторов новых знаний и инновационных технологий.
В современных условиях активно развивается Российская сеть трансфера технологий (RTTN), она является одним из главных инструментов развития национальной и региональной инновационной инфраструктуры. RTTN объединяет более 1400 российских предприятий, научно-исследовательских организаций и университетов, более
50 инновационных центров из 40 регионов России и СНГ. Ключевым конкурентным преимуществом RTTN является применение адаптированной европейской методологии трансфера технологий, что дает возможность выполнять трансфер технологий не только на национальном, но и на международном уровне.
Лидерство по числу центров трансфера технологий принадлежит Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, Ростовской области, Республике Татарстан. Кроме центров трансфера технологий, важнейшим инструментарием трансфера технологий из научно-образовательного сектора выступают малые инновационные фирмы. По стране на 2016 г. действовало 2251 малое инновационное предприятие, большая часть из которых была создана вузами.
Следует отметить, что еще одним из важнейших инструментариев трансфера технологий являются инжиниринговые центры (ИЦ), их ключевая задача – это реализация прикладных научных исследований, подготовка технико-экономических обоснований планируемых инвестиций и подготовка кадров. Также ИЦ занимаются проектированием, созданием и испытанием прототипов технических устройств.
Необходимо отметить, что система трансфера технологий в нашей стране находится еще в стадии формирования. Число организаций, которые занимаются передачей технологий из научно-образовательного сектора в реальный сектор экономики, не сравнится с числом таких организаций за рубежом.
Также необходимо отметить, что в процессе трансфера технологий имеется ряд барьеров, которые препятствуют эффективной передаче результатов исследований и разработок в реальный сектор экономики. К ним можно отнести следующие:
- отсутствие координации между разработчиками инновационной продукции и бизнес-средой в области спроса на актуальную для бизнеса продукцию и предложения таковой научно-образовательной средой;
- нередко инновационные разработки не бывают готовы к выходу на рынок, так как недостаточно хорошо развита система выхода инновационной продукции на рынок;
- невысокая активность разработчиков в патентовании своих изобретений, а это снижает выгоду от производства результатов интеллектуальной деятельности, так как незапатентованные результаты интеллектуальной деятельности (РИД) не становятся коммерческим продуктом;
- отсутствие инициативы и хорошей подготовки у научно-исследовательского персонала при принятии решений о коммерциализации РИД и об их переносе в реальный сектор экономики.
Нельзя не сказать о слабой заинтересованности бизнеса в разработках, полученных в научно-образовательной среде. Так, если сопоставить объем государственного финансирования науки в нашей стране и промышленно-развитых странах, то в последних преобладает финансирование со стороны предпринимательского сектора [3].
В целях повышения эффективности работы отечественных сетей трансфера технологий в условиях ограниченных возможностей сотрудничества с европейскими сетями трансфера технологий (из-за санкционной политики Запада), стоит активизировать действия по консолидации сетей трансфера технологий стран-участниц ЕАЭС. Эта мера поспособствует более интенсивному развитию инновационного предпринимательства и коммерциализации высокотехнологичных разработок на интеграционном пространстве.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что российские инновационные институты развития еще слишком молоды. В то же время, сфера трансфера технологий старается принимать эффективные меры для вывода инноваций на рынок.
Литература:
- Соловьева Ю. В. Формирование и развитие системы трансфера технологий в России и за рубежом.
- Global Innovation Index: место России в мире инноваций
- Жарова Е. Н. Грибовский А. В. Анализ современного состояния трансфера технологий в России и разработка предложений по повышению ее эффективности.