РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ КРИПТОЛОГИИ»

Наумова Е.И.
Учитель математики МБОУ Школа № 46, г.о. Самара

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ КРИПТОЛОГИИ»

Аннотация

В статье исследуются общие аспекты программы курса внеурочной деятельности по математике, который может быть широко использован в практике организации внеурочной деятельности или предпрофильной подготовки как в классах с углубленным изучением математики,
так и в профильных классах.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, математика, криптология.
Keywords: extracurricular activity, mathematics, cryptology.

ФГОС предполагает такую модель образования, при которой будут созданы условия самореализации ученика в образовательном процессе, условия формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Процесс обучения математике осуществляется через урочную и внеурочную деятельности, что способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса обучающихся.

Сегодня каждый из нас сталкивается с огромным потоком информации, которая с одной стороны, превратилась в самостоятельный и очень прибыльный вид бизнеса, с другой – очень уязвимый и требующий большой защищенности информационный ресурс. Этим вопросом с давних пор занималась наука криптология.
Следует отметить, что теория шифрования и дешифрования построена на серьезном математическом аппарате. Поэтому мы предлагаем для обучающихся восьмых классов курс внеурочной деятельности по математике “Основы криптологии”.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Программа включает три модуля:
«История тайнописи», «Основы криптологии», «Увлекательная криптография».
В первом модуле обучающиеся знакомятся с историей возникновения криптологии и выполняют групповое задание в виде плакатов, презентации или сайта, созданные с помощью сервисов WEB-2.0.
В модуле «Основы криптологии» обучающиеся изучают теоретические основы криптологии, решают задачи, осуществляют самостоятельны подбор задач, посвященных математическим основам криптологии, объясняют остальным ученикам.

При освоении третьего модуля обучающимся необходимо выполнить творческую работу: с помощью средств ИКТ смоделировать макеты ранее изученных шифровальных устройств. Обучающиеся готовят мини-презентацию своих макетов. Итоговым мероприятием будет игра:
«Криптоаналитики против криптографов», в ходе которой каждая из двух групп должна зашифровать и расшифровать сообщение, придуманное самими обучающимися.

Реализация программы предполагает развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, изучение истории математических открытий, формирование коммуникативных и ИКТ-компетенций.
Данный курс был апробирован в одной из самарских школ. В результате анкетирования обущающихся по завершению изучения курса получились следующие результаты: 100% обучающихся было интересно на занятиях, 63% хотели бы узнать о криптологии побольше, а вот 12% хотели бы связать с криптологией свою дальнейшую жизнь.
Математическое образование – это мощное средство интеллектуального развития обучающихся, которое обеспечивается систематическим, дедуктивным изложением теории в сочетании с решением целесообразно подобранных задач.

Литература:

  1. Бабайцев В.А., Гисин В.Б., Тищенко А.В. Математические основы криптографии: учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. М.: Финансовый университет, 2012. 96 с.;
  2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. – М.: Просвещение, 2013;
  3. Введение в криптографию/под общ. ред. Ященко В.В. – 3-е изд., доп. – М.: МЦНМО, 2000. — 288 с.;
  4. Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cryptolymp.ru/ – Дата обращения: 17.03.2017 г.
  5. Романова О.Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ООО/О.Н. Романова//Молодой ученый. – 2012. – №8. – с. 369–373;
  6. Технология организации внеурочной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sob.znate.ru — Дата обращения: 20.03.2017 г.;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543 – Дата обращения: 15.03.2017 г.