RESEARCH OF FACTORS OF THE STRESS DURING TRAINING IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Voronov N.A.

Candidate of Biology, senior teacher, departments of physical training of the Yaroslavl highest military college air defense of the Ministry of Defence of the Russian Federation

RESEARCH OF FACTORS OF THE STRESS DURING TRAINING IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Summary

The stress problem among experts in various fields of professional activity acquires the increasing scientific and practical relevance in connection with the continuous growth of social, economic, ecological, technological, personal activity of our life and a significant change in contents and working conditions of many professions.

Keywords: cadets, stress, military training

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме преодоления стрессового поведения различных профессиональных групп. Курсанты военного вуза, помимо решения задач нормативного развития, сталкиваются с конкретными задачами в связи с особенностями их профессионального становления в качестве офицеров.

Изменения в ритме жизни, распорядок дня в соответствии с Уставом, разлука с родственниками, постоянное поведение и общение, подчиненность, невозможность уединения, повышенная ответственность, определенные бытовые трудности и неудобства, интенсивность обучения в армии. Военный колледж предъявляет высокие требования к физическому и психическому здоровью обучающихся, благосостояние которых зависит от их способности справляться с трудностями, возникающими в их личном и профессиональном развитии.

Проблема стрессоустойчивости особенно актуальна сегодня в связи с профессиональной деятельностью военнослужащих. Это связано с особенностями военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно предполагает наличие внешних и внутренних факторов (которые являются постоянными или эпизодическими), которые усложняют и приводят к развитию сложных состояний: стресс и эмоциональный стресс, усталость, депрессия и даже невротические состояния. Эксперты в области психологии утверждают, что психические стрессы, неудачи, коллапс, страх и чувство опасности являются самыми разрушительными стрессорами для человека.

Помимо физиологических изменений, которые приводят к соматическим заболеваниям, они приводят к психическим последствиям эмоциональной перегрузки – неврозам [2].

Профессиональная деятельность в форме умственного и физического напряжения, чувство опасности характерно для военнослужащих. Им часто приходится выполнять различные задачи в экстремальных условиях. Эти состояния характеризуются наличием и агрессивным воздействием разнообразных неблагоприятных, неприятных и угрожающих факторов на психику, которые вызывают повышенный уровень психического напряжения.

В экстремальных условиях нарушается обычный способ работы и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, которые могут сопровождаться переутомлением, нервным истощением, полным нарушением активности, аффективными реакциями и психогенезом [3]. Воздействие экстремальных условий является не только прямой, непосредственной угрозой человеческой жизни, но и косвенным ожиданием ее реализации. Это означает, что военнослужащие подвергаются не только физической опасности, но и значительному риску для определенной группы психоневрологических расстройств, называемых посттравматическими стрессовыми состояниями. По некоторым данным отечественных и зарубежных исследователей, такие нарушения являются причиной нарушений профессиональной деятельности, досрочного освобождения, межличностных конфликтов, злоупотребления алкоголем и других негативных явлений.

Работа по установлению стрессоустойчивости у курсантов военных вузов в первую очередь включает изучение и анализ стрессовых факторов, присущих их предстоящей военно-профессиональной деятельности, поскольку возникновение стресса связано не с самой деятельностью, а с сопутствующими ей факторами соответственно повлиял на человека[5]. В то же время, глядя на стрессы, связанные с деятельностью офицера, следует предположить, что он одновременно выполняет обе задачи, которые определяются его статусом солдата, и что команда является главой армии.

Несмотря на значительный интерес к проблеме стресса, нет единой классификации факторов стресса[4]. Общей чертой для исследователей является то, что они могут быть крайними социальными, психологическими, экологическими и профессиональными факторами с точки зрения качества.

Если мы суммируем источники, которые мы проанализировали, можно предложить следующую классификацию стрессоров с точки зрения военно-профессиональной деятельности.

По характеру психосоциальной мотивации выделяются:

  1. Стресс ежедневно занят профессиональной деятельностью. Сюда входят особенности различных сфер деятельности, регулируемые приказами, нормативными документами.
  2. Стрессовая активность в экстремальных условиях. В данном случае речь идет о выполнении конкретных военно-профессиональных задач, связанных с риском, угрозой его возникновения.
  3. Стресс, связанный с семейной жизнью. Стрессорами могут быть развод, потеря близких, семейные конфликты и т. д.
  4. Стрессы морального характера, угрызения совести, ответственности за жизнь и здоровье людей, за выполнение поставленной задачи и т. д.
  5. Стрессовые социальные условия смешанного происхождения. Это, прежде всего, изоляция от привычной среды, связанная с изменением (утратой) значимых социальных связей.

Вышеуказанные стрессоры могут различаться по времени действия и характеру воздействия на психику солдата.

По времени действия могут быть:

  1. Стресс с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких дней): тревога и страх; неприятные физические ощущения; темп и скорость (необходимость обработки большого потока информации и принятия решения, необходимость показа максимальной скорости и скорости движения); отвлечение; неудачные действия.
  2. Стрессы при длительном действии (от нескольких месяцев до нескольких лет): долговременные нагрузки, вызывающие усталость (долговременные нагрузки, связанные с определенным риском и опасностью, защита ценностей, особые объекты, необходимость постоянно выполнять требования начальников в ограниченные сроки и т.д.); изоляция (связана с длительным расставанием с семьей и обычными условиями, командировками в напряженных условиях и т.д.); ведение длительных боевых действий.

По характеру воздействия на органы чувств можно назвать:

  1. Стрессы зрительно-психического ряда (смерть в глазах близких, коллег, взрывы; вид трупов, кровь и т.д.).
  2. Стресс слухового ряда (стрельба).
  3. Стрессовые тактильно-обонятельные серии (запахи газа и трупов, холода, жары, электрического тока и т.д.).

Как показывают теоретические и экспериментальные исследования, стресс в значительной степени является продуктом мышления и оценки ситуации, знания собственных способностей, степени обучения методам управления и стратегиям поведения в экстремальных условиях[1].

Чтобы справиться со стрессом, каждый человек использует свои собственные стратегии (стратегии выживания), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. Этот тип личных ресурсов обычно связывают с уровнем когнитивного развития, особенностями самооценки и уровнем самоконтроля, а также Устойчивость человека к стрессу в различных профессиях уже давно привлекает внимание психологов в различных областях.

Анализ факторов, вызывающих стресс в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек испытывает чувство внутренней неудовлетворенности и пустоты, поскольку он должен постоянно брать на себя социальную ответственность за других людей и принимать важные решения.

Профессиональная деятельность офицеров России характеризуется влиянием значительного количества стрессовых факторов и высокими требованиями к психическим качествам личности, которые обеспечивают корректное поведение и эффективную стрессоустойчивость как в повседневной жизни, так и при выполнении боевых задач.

Bibliography

  1. Bolotin A.E., Borisov A.V., Skripachev S.A. the psychology and pedagogical conditions necessary for effective rationing of a training load in the course of physical training of cadets of HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS of air defense // Scientific notes of the university of P.F. Lesgaft. 2014. No. 8 (114). Page 39-42
  2. Military psychology and pedagogics // Under the general editorship of V.F. Kulakov. — M.: Perfection publishing house. 1998 — from 98 pages.
  3. Voronov N.A. Regularities of psychology of physical training // In the collection: Current trends and innovations in development of the Russian science. Collection of scientific articles. Scientific editor A.S. Starun. Moscow, 2018. Page 34-36
  4. Voronov N.A. Sports psychology – cross-disciplinary science//Colloquium-journal. 2018. No. 7-4 (18). Page 50-52
  5. Management of physical culture and sport in modern conditions: manual / V.E. Gorshkov, V.A. Kakuzin, A.V. Pochinkin. – Malakhovka: MOGIFK. 2013. – 68 pages.