РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ МОРДОВИИ

Шигурова Т.А.
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ МОРДОВИИ

Аннотация

В статье рассматривается ценность декоративно-прикладного искусства, являющегося эффективным средством обучения и воспитания молодого поколения, фундаментом профессионального образования. Констатируется наличие непрерывного трехступенчатого образования «школа — училище — вуз» в сфере культуры и искусства Республики Мордовия. Обосновывается необходимость активного использования изделий декоративно-прикладного искусства для решения практических задач, а также с целью эстетического преобразования пространства, наполнения его силой информационного и эмоционального воздействия в разных формах образовательно-воспитательной деятельности, охватывающей разные категории граждан – детей, пожилых людей, инвалидов, Результаты исследования могут быть использованы при создании развивающих, коррекционных и оздоровительных программ для различных возрастных групп населения.

Abstract

The article discusses the value of arts and crafts, which is an effective means of training and educating the younger generation, the foundation of vocational education. The existence of a continuous three-stage education “school-college-university” in the sphere of culture and art of the Republic of Mordovia is stated. The necessity of active use of arts and crafts products for solving practical problems, as well as for the purpose of aesthetic transformation of space, filling it with the power of information and emotional impact in various forms of educational and educational activities, covering different categories of citizens — children, the elderly, the disabled studies can be used to create developmental, remedial and wellness programs for different age groups population.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, вышивка, ювелирное искусство, Республика Мордовия, этно-культурное образование, воспитательный потенциал, духовно-нравственные ценности.
Keywords: arts and crafts, embroidery, jewelry art, Republic of Mordovia, ethno-cultural education, educational potential, spiritual and moral values.

Традиционное декоративно-прикладное искусство мордвы создавалось на протяжении веков в результате коллективного творчества многих поколений одновременно с этногенезом – процессом сложения этнической общности. Воспринимаемый и осмысливаемый окружающий мир был раскрыт и зафиксирован человеком в разнообразии образов мифологических существ, героев устного народного творчества, художественных элементах танцевального, музыкального, декоративно- прикладного искусства. В этнической культуре мордвы (мокши и эрзи) наблюдается богатая палитра художественных образов.
К изумительным творениям декоративно-прикладного искусства мордвы относятся предметы повседневной крестьянской жизни, создаваемые из доступных, существующих в природе натуральных предметов и веществ, таких как глина, кожа, мех, шерсть, дерево, кора, лыко, растительные волокна, камень (из привозных материалов), перо, конский волос. Кроме того, использовались искусственные материалы, например, металл (различные сплавы), стекло (в привозных украшениях) и др. Техника выполнения изделий декоративно-прикладного искусства также характеризуется разнообразием: резьба, роспись, вышивка, плетение, вытяжка, гравировка, зернь, ковка, набойка, литьё, пайка, скань, чеканка, штамповка и т.д. Функциональный аспект определяет назначение предметов в широком смысле слова (игрушки, мебель, посуда, одежда, украшения).

Художественный образ, зафиксированный в рамках дошедшей до наших дней традиции декоративно-прикладного, музыкального искусства и в произведениях фольклора – важнейшее достижение традиционной мордовской культуры. В нем – показатель силы и яркости ее духа, глубина чувства общечеловеческой истории и судьбы, разгадка многих спорных вопросов происхождения мордвы (мокши и эрзи) и этнокультурных взаимоотношений с окружающими народами. Продолжая свое развитие в поликультурном пространстве современной России, усложняясь и обогащаясь со временем, народное искусство представляет собой самостоятельную ценность культуры, является эффективным средством обучения и воспитания молодого поколения, фундаментом профессионального индивидуального декоративного творчества мастеров Республики Мордовии.
Изучение народного декоративно-прикладного творчества мордовского народа – способ освоения и сохранения исторического и художественного опыта, это отбор и сохранение наиболее важных достижений творческой деятельности, выдержанных временем и проверенных практикой поколений.

Декоративно-прикладного искусство достаточно широко освещено в научно- популярной литературе (см.: [1, 2, 3, 4, 5]). Однако не разработанными остаются многие вопросы становления, этапов развития народного искусства, его влияния на формирование личности человека. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, рассчитанной на ближайшие 10–15 лет, определены в качестве приоритетов направления, позволяющие получить научные и научно-технические результаты и создать новые инновационные технологии, которые будут востребованы на внутреннем рынке продуктов и услуг, позволят занять устойчивое положение России на внешнем рынке. Изделия декоративно-прикладного искусства не только служат практическим целям человека, но и преобразуют эстетическое пространство, формируют новое «живое» пространство, владеющее высокой силой информационного и эмоционального воздействия, где раскрывается нравственный и духовный мир ушедших эпох и человек невольно вступает в диалог с уже не существующими культурными реалиями. Красота и утилитарность в них гармонично дополняют друг друга, поэтому они постоянно востребованы на рынке товаров и услуг.
Культура всегда связана с прошлым, настоящим и будущим.

Через объектив искусства каждый народ создает свой неповторимый образ мира, формируемый конкретной культурой, обладающий внутренним постоянством, цельностью и нравственной силой, позволяющими определять искусство в качестве «кода» культуры (см.: [6, с. 174]). Уникальным произведением декоративно-прикладного искусства, сочетающим утилитарность с художественностью исполнения технологических приемов, является традиционный мордовский костюм, очаровывающий «силой, «мощностью» образа, жизнерадостностью колорита, мелодичностью звучания» [7, с. 98]). Он воплощает в себе культурную память о далеких предках, визуализацию «связи времен», своеобразия сформированной традиции, общественных форм поведения, ритуализации пространства (см.: [8, с. 198]).
Вышивка заслуженно считается наиболее значительным технологическим приемом декора традиционной мордовской одежды, тканых бытовых изделий. Исследователи начала ХХ века неоднократно отмечали трудолюбие и мастерство мордовских вышивальщиц, которые затрачивали много времени и сил на украшение своей одежды.

Особенности культуры проявляются в различиях покроя мокшанской и эрзянской рубахи, способах ношения отдельных частей в комплексе, составе необходимых деталей, а также в специфике вышивки [9, с. 297–298].
Основным хранилищем и преобразователем культурных народных традиций во все времена считается система образования, участвующая в становлении менталитета личности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения. На сегодняшний день перед образованием стоит сложнейшая задача – сформировать активную творческую личность, которая сможет найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся реальности.
В последние годы в научной среде сложились различные подходы к определению места традиционной культуры и искусства в содержании образования. Среди них выделяют культурно-исторический, аксиологический, православно-христианский подходы. В качестве нового направления в воспитательно-образовательной практике формируется представление о ценности поликультурного образования. Данное понятие стало активным элементом научной терминологии, хотя в его понимании нет единства: оно стоит в одном ряду с понятиями «этнохудожественное», «национально- региональное», «этно-региональное», «этнокультурное» и др. Об их близости говорит направление содержания воспитательной деятельности на достижение общей цели – воспитать толерантную личность, которая на основе культурного диалога будет способна активно взаимодействовать с представителями других культур.
Процесс непрерывного образования в сфере культуры и искусства «школа — училище — вуз» на территории Мордовии формировался в довольно длительный период (см.: [10, с. 66–69]). Началом обучения детей народному художественному творчеству явилось появление первой художественной школы в 1940 году. В ХХI веке художественное образование предоставляют не менее тридцати учреждений дополнительного начального образования.
Одновременно совершенствовалась система среднего образования (1966 г. – Ичалковское педагогическое училище им. С. М. Кирова с отделением «Дизайн»; 1977 г. – Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова). Республиканское училище культуры в конце ХХ века открыло прикладное отделение, а в начале ХХI века было органично преобразовано в отделение среднего профессионального образования Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва».

Следующим этапом в Мордовии стало формирование третьей ступени высшего художественного образования, когда на базе Мордовского государственного университета в Институте национальной культуры открылись специальности «Дизайн среды»,
«Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Народное художественное творчество» – квалификация «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», а на архитектурно-строительном факультете – «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Искусство интерьера». Следует отметить, что в этот период наблюдалось повышенное внимание правительства нашей страны к традиционной финно-угорской культуре, и в том числе к культуре Мордовии, что выразилось в поддержке многих национально- художественных, образовательных проектов, в возрождении некоторых традиционных обычаев и обрядов. Так, в Республике Мордовия с 2004 года ежегодно организованно проводятся народные праздники «Масленица», «Троица», «Сабантуй» и др. Все общественные мероприятия сопровождаются концертами фольклорных ансамблей и выставками изделий декоративно-прикладного искусства, на которых представлены разнообразные произведения: расписная керамическая продукция, плетения из соломки и лозы, резьба по дереву, вышивка и др.

Востребованность поликультурного образования предопределяется введением в образовательный процесс знаний о народной культуре, социальных нормах поведения, духовно-нравственных ценностях. Важным является приобщение к культурным и художественным достижениям других народов, воспитание дружеского отношения к людям разных национальностей, а также применение опыта народного воспитания для развития интереса к собственной истории. Этнокультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом в формировании толерантности, развитии межнационального общения, а также в профилактике межнациональных конфликтов. Такой аспект образовательной деятельности способствует не только пониманию духовных ценностей других культур, но и сохранению собственной культурной идентичности.
Современный период развития культуры в условиях многоязычия и поликультурности выдвигает целый ряд теоретических и практических проблем. В начале ХХI века в условиях социально-экономических и политических преобразований сложилась новая общественно-политическая ситуация, влияющая на формирование самосознания личности. Использование региональных особенностей в поликультурном образовательном пространстве является необходимой составляющей. Благодаря профессиональному опыту педагогов всей трехступенчатой системы образования в сфере народной художественной культуры, изучения народного художественного творчества на территории Мордовии созданы развивающие, коррекционные и оздоровительные программы для различных возрастных групп. Приобщение детей к народной художественной культуре начинается с дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего процесса обучения в школе.

Необходимо активнее использовать разнообразные формы образовательно- воспитательной деятельности не только для детей, но и для инвалидов, пожилых граждан в рамках достижения результатов по приоритетным направлениям научно- технологического развития Российской Федерации, установленным Стратегией, Правительством нашей страны по согласованию с Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, формировать комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания продуктов и услуг, их выхода на рынок.
Возрождение интереса к своим собственным корням, истории, этнической специфике, потребность понять сокровенную тайну отличия собственной культуры от других культур становится наиболее яркой тенденцией общественного развития современности. Это проявилось в готовности народов изучать и возрождать свою историю, свою культуру, свой язык, свое искусство. Мы придерживаемся той точки зрения, что поликультурное пространство в российской действительности, находящейся на стадии коренных изменений во многих сферах жизни, объективно признанный фактор развития нашей многонациональной цивилизации. Оно источник динамичности, творческого обновления, силы и прочности всей системы культуры, в формировании которой «принимали участие народы, различные по своему происхождению и языку» [11, с. 200].

Формирование гармоничной и творческой личности, способной совершать «рывок вперед» «для решения сверхзадачи» в области основных направлений развития страны, способной осваивать высокие технологии, развивать науку, инфраструктуру, здравоохранение и образование, сложно представить без участия искусства в целом и декоративно-прикладного искусства, в частности. Искусство подобно увеличительному стеклу концентрирует все значимые ценности, каноны, образы мира, дозировано и благотворно регулирует вхождение ребенка, молодого человека в «чужую» или «собственную» культуру, раскрывает тайны прошлого и способно заглянуть в будущее.
Изучение мордовской вышивки, ювелирного искусства, народного танца и песни развивает интеллект, знакомит с историей народа, его культурой, с разнообразием народных промыслов на территории края, позволяет познакомиться с традициями, которые передаются из поколения в поколение, орнаментальным богатством, фиксируемом в росписи по дереву и глине, плетении из бисера, в кружевоплетении, в создании традиционной игрушки.

Литература:

  1. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу). Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1960. 228 с.
  2.  Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Вышивка, шитье бисером, узорное тканье, резьба по дереву. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 119 с.
  3. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 118 с.
  4. Петербургский И.М. Ювелирное искусство // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. С. 782–786.
  5. Нeikel A.O. Trachten und Muster der Mordvinen. – Helsingfors, 1899. ХХVII s.
  6. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 384 с.
  7. Шигурова Т.А. Изучение мордовской вышивки в контексте этнокультуры // Интеграция образования. 2011. № 3 (64). С. 98–102.
  8. Шигурова Т.А. Истоки национального орнамента в мордовской культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 4 (10): в 3-х ч. Ч. II. С. 195–199.
  9. Шигурова Т.А. Информационный потенциал текста мордовского костюма // Регионология. 2011. № 2 (75). 297–298.
  10. Беломоева О.Г. Народное искусство в контексте системы художественного образования Мордовии // Финно-угорский мир. 2015. № 4. С. 66–69.
  11. Шигурова Т. А. Текст мордовского костюма как «память культуры» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 5 (11): в 3-х ч. Ч. III. С. 197–201.