Алтай А.
Магистр юридических наук, Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
РОЛЬ ОБСЕ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ КАК МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Аннотация
Для формирования мирного и демократического общества институт выборов является главным фактором реализации этой цели, а наблюдения за избирательным процессом дает гарантии прозрачности и честности этих процессов играя роль надзирателя всего механизма. Данной статья рассматривается роль международных наблюдателей как источника совершенствования избирательного права и роль организации ОБСЕ как главного международного наблюдателя.
Ключевые слова: Международные наблюдатели, стандарты ОБСЕ, выборы, избирательный процесс.
Keywords: International observers, the standards of the OSCE, the elections, the electoral process.
Первоочередная цель международного наблюдения — подтверждение демократичности избирательного процесса, то есть оценка того, насколько свободным было волеизъявление граждан. Поэтому в документах, обобщающих впечатления наблюдателей, оценивается не только легальность выборов (соответствие требованиям национального права), но и легитимность (соответствие международным избирательным стандартам) [1, 670]. Наблюдение за выборами основывается на двух фундаментальных принципах: во-первых, явного намерения правительства обеспечить демократичность выборов. А во-вторых, наблюдатель действует объективно, не вмешиваясь в процесс оценивая и тем самым давая направление для исправление каких либо упущении в будущем.
Как правило, становление и развитие международного института — это окончательная точка определенного социального и политического процесса. Данное правило можно проследить на примере становления и развития института иностранных (международных) наблюдателей на выборах. Началом становления института международных наблюдателей считается 1857 год. Тогда дипломаты Франции, Великобритании, России, Пруссии, Австро-Венгрии и Турции следили за прохождением плебисцита в Молдавии и Валахии. В результате плебисцита эти регионы были выведены из-под административного управления Австро-Венгрией и в 1859 году образовали новое государство – Румынию [2, 72].
Оcновой к становлению международных наблюдателей за ходом выборов как легитимного института является образования ООН и, принятие наиважнейшего документа, называемого как «Всеобщая Декларация Прав Человека» принятый 1948 году. Согласно п. 3 ст. 21 этой декларации «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [3].
Механизм деятельности международных наблюдателей за ходом выборов нужны для того что бы обеспечить честные выборы, которые являются основой демократической системы власти современного общества. Присутствие иностранных, тем самым беспристрастных наблюдателей позволяет создать легитимные институты власти. ООН декларирует, что «наблюдение за выборами — это наиболее транспарентный и методичный способ продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека» [2,75]. Со временем были приняты ряд документов обеспечивающих их деятельность такие как: Декларация принципов международного наблюдения за выборами от 27 октября 2005 года, Руководство по наблюдению за выборами ОБСЕ/ БДИПЧ ( Варшава, 2010 год, переизданных в шести изданиях (Опубликованный в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Al. Ujazdowskie 19 00-557 Warsaw Poland www.osce.org/odihr), Руководство Европейского Союза по наблюдению за выборами (Европейская комиссия, 2008) Положение о Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах (Утвержденного решением Совета министров иностранных дел государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 15 мая 2006 года № 8), Критерии для наблюдения за выборами: Руководство для избирательных наблюдательных миссий Организации американских государств (март 2008), Резолюция 1771 (2010) «Международно признанный статус наблюдателей за выборами» (12 ноября 2010 года) и т.д.
Наблюдение за выборами – один из главных компонентов деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), имеющей своей целью поддержку прав человека, демократии и верховенства права на всей территории Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Являясь сообществом государств, приверженных уважению прав человека, демократии и верховенства права, ОБСЕ придает особое значение демократическим выборам как одному из основных факторов долгосрочной безопасности и стабильности. Все государства – участники ОБСЕ приняли на себя обязательство приглашать на свои выборы между народных наблюдателей от других государств – участников ОБСЕ, от БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Тем самым, государства-участники признают, что наблюдение может сыграть важную роль в повышении прозрачности и подотчетности выборов, а также в укреплении доверия общества к избирательному процессу. Направление наблюдателей явным образом поддерживает развитие демократических процессов и может содействовать государствам участникам в достижении заявленной ими цели– проведению подлинно демократических выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ.
Деятельность БДИПЧ в области наблюдения за выборами демонстрирует стремление ОБСЕ оказывать помощь государствам участникам в формировании прочных и жизнеспособных демократических институтов. Хотя традиционно основное внимание всегда уделялось наблюдению за выборами в странах, находящихся на этапе перехода к демократии, другие государства – участники ОБСЕ также получают пользу от целевого наблюдения или оценки их избирательных процессов. Следует отметить, что, согласно принципу равенства суверенных государств, сформулированному в Хельсинки в 1975 году, все 56 государств участников в равной степени связаны одними и теми же обязательствами, которые применяются к каждому из них. С учётом данного положение, БДИПЧ расширяет горизонты своей деятельности по наблюдению за выборами во всем регионе ОБСЕ.
Цель любого мероприятия БДИПЧ по наблюдению за выборами состоит в том, чтобы оценить, в какой степени данный избирательный процесс соответствует обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов, отражены ли такие обязательства в национальном законодательстве и как это законодательство выполняется. В задачи наблюдения за выборами также входит определение направлений необходимых улучшений, а также выработка конкретных и действенных рекомендаций для исправления упущении допущенных государствам по проведению демократических выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ.
Согласно принятому в ОБСЕ 1990 году Копенгагенской Декларации, в которой указано, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям таких как: свободные, честные, тайные, равные, универсальные, прозрачные и подотчетные. Где роль наблюдателей является важной неотъемленной частью реализации демократических выборов.
Копенгагенский документ обязывает государства-участники ОБСЕ приглашать наблюдателей из любых других государств-участников ОБСЕ, а также из местных и международных организаций, для наблюдения за проведением национальных выборов. А также подчеркивает роль неправительственных организаций в оказании содействия по обеспечению соблюдения прав и основных свобод человека в своих странах, и требует, чтобы государства-участники разрешали и поощряли деятельность таких организаций по установлению и поддержанию контактов и сотрудничеству с группами, действующими за пределами их государств, в том числе в области наблюдения за выборами.
В последние документы ОБСЕ содержат дополнительные обязательства, связанные с возрастающей ролью БДИПЧ в области выборов и наблюдений за ними, и необходимостью незамедлительно реагировать на заключения БДИПЧ с оценкой проведения выборов и его рекомендации. Для того, чтобы обеспечивать открытость избирательного процесса, избирательная система должна четко определить роль наблюдателей, включая международных наблюдателей, а также представителей средств массовой информации, политических партий, и кандидатов на всех этапах его реализации.
24 параграф Копенгагенского документа требует, чтобы все юридические положения обеспечивали эффективную реализацию прав, что применимо и к наблюдению за выборами. Важно отметить, что Копенгагенский документ гарантирует возможность осуществления наблюдений за выборами любыми подходящими для этого частными учреждениями или организациями, как внутренними, так и зарубежными. Это расширенное определение направлено на то, чтобы позволить неправительственным организациям принимать участие в наблюдении за выборами и освободить их от необходимости соответствовать обременительным требованиям аккредитации, необходимой для доступа на избирательные участки [4, 90].
Таким образом, можем сделать выводы что международное наблюдение за выборами является проявлением интереса международного сообщества к обеспечению демократических выборов как мериле реализации прав человека, верховенство права и закона. Международное наблюдение за выборами – это наблюдения за соблюдением прав человека и осуществляться путем поддержания высших стандартов избирательного права, и беспристрастности при оценки всего процесса. Оно обеспечивает оценку избирательных процессов в соответствии с международными принципами проведения подлинно честных демократических выборов и национального законодательство страны проводившего выборы, в то же время исходит из признания того, что не кто иной, как население страны, в конечном итоге решает вопрос о легитимности процесса выборов и доверии к его результатам. В этом плане БДИПЧ осуществляет наблюдение за выборами в государствах-участниках ОБСЕ для оценки того, насколько выборы уважают основные свободы и характеризуются равенством, универсальностью, политическим плюрализмом, доверием, транспарентностью и подотчетностью. Долгосрочная, всеобъемлющая, последовательная и систематическая методология наблюдения за выборами стала основой доверия БДИПЧ в этой области.
Литература:
- Международные избирательные стандарты: Сборник документов и материалов. Выпуск пятый / Отв. ред. кандидат юридических наук И.Б. Борисов и доктор юридических наук В.И. Лысенко. — М.: Российский общественный институт избирательного права, 2017. — 670-699 с.
- Шлюндт Н.Ю., Подворчан И.А. История института международных наблюдателей /сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Сочи, 23 июня 2017 г.) – Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2017. – 72-75 с.
- Всеобщая декларация прав человека
- Существующие обязательства в отношении демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ /Опубликовано Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) OSCE/ODIHR Al. Ujazdowskie 19 00-557 Warsaw, Poland www.osce.org/odihr
- Лазько Е.А. ОБСЕ на современном этапе: проблемы и перспективы / Дисс. канд. полит. наук. М., 2006
- Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и Приложение (1990)