РОЛЬ ПРАВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Смирнов И.С.
Студент института права, Самарского государственного экономического университета, г. Самара

РОЛЬ ПРАВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Научный руководитель: Калашникова Е.Б.
К.и.н., доцент кафедры теории и философии права СГЭУ

Аннотация

В данной статье рассмотрены роль права в условиях стремительного развития цифровой экономики во всем мире и в частности России. Право и экономика неразрывны. В постиндустриальном обществе бурное технологическое развитие информационных технологий, разработка и усовершенствование процессов информатизации общества способствовали образованию цифровой экономики. Появление цифровой экономики способствовало созданию и проработки новых инструментов управления государственной экономикой. Роль права в экономической жизни общества весьма обширна.

Abstract

This article discusses the role of law in the conditions of rapid development of the digital economy throughout the world and in particular Russia. Law and economics are inseparable. In the post-industrial society, the rapid technological development of information technologies, the development and improvement of the processes of informatization of society contributed to the formation of the digital economy. The emergence of the digital economy has contributed to the creation and development of new tools of influence, the management of the state economy. The role of law in the economic life of society is very extensive.

Ключевые слова: роль права, цифровая экономика, государственно-правовая сфера, цифровые технологии, инновационное развитие.
Keywords: the role of law, digital economy, state and legal sphere, digital technologies, innovative development.

Термин «Цифровая экономика» ввёл американский информатик Николас Негропонте в 1995 году. Цифровая или как её ещё иногда называют электронная, веб-, интернет-экономика представляет собой экономическую деятельность посредством цифровых технологий. [1]

Применение интернет-технологий способствует обширным широкомасштабным изменениям в секторе экономики. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют сложившиеся общественные взаимоотношения, поэтому в настоящее время происходит становление нового, информационного общества, которое носит название «цифровая экономика». Цифровая экономика имеет большой интерес к себе со стороны всего научного сообщества.

Одним из главных направлений научного поиска является осуществление доктринального освоения абсолютно новых явлений и процессов, возникающих и впоследствии протекающих в государственно-правовой сфере общества под воздействием цифровизации экономики, управления и права. [2]

В настоящее время цифровая экономика рассматривается как категория, объединяющая не только электронную торговлю, электронные финансовые услуги, но и другие цифровые решения для бизнеса, а также для граждан и государства. В понимании международных организаций, в частности, Всемирного банка, цифровая экономика охватывает и государственное управление на основе ИКТ (электронное правительство).

В Российской Федерации с появлением и внедрением цифровой экономики сформированы и утверждены следующие нормативно-правовые акты: В 2017 году принято распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632- Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принят Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», который предусматривает полноценное обеспечение национальных интересов в области данной экономики. [3]

В течение последних лет понятие «цифровая экономика» стало употребляться в стратегических документах российского государства. Экспертное сообщество принимает участие в создании цельной концепции цифровой экономики, используя зарубежные и международные достижения в этой области. 1 декабря 2016 г. Президентом РФ дано поручение разработать и утвердить в первом полугодии 2017 г. программу «Цифровая экономика», предусмотрев создание правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов ЕАЭС. Эта работа проводится на основании ряда актов, заложивших основы для формирования цифровой экономики, таких как упомянутая выше Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)», Государственная программа «Информационное общество» на 2011—2020 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313)[, Концепция региональной информатизации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р) и др. [4]

26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге главы государств ЕАЭС приняли Заявление о цифровой повестке Евразийского экономического союза, где они выразили стремление обеспечить необходимые условия для формирования цифровой повестки ЕАЭС, в том числе путем: а) разработки нормативно-правовой базы цифровой экономики государств-членов ЕАЭС; б) подготовки предложений и обмена опытом в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; в) создания государственно-частных партнерств в области цифровой экономики; г) стимулирования и поддержки цифровых инициатив и проектов; д) поддержки диалога между всеми заинтересованными организациями и гражданами государств — членов ЕАЭС и продвижения лучших практик в области цифровой экономики.

В Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза определен перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества государств — членов ЕАЭС. В данном перечне предусмотрены сектора научно-технической и инновационной сферы, которые тесно связаны с цифровой трансформацией промышленности и формированием единого цифрового пространства промышленности ЕАЭС, а именно: информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, суперкомпьютерные технологии (п. 4), когнитивные технологии, технологии искусственного интеллекта, робототехника (п. 5), цифровое проектирование и моделирование (и. 11), квантовые технологии (и. 14), интернет-технологии в промышленности (и. 15), а также другие сектора (транспортные технологии; космические технологии; энергоэффективность и энергосбережение, смарт-грид технологии, новые источники энергии; технологии безопасности; аддитивные технологии). [5]

Цифровая экономика России на современном этапе своего развития будет складываться в большей степени способностью качественно и оперативно внедряться в глобальные процессы, а для реализации поставленных задач необходимо защитить интересы не только привлеченных инвесторов, бизнес сообществ, в частности юридических лиц, но и интересы физических лиц — простых граждан.

Согласно отчету Департамента государственного управления Министерства экономического развития РФ «Цифровая экономика» сформирует серьезные риски и угрозы. К таким рискам с уверенностью можно отнести структурную безработицу, новые виды социального неравенства, непредсказуемое трансграничное перемещение информации, риски утраты личных данных, приватности. Поэтому по этой причине была разработана и утверждена Правительством РФ комплексная программа мер, которая поспособствует уравновешиванию баланса между экономическим ростом и информационной безопасностью, защитой интересов граждан», — отметил Павел Малков. [6]

Главным разделом программы является блок задач, связанный с нормативным регулированием, формированием благоприятного правового режима для цифровой экономики. Ключевые – это снятие ограничений и создание правовых институтов, комплексное законодательное обеспечение, меры по стимулированию экономической деятельности, подготовка методической основы для развития соответствующих компетенций у специалистов, которые будут принимать непосредственное участие в области регулирования цифровой экономики.

Павел Малков в 2017 году выделил три этапа решения поставленных задач – краткосрочные меры, в результате которых необходимо найти и ликвидировать наиболее проблемные моменты, определить базовые механизмы и создать цифровую среду доверия (2017-2018 годы), среднесрочные (2019-2020 годы) и долгосрочные мероприятия (2020-2021 годы). Но к 2020 году в государстве должны подойти с новым пониманием комплексного законодательного регулирования отношений в цифровой экономике.
В 2017 был подготовлен план мероприятий по нормативному регулированию цифровой экономики при участии более 400 экспертов из различных отраслей. Работа над планом выявила более 250 регуляторных барьеров для развития цифровой экономики. Для их устранения будут разработаны более 50 пакетов законопроектов, охватывающих Гражданский и Налоговый кодексы, законы о персональных данных, об информации, о связи и другие нормативные документы. Принятие данных законопроектов запланировано на 2018-2019 годы. [7] [8]

Всестороннее правовое регулирование определит стратегию развития законодательства, каким образом будут взаимодействовать его отрасли, какие новые понятия необходимы, какие субъекты и виды правоотношений возникают в ходе перехода в цифровую реальность. В концепцию также будут включены новые инструменты регулирования, описания правовых режимов, а также такие сложные темы как регулирование киберфизических систем.

В концепции организации процесса управления изменениями, в свою очередь, предполагается закрепить порядок сбора информации о качестве регулирования, механизм его постоянного изменения и адаптации, порядок взаимодействия с международными площадками и сбора актуальной библиотеки знаний по тематике цифровой экономики.

На сайте regulation.gov.ru. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов проходят общественные обсуждения проектов нормативно правовых актов и размещаются результаты их обсуждений, в том числе связанные и с цифровой экономикой.

Право испытывает прямое и косвенное влияние цифровизации, претерпевает различные трансформации. В Российской Федерации цифровую экономику только начинают внедрять. Сейчас научные сообщества совместно с Правительством РФ и Минэкономразвития решают стоящие острые вопросы в реализации и внедрения такой экономики. В МГУ создан центр цифровой экономики во главе с академиком Соколовым И.А.. Разрабатываются и принимаются постановления и указы, как Президентом РФ, так и Правительством РФ, для урегулирования нового вида экономики.

Следует учесть, что в результате перехода совершенно на новые механизмы управления появятся новые риски и угрозы в сфере цифровой экономики, данные риски основываются на внедрении современных компьютерных технологий и программного обеспечения, необходимо провести предусмотрительную работу на выработку механизмов парирования. [9]

Несомненным остается факт, что появление большого множества прорывных технологий способствует качественному изменению жизни людей, что предусматривает устранение некоторого количество старых и создаст множество новых профессий. Безусловно, цифровизация мира также предусматривает изменения во всех отраслях, что отразится на появлении множества новых компаний, с лидерами во главе компании, способными удержаться в мире цифровой трансформации. [10]
Помимо решения быстрых задач, снятия ключевых барьеров, перечисленных в проекте плана, нужно сформировать подходы к долгосрочному развитию нормативного регулирования цифровой экономики.

Литература:

  1. Глоссарий: Сетевая экономика [Электронный ресурс]: http://www.glossary.ru/ Дата обращения: 04.01.2019
  2. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права – 2018 — №1 – с.85-102.
  3. Городов О.А., Егорова М.А. Государственное регулирование в цифровой экономики // Международный научно-практический журнал «Право и цифровая экономика» / International research and practice journal «Law and digital economy» — 2018 — №1 – с.1-40.
  4. Право в условиях цифровой реальности [Электронный ресурс]
  5. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosgv/2017271102
  6. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., 2015. с. 27. [Текст]
  7. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: regulation.gov.ru
  8. В.В. Иванов, Г.Г. Малинецкий — Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / Российская академия наук: М., 2017. с. 64.
  9. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018 — 131 с.