Маевская Л.Б.
Кандидат исторических наук, Исламский университет, г. Киев
РОЛЬ ТАКФИРА (ОБВИНЕНИЯ В НЕВЕРИИ) В УЧЕНИИ ИБН ТАЙМИИ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учение Ибн Таймии о такфире, разработанное им в XIII-XIV вв. стало основой для формирования экстремистской концепции «Аль-валя аль-бара» («Симпатии и антипатии») у представителей ваххабитской секты. В нашем исследовании проведено комплексное изучение концепции такфира, которая была разработана Ибн Таймией. Отметим, что в отечественной науке, комплексное изучение данной проблематики не проводилось и существуют общие работы, посвященные учению Ибн Таймии и его отношения к христианам.
Для решения данной проблематики мы сформулировали следующие исследовательские задания:
• рассмотреть понятие «куфр» в исламской терминологии;
• изучить трактовку данного термина Ибн Таймией;
• акцентировать внимание на особенностях вынесения такфира данным религиозным деятелем;
• выделить каким сектам он выносил обвинение в неверии
• отметить влияние идей Ибн Тамии на формирование ваххабитской концепции «Симпатии и антипатии».
В нашей работе были рассмотрены понятия куфр и такфир, как они представлены в исламском учении. Также была изучена трактовка данных терминов Ибн Таймией и отмечена оригинальность его идей относительно того, кому следует, а кому не следует выносить такфир. В отличие от исламских ученых он полностью оправдывает куфр по не знанию, исламские ученые ставят условия, в каких случаях можно оправдывать, а в каких нельзя. Таке он выносит оправдание относительно словестного куфра и ошибок, ведущих в неверие при вынесении религиозных заключений (фатв). В тоже время он выносит такфир в адрес всех своих идеологических противников, начиная от мусульман-суфиев, сект друзов и алавитов и, заканчивая, христианами. Ко всем этим религиозным сообществам он имел резко негативное отношение и даже, лично участвовал, в военных походах против алавитов. Идеи Ибн Таймии, оказали решающее значение на основателя ваххабизма Ибн Абд аль-Ваххаба и на разработанную его приверженцами концепцию «Симпатии и антипатии».
Abstract
The research topic is relevant due to the fact that Ibn Taimiyah’s teaching about Takfir, developed by him in the XIII-XIV centuries, has become the basis for the formation of the extremist concept of «al-Val al-bar» («Sympathy and antipathy») among the representatives of the Wahhabi sect. In this research work we have conducted a comprehensive study of the concept of Takfir, developed by Ibn Taimiya. It should be noted, that in domestic science a comprehensive study of this problem has not been carried out, and there are works devoted to Ibn Taimiya teachings and his attitude to Christians.
To solve this problem we have formulated the following research tasks:
• to consider the concept of «kufr» in Islamic terminology;
• to study the interpretation of the term by Ibn Taimiya;
• to focus on the features of Takfir according to the religious figure;
• to identify some sects that he accused in disbelief;
• to note the influence of Ibn Taimiya’s ideas on the formation of the Wahhabi concept of «Sympathy and antipathy».
In the present work there have been considered the concepts of kufr and Takfir as they are represented in Islamic teaching. The interpretation of these terms by Ibn Taimiya has been also studied, and the originality of his ideas about who should and who should not take Takfir, has been noted. Unlike Islamic scholars, Ibn Taimiya had fully justified the kufr because of ignorance, while Islamic scholars had set conditions in which cases it might have been justified or not. So, he had made an excuse regarding verbal kufr and error, that had lead to unbelief, when making religious opinions (fatwas). At the same time, he had made Takfir, addressed to all his ideological opponents, ranging from Sufi Muslims, Druze and Alawite sects and ending with Christians. He had had a sharply negative attitude to all these religious communities, and had even personally participated in military campaigns against the alawites. The ideas of Ibn Taimiya have strongly influenced the founder of Wahhabism Ibn Abd al-Wahhab and the concept of «Sympathy and antipathy», developed by his followers.
Ключевые слова: ислам, секта, Ибн Таймия, куфр, такфир, друзы, алавиты, шииты, ваххабизм, концепция «Симпатии и антипатии».
Keywords: Islam, sect, Ibn Taimiya, kufr, Takfir, Druze, alawites, Shiites, Wahhabism, concept of «Sympathy and antipathy».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учение Ибн Таймии о такфире, разработанное им в XIII-XIV вв. стало основой для формирования экстремистской концепции «Аль-валя аль-бара» («Симпатии и антипатии») у представителей ваххабитской секты. В нашем исследовании проведено комплексное изучение концепции такфира, которая была разработана Ибн Таймией. Отметим, что в отечественной науке, комплексное изучение данной проблематики не проводилось и существуют общие работы, посвященные учению Ибн Таймии и его отношения к христианам.
Для решения данной проблематики мы сформулировали следующие исследовательские задания:
- рассмотреть понятие «куфр» в исламской терминологии;
- изучить трактовку данного термина Ибн Таймией;
- акцентировать внимание на особенностях вынесения такфира данным религиозным деятелем;
- выделить каким сектам он выносил обвинение в неверии
- отметить влияние идей Ибн Тамии на формирование ваххабитской концепции «Симпатии и антипатии».
Наше исследование, мы начнем с рассмотрения понятий куфр (неверие) и такфир (обвинение в неверии) в исламском вероучении.
Куфр (араб. كفر — неверие, сокрытие) — исламский термин, которым обозначают самый страшный в исламе грех — неверие. Человека, впавшего в куфр, называют кяфиром, то есть неверным. Обвинение в неверии кого-либо называется такфиром.
Фактически сразу после смерти пророка Муаммада, между различными течениями возникли разногласия о том, что именно считать куфром и как относиться к совершившему его. Традиционно «крайней» точкой зрения на куфр считается хариджитская, которая призывала считать кафиром всех тех, кто не примкнул к их движению. В противовес хариджитам, в VII — начале VIII веков определилось «умеренное» течение мурджиитов, считавших, что человек, совершивший куфр, не становится кафиром, а суждение о нём откладывается (ирджа) до Судного Дня и принадлежит только Аллаху [1].
Обычно понятие «куфр» включает в себя три вида куфра: куфр в убеждениях, словесный куфр и куфр в поступках.
Рассмотрение роли такфира в учении Ибн Таймии, мы начнем с его отношения к обвинению в неверии за иное понимание вопросов, относящихся к вероучению (акыде). Он сказал в книге «Минхадж ас-сунна набавийя», 5/239-240 [2]. «Поистине, истолковавший (некое положение в религии), если желал посредством этого следовать посланнику, то он не обвиняется в неверии и даже не обвиняется в нечестии, если он совершил иджтихад и ошибся. И это широко известно среди людей в вопросах, связанных с делами. А что касается вопросов, относящихся к вероубеждению, то многие люди обвинили в неверии допустившего ошибку в них. И это мнение (о такфире) не известно ни от одного из сподвижников, ни от табиинов, которые наилучшим образом последовали за сподвижниками, и ни от одного из имамов мусульман. Однако, оно в основе — одно из мнений приверженцев нововведений» [3].
Также он, сказал в книге «Маджму Аль-Фатава» 12/466: «Никому не дозволено обвинять мусульманина в неверии, даже если он ошибся, пока ему не предоставят довод и не разъяснят. Того, кого Ислам был установлен на основании убежденности, Ислам того не устраняется по причине сомнения. А устраняется после предоставления довода и устранения неясности (и сомнения)»
Говорит Ибн Таймийа в книге «Маджму Аль-Фатава» (23/349): «Имам Ахмад, просил у Аллаха милости для них (т.е. за халифов, которые последовали за джахмитами в их утверждении о том, что Коран сотворен) и прощения для них, так как они не знали, что отрицают слова посланника Аллаха и то, с чем он пришел. Они неправильно истолковали и последовали за тем, кто сказал им это» [4]. В итоге он оправдывает неверное истолкование религиозных норм.
Как видим подобными высказываниями Ибн Таймия пытается оправдать свои ошибки в вопросах вероучения и сказать, что его убеждения диаметрально противоположные исламу не ведут к вероотступлению. Также подобное мнение ведет к открытию ворот для привнесения в религию разной ереси.
Например, он в отличие от исламских теологов, не выносит такфир человеку, который сомневается во всемогуществе Аллаха по своему невежеству, и говорит по поводу одного хадиса: Я постоянно вспоминаю этот хадис. Этот мужчина сомневался в Могуществе Аллаха, и что Аллах сможет его воскресить после того, как его прах развеют. Даже наоборот — он был уверен, что Аллах его не воскресит, и это куфр по единогласному мнению всех мусульман. Но, однако, он был невежественным человеком, не знающим этого, он был верующим, боящимся, что Аллах накажет его, и Аллах простил ему это” [5]. «Маджмуа Аль-Фатава» 3/231.
Ибн Таймия, также сказал: «Быть может, этот человек не слышал этих священных текстов или же слышал, однако они не утвердились у него ( либо по причине того, что он их посчитал недостоверными либо из-за других причин) или кто-то противоречил этим контекстам (Корана и Сунны) перед ним, ошибочно истолковывая их».
Отсюда следует, что «незнание» и «толкование» Ибн Таймия считает одинаково равными в оправдании. По его мнению, тот, кто совершает ширк или куфр по «незнанию» или «толкованию», то он продолжает оставаться мусульманином. Поэтому Ибн Таймия сказал: «Тот, кто из числа верующих проявляет усердие в поисках истины и ошибается, то Аллах прощает ему эту ошибку, какой бы она ни была, и к какой бы из областей не относилась: практической или теории». Он считает, что эти оправдания распространяются на все вопросы вероубеждений и практических действий.
В тоже время известно, что оправдание куфра по невежеству противоречит мнению исламских теологов, так как получается, что невежество лучше знания.
Что касается словесного куфра, что Ибн Таймия, в книге «Маджму Аль-Фатава» 35/165-166 сказал: «Основа заключается в том, что относительно слов, которое является неверием согласно Корану, Сунне и единогласному мнению ученых Сунны, говорят обобщенно: «Это слово является неверием», как указывают на это шариатские доводы. Поистине, иман является одним из постановлений, взятых от Аллаха и Его Посланника. И это не является тем, о чем выносят решение люди на основании своих предположениях и страстей. И необязательно выносить решение в отношении каждого, кто произнес слово неверие, что он стал неверующим (кафиром, не мусульманином), пока не установят в отношении его условия такфира (обвинений в неверии) и отсутствия препятствий для этого» [6].
В другой книге «Шарх Кашфиль-шубухат», c. 31 он говорит: «Я ранее разъяснял о том, что передаваемое от праведных предшественников и имамов об их обобщенных слов о неверии того, кто скажет так-то и так-то, — является истиной, однако является обязательным различать между общим и частным положением» [6]. Также он говорит: «Такфир общего характера (ат-такфир аль-мутлак) подобен обобщенной угрозе, которая не обязывает обвинить в неверии конкретного мусульманина до тех пор, пока ему не предоставят довод, из-за противоречия которому человек становится неверующим» [6].
В тоже время известно, что Ибн Таймия. объявил неверными (вынес такфир) всех тех, кто не соблюдал основные обязанности и запреты ислама, но признавал их обязательность, например, по его мнению человек, не соблюдающий пост и не читающий намаз – не мусульманин и, следовательно, его можно убить, а имущество присвоить себе. Он говорит: «Любая группа, которая вышла за явные пределы общеизвестного, исламского шариата, то поистине является обязательным сражаться с ней по единогласному мнению имамов мусульман, даже если те и будут произносить оба свидетельства. Если они будут подтверждать оба свидетельства, но отказываться от выполнения пяти молитв, то является обязательным сражаться с ними, пока не начнут молиться. И если отказываются выплачивать закят, то является обязательным сражаться с ними, пока не начнут выплачивать закят. И точно так же, если отказываются от поста месяца Рамадан или паломничества к Каабе. Или если отказываются судить по Корану и сунне относительно крови, имущества, чести, половых отношений и др». [7].
Он утверждал, что оставление основных предписаний ислама – неверие и что невозможно, чтобы человек был верующим, имея твердую веру в сердце, (веруя) в то, что Аллах обязал его намазом, закятом, хаджем, а затем живет и всю свою жизнь не совершает для Аллаха никакого земного поклона (т.е. намаза), не соблюдает пост Рамадана, не дает ради Аллаха закят, и не делает хадж к Его дому. Это невозможно и не исходит это (от человека), кроме как с лицемерием (нифак) и ересью (зандака) в сердце, но не с правильной (истинной) верой» [8].
Также Ибн Таймия возводит ложь на исламских ученых и утверждает, что они говорили: «Ученые мусульман единогласно сошлись на том, что если группа отказывается выполнять некоторые обязательные, общеизвестные, явные положения ислама, то поистине, является обязательным сражаться с ними» [7].
Этот тезис взяли на вооружение представители современных радикально-экстремистских организаций и в первую очередь ваххабиты, представители партии «Братья-мусульмане», а также ИГИЛ.
Ибн Таймия, в книге «Маджму Аль-Фатава» 3/353 делает особый акцент на том, что нельзя обвинять в неверии конкретного человека и говорит: «Поэтому праведные предшественники говорили: «Тот, кто скажет, что Коран является сотворенным, является неверующим (кафиром, немусульманином). Тот, кто скажет, что Аллаха не увидят в Судный День, является неверующим». Но, несмотря на это, они не обвиняли в неверии конкретную личность, которая так говорила. Поскольку постановление о неверии конкретной личности (причисляющей себя к Исламу) зависит от наличия условий и отсутствия препятствий» [6]. А также он сказал в книге «Маджму Аль-Фатава» (3/229): «Находящиеся рядом со мной знают, что я всегда и решительным образом запрещал называть конкретного человека кафиром, фасиком или грешником, если только не известно, что шариатские доводы были доведены до него. Но тот, кто противоречит им, становится иногда кафиром, иногда фасиком, а иногда грешником. Я утверждаю, что Аллах простил этой Общине ее ошибки и это прощение включает в себя ошибки в словах и делах. Салафы (так некоторые ваххабиты называют своих приверженцев – Авт). до сих пор не перестали спорить в этих вопросах, но, ни один из них не называл другого кафиром, фасиком или грешником» [4].
Но в другом случае он говорит: в своем труде «Аль-Икна»: «Кто вознесет молитву к мертвому станет кафиром даже если тот, кому направлена мольба является праведным халифом. Кто сомневается в неверии такого человека, тоже неверный. Это высказывание процитировал в своей работе «Сомнение относительно молящихся мертвым», Шаукани [9].
В тоже время известно, что он выносил личностный такфир. Это утверждает основатель ваххабизма – Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Он говорит в своем одиннадцатом послании, которое он отправил в ответ человеку из жителей аль-Ихсаа, которого зовут Ахмад ибн АбдульКарим. Когда-то он познал таухид и вынес такфир мушрикам. Потом у него появился шубухат в этой теме, и он начал разделять между действием и действующим и перестал выносить личностный такфир. Он сказал само действие это куфр, однако, человек, совершивший это не становится кафиром, до тех пор, пока над ним не будет установлена худжа (довод). Подобная ситуация сложилась из-за некоторых выражений, которые он увидел в словах Ибн Таймии. Он понял из них не то, что имел в виду Ибн Таймия в личностном такфире того, кто совершил ширк. И разъяснил ему шейх Мухаммад ибн Абд -аль-Ваххаб что Ибн Таймия выносил личностный такфир и называл его (совершившего ширк) кафиром, и то что тот, кто умер на этом, над ним установлен хукм куфра по захиру. А если над ним установили довод разъяснения и призывали к покаянию, но упорствовал на куфре, ему применяют хадд (казнь) и он умирает кафиром по захиру и по батыну (батын внутренние состояние), в этом мире и в том мире» [10].
Примером личностного такфира является обвинение Ибн Таймией неверии Аль-Бакри, который практиковал тавассуль. Сказал Ибн Таймия после того как привел слова аль бакри , что взывать о помощи к пророку или взывать с просьбой о заступничестве , имеется ввиду взывать о помощи самому Аллагьу имея ввиду , что Аллах ответит на просьбу пророка: « И это слово, которое он ( Аль- Бакри) сказал это и есть то, что в полной мере соответствует состоянию этих заблудших мушриков , однако это ( то, что сказал Аль-Бакри) не говорит такого мусульманин, и не говорит такого разумный который представляет , что говорит ; и более того это слово из рода того что говорят христиане — взывание к Исе, есть взывание к Аллаху, однако они ( христиане ) говорят это исходя из единения (Аллаха) с творениями и растворения в них, без этого же ( то что говорит Аль Бакри ) непостижимо разуму , Аллах приказал взывать к нему , и спрашивать его , и не поставил зов к кому-либо из творений зовом к Нему, более того запретил взывать к нему ( к творению) , и если бы это ( что говорит аль бакри) было истиной , то тот кто взывал к ангелам и пророкам не был бы мушриком , а был бы взывающим к Аллаху , но Аллах сделал их мушриками» [11]. «Аль истигаса в радде на Аль Бакри» : 350.
Подобная двусмысленность высказываний Ибн Таймии привела к тому, что среди современных ваххабитов, для, которых он является духовным авторитетом, идут ожесточенные споры относительно того можно или нет обвинять в неверии конкретных людей или нельзя.
Большое внимание он уделял критике подчинения тагуту (Тагу́т (ед. ч. араб. طاغوت, мн. ч. араб. طواغيت) — исламский термин для обозначения предмета идолопоклонства (ложного обожествления). В трактовках экстремистских группировок часто понимается как подчинение государственной власти и обращение в государственные инстанции). и выносил такфир, в адрес того, кто ему подчиняется.
Этот аспект такфира, также часто муссируется представителями различных радикальных и экстремистских группировок, например, Ибн Таймия в книге «Маджмуа фатава» (3/267-268) говорит: “И человек, когда сделает разрешенным харам, на котором иджма, или запретят халял, на котором иджма, или изменят шариат (закон) Аллаха на котором собрались все, станет неверным, вероотступником по полному согласию факихов, и на подобии таких был ниспослан этот аят “А те которые не судят по тому, что низвел Аллах являются не верными“ Маида 44» [12].
Также он говорит в своем сборнике фетв «Маджму Аль-Фатава» (5/131): ««И кто не сделал ильтизам (т.е. не установил в основе, к которой обращаются на Суд) суд Аллаха и Его Посланника в том, что переплелось между ними, то Аллах Поклялся Сам Собой, что такие не уверовали. А что же касается тех, которые сделали ильтизам править судом Аллаха и Его Посланника внутренне и внешне, но ослушались и последовали своим страстям, то эти как все остальные грешники. И этот аят, которым аргументируют хавариджи, делая такфир правителям, которые не правят тем, что низвел Аллах (то есть речь о тех, у кого в основе суд в правление шариатом и он оступился из-за взятки и т.д. мирских страстей, и несправедливо посудил в рамках Шариата, и таким выносят такфир хавариджи- примеч.), а потом еще утверждают, что убеждения у них, это и есть суд Аллаха» [12].
Говорит Ибн Таймия (Маджму Аль-фатава 12\239) в тафсире к словам Аллаха: « Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него. Шайтан желает ввести их в далёкое заблуждение» (Ан-Ниса, 60).
Далее он говорит: «… И так же на тех, которые приписывают себя к вере, пал упрёк всеми книгами. Оставляют они суды по Книге Аллаха и Сунне и отправляются к некоторым судам тагута, кроме Аллаха. Как постигло этим тех, которые причисляют себя к Исламу, вместе с этим обращаются за судом к словам сабиитов или философов, или к законам некоторых королей вышедших из правления Исламским шариатом, как цари турков или других. И когда ты им скажешь: придите к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, отвращаются от тебя отвращением».
Дальше говорит он, в другой фатве («Маджму Аль- Фатава» 25\272): «И когда оставит знающий, то, что знает из Книги Аллаха и Сунне Его Посланника. И последует закону правителя, который противоречит закону Аллаха и Его Посланника, станет вероотступником кафиром достойный наказания в этой жизни и в той. Как говорит Аллах: «Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им и напоминал верующим. Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте помимо него за аулия. Как же мало вы размышляете». Аъраф 2-3 [12].
Кроме этого, в книге «Маджмуа Аль-Фатава», он вынес заключение, допускающее убийство правителей государств и обвинил в неверии тех, кто обращается в судебные инстанции, суд в которых происходит не по Шариату. [13] Ныне эти принципы довольно активно используют различные экстремистские группировки. Также Ибн Таймия написал «Фетвы против татар» где ставил под сомнение легитимность власти татар, в этом плане широко использовал обвинение в такфире.
В тоже время он говорит: относительно вопроса молитвы за грешником, или нововведенцем [новшество которого может быть ширком а может быть не ширком]. Он пояснил в начале, что «…если есть возможность заменить этого имама [грешника или нововведенца, новшество которого не имеет отношения к Ширку], то это следует сделать, а если попытка заменить его осложнится большим вредом для мусульман, чем его стояние впереди [имамство], то нельзя это делать. Следует молиться позади него, групповые, пятничные и праздничные намазы. Так как делали даже Сахабы, молясь позади Хаджаджа, и Мухтара ибн Абу Убейда ас-Сакафи, и тех, кто помимо них двух, на пятничных намазах и групповых намазах. А утрата пятничного и группового намаза, есть больший фасад [вред], чем молитва в них за грешником Имамом, тем более, если отстранение от того чтоб молится позади него, не отстранит его от грехов. Этим самым получится, что оставляется Шариатская польза, без того чтоб устранился вред. И потому абсолютно оставляющих пятничные и групповые намазы за несправедливыми Имамами [грешниками] салафы называли,- нововведенцами».[14]
Известно, что он выносил такфир в адрес отдельных сект и религиозных групп. Например, он говорил: «Нет сомнений в том, что Дурзиты (друзы) неверные. Кто проявит сомнение по этому поводу, считается таким же неверным, как и они». (Ибн Таймия, Маджмууль-фатауа, том 35, стр. 162) [15].
Также он вынес такфир и лично участвовал в военных походах против представителей секты алавитов.
Ибн Таймия в XIV в. издал фетву о том, что алавиты – «неверные», «еретики» и «вероотступники» и их дозволяется убивать [16, 30], на которую активно ссылаются противники режима Башара аль-Асада.
В 1300 году Ибн Таймия принимал участие в военной экспедиции против алавитов, которые жили в ливанских горах. Он считал их большими кяфирами, чем иудеи и христиане. Сегодня традиции Ибн Таймии продолжает террористическая группировка ИГИЛ, представители которой спровоцировали противостояние с алавитами в городе Триполи и, в целом в Северном Ливане и Сирии. При этом взгляды Ибн Таймии легли в основу формирования ее идеологии. Противостояние Ибн Таймии с шиитами, вылилось в обвинение в их адрес в сотрудничестве с христианами и монголами. В 1305 году, он снова принял участие в походе против алавитов. В результате алавиты покинули регион и обосновались в Южном Ливане.
Кроме этого, Ибн Таймия передает в книге «Маджму Аль-Фатава»: 7/205 и 209, что салафы единогласно сделали такфир заблудшей группы «гулат мурджия», по той причине, что она не делала такфир кяфиров. Только одна эта иджма достаточна для доказательства правила «Кто не делает такфир кяфира есть кяфир» [15]. Также Ибн Таймия сказал в книге «Муфид аль Мустафид фи куфри тарики ттавхид»): «Кто взывает к Али ибн Аби Толибу, тот кафир, и кто сомневается в его куфре, тот кафир. [17].
Ибн Таймия, сказал: «В то время правители повторяли слова джахмитов, что Коран является сотворенным и Аллаха не увидят в Судный День. Призывали людей к этому неверию, подвергали их испытаниям и мучили, если они не признавали их неверие. Более того, тех, кто отказывался признавать их неверие, они обвиняли в неверии. А если они брали в плен кого-либо, то не отпускали его, пока он не признает слова джахмитов, что Коран является сотворенным и прочее. Не назначали быть управляющим и не давали удел из казначейства, кроме как в отношении тех, кто говорит это (т.е. что Коран является сотворенным). Но, несмотря на это, имам Ахмад, просил Аллаха милости и прощения за таких правителей. Поскольку он знал, что им не разъяснили должным образом, что они объявляют ложным (слова) Посланника и отвергают то, с чем он пришел. Однако они неправильно истолковали, ошиблись и слепо последовали за тем, кто их этому научил» (см.: «Маджму Аль-Фатава» 23/348-349). Отсюда следует, что он обвинял в неверии секту джахмитов. Теме обвинения в неверии секты джахмитов он посвятил книгу «Баян тальбис аль джахмия».
Что касается рафидитов, как во времена Ибн Таймии называли всех шиитов, то он выносил такфир одной части и з них и признавал мусульманами другую часть из них. Об этом в своем видеовыступлении свидетельствует современный ваххабитский деятель Ибн Джибрин: «Упомянул Ибн Таймия в книге «Маджму Аль-Фатава». том 32, стр.60, что разрешено брать в жены женщин из числа рафидиток». Далее он говорит, что в этом тексте речь идет о шиитах, которые не ругают халифов Абу Бакра и Усмана, но просто ставят имама Али в достоинстве выше, чем халиф Усман. Ибн Джибрин, комментируя слова Ибн Таймии, говорит, что это шииты. Которые не попали в куфр [18].
Что касается отношения Ибн Таймии к христианам, то оно было крайне негативным. Он, говорил, что христианам запрещено ремонтировать свои старые церкви и тем более строить новые [19]
Также есть сведения о том, что когда Ибн Таймие было 30 лет, и его попросили вынести фетву относительно Ассафа Аль-Насрани, христианина, священника, которого обвинили в оскорблении пророка Мухаммада, то он вынес фетву о необходимости казнить Ассафа Ан-Насрани. Наместник султана в Сирии попытался решить ситуацию, попросив Ассаф принять Ислам на что он согласился. Эта резолюция оказалась не приемлемой для Ибн Таймии, который вместе со своими приверженцами, протестовал возле дворца с требованием казнить Ассафа. несмотря на то, что он принял ислам [20]. Эти события наиболее ярко демонстрируют антихристианскую позицию Ибн Таймии.
В 700/1301 году Ибн Таймия отправляется в Каир просить мамлюкского султана Мухаммада ибн Калавуна вмешаться в ситуацию, которая в данный момент сложилась в Сирии. Именно в этот период в Египте были масштабные антихристианские выступления, о которых рассказывается в работах аль-Макризи. Поэтому неудивительно. что во время пребывания Ибн Таймии в Египте случился второй эпизод. который характеризует отношение Ибн Таймии к христианам. Ибн Касир описывает его следующим образом: « На одной из встреч Ибн Таймия сидел на краю подушки перед султаном. В это время визирь начал обсуждать вопрос о возвращении ахл зима права носить белую чалму, вместо голубых и желтых. За это они обязывались выплачивать 700 тысяч дирхемов каждый год. Ни кто из присутствующих улемов и факихов не возразили насчет этого. Против выступил только Ибн Таймия, при этом повысив свой голос. Султан при этом успокаивал его мягкими и доброжелательными словами.
Часто некоторые источники идеализируют Ибн Таймию наделяя его чертами принципиального борца за веру. Однако наиболее важным является не пафос, а фактическое отношение Ибн Таймии к тем, кто не разделяет его взглядов, в том числе к мусульманам, а также и к христианам в частности. [21].
В тоже время он отказывался выносить такфир в адрес хариджитов и говорил: ««Хариджиты – одни из тех, кто явнее других выявляет свое нововведение, сражается с общиной мусульман и обвиняет мусульман в неверии. Но не было среди сподвижников тех, кто бы выносил постановление об их неверии. Не выносил такого постановления ни ‘Али, ни другие, но сподвижники относились к хариджитам, как к грешным, несправедливым мусульманам»[22].
Отсюда следует, что касается понятия «куфр» (неверие), то Ибн Таймия характеризует этот термин следующим образом: «Обе группы ошиблись так, что совершили куфр (это не означает, что мы можем называть их кафирами, но мы должны понимать, что они заблуждаются). Как говорит Ибн Таймия, это явная ложь, которая скрывает их куфр (отход от веры)» [23]. Кроме этого он говорит, что: слово может привести к неверию и вывести человека, его произносящего, из ислама. Но человека, который произносит такое слово, нельзя считать неверующим, пока мы не обсудим с ним этот вопрос и не услышим его точку зрения [24]. Также он добавляет, что истинный мусульманин не должен спешить с обвинениями в неверии тех, кто произносит слова веры, свидетельствуя, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, независимо от их ошибок.
Как мы видим его трактовка понятия «куфр» запутана и неоднозначна, возможно, что такие путанные и обтекаемые формулировки связаны с внешним давлением на Ибн Таймию, либо его желанием приспособится к конкретной ситуации. Подобными формулировками в современном мире пользуются представители секты псевдоашаритов, которые под видом суфизма способствуют распространению элементов идеологии ваххабизма. У идеологического наследника Ибн Таймии — М. Ибн Абд-аль-Ваххаба даны более четкие формулировки определения понятия «куфр» и того, кто, по его мнению, является кяфиром.
Отсюда следует, что его взгляды, которые были сформированы на рубеже XIII -XIV вв. начали возрождаться в XVIII веке и были активно подхвачены в XX -XXI вв. представителями различных экстремистских группировок, в том числе, ИГИЛ [запрещена в РФ] и «Аль-Каида» [запрещена в РФ] и использованы для разработки их идеологических платформ.