Зверева Л.Г.1, Запорожцева А.А.2
1Кандидат экономических наук, 2студент кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ, КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ В КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Аннотация
В данной статье рассматриваются какие факторы оказывают воздействие на развитие самостоятельной работы студентов, всевозможные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, а также позитивное влияние самооценки и самоконтроля на уровень повышения эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, мотивация, самоконтроль, самооценка, качество подготовки, познавательная деятельность
Key words: independent work, motivation, self-control, self-assessment, training quality, cognitive activity
Современное общество, перманентно находящееся в состоянии мобильности, требует от каждого человека определенного уровня культуры и самостоятельности, навыка своевременных и эффективных решений как профессиональных, так и социальных проблем. Следствием огромной значимости данного обстоятельства может являться все более возрастающее значение самостоятельной работы и самоподготовки квалифицированных специалистов в каждой сфере жизни, в особенности, сфере профессионального образования. Так, введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в нашей стране оказало большое влияние на развитие самостоятельной работы при подготовке квалифицированных кадров в разных областях.
Именно самостоятельная работа студента способствует проявлению инициативы, предоставляет обширную область для креатива и импровизации, реализации личных идей. Без активной деятельности самого обучающегося процесс целенаправленного формирования будущего грамотного специалиста совершенно точно невозможен.
Успех студента в ведении самостоятельной работы во многом зависит не только от ее организации, но и от мотивации, то есть, системы внутренних и внешних мотивов, побуждающих человека к деятельности, для удовлетворения различного рода потребностей. В основе когнитивной самостоятельности, формирование которой должно стать сущностью образовательного процесса, лежит мотивационная иерархия. Иными словами, основная задача как преподавателя, так и учебного процесса состоит в предоставлении студенту навыков самостоятельного использования его интеллектуальных, психологических, творческих и мотивационных ресурсов. Это лишь подтверждает, что одним из наиболее важных элементов успешной самостоятельной работы обучающегося является серьёзная и устойчивая мотивация.
Также немаловажным фактором, влияющим на итог самообучения, причем, в любой области жизни, является выбор подходящих форм и видов занятий при организации познавательной деятельности. Так, самостоятельная работа студента может проявляться в трех основных формах:
- аудиторная самостоятельная работа;
- внеаудиторная самостоятельная работа;
- творческая, в том числе научно-исследовательская.
Аудиторная самостоятельная работа производится под чутким руководством преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа также предполагает выполнение заданий наставника, но уже без его непосредственного контроля. Научно-исследовательская деятельность является наиболее творческой работой студентов, направленной на изучение актуальных проблем экономического, социального и гуманитарного профиля.
Вышеуказанные формы организации процесса самостоятельной работы студента не могут быть реализованы без наличия современных вспомогательных средств, в том числе информационных технологий, предполагающих использование мультимедийных средств, глобальных сетей, компьютерных обучающих программ (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы), компьютерных сетей и оболочек.
На эффективность организации самостоятельной работы в ВУЗе может также оказывать непосредственное влияние наличие некоторых обязательных условий:
- во-первых, это материально-техническая база, т.е. наличие необходимого аудиторного фонда, такого как профильные кабинеты и читальные залы, высокий уровень оснащенности учебных помещений мультимедийным оборудованием;
- во-вторых, учебно-методическое и информационное обеспечение, включающее в себя достаточное количество академической литературы, учебно-методических пособий, а также учебные материалы на электронных носителях.
Наличие разных активных методов контроля работы обучающегося, как на промежуточном, так и на итоговом уровне во многом будут определять эффективность самостоятельной работы. Контроль за работой должен осуществляться регулярно для того, чтобы на как можно более раннем этапе выявить недостатки и пробелы в образовательном процессе, и создать механизм их устранения.
Различают формы контроля: устный и письменный, индивидуальный и групповой, традиционный и нетрадиционный, а также самоконтроль. Контроль самостоятельной работы может быть основан и на балльно-рейтинговой системе, которая интегрально характеризует успеваемость обучающегося и участие его в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Она позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, стимулирует его стремление улучшить свои рейтинговые результаты, уровень познавательной и творческой активности. Залогом познавательной самостоятельности является самоконтроль и самооценка.
Самоконтроль — это управление студентом своей познавательно-учебной деятельностью, осуществляемое непосредственно с опорой на рефлексию мышления и заключающееся в умении прогнозировать, планировать, контролировать, объективно оценивать и корректировать свои действия. Самоконтроль является одним из важных факторов, обуславливающих самостоятельную работу учащихся, направленный на предотвращение или обнаружение совершенных ошибок.
Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств, достоинств и недостатков. Самооценка подразделяется на общую (оценка учащимся себя как личности) и частную (оценка учащимся своих сил и возможностей для достижения конкретных целей в ходе познавательной деятельности). Степень формирования самоконтроля и самооценки у студентов может быть различна. Механизм самоконтроля можно считать сформированным и нормально функционирующим, лишь в том случае, если учащийся осуществляет познавательно-учебную деятельность корректно и осознанно, если он способен внести корректировки в свои действия при осознании их ошибочности.
Таким образом, самоконтроль, самооценка и формирование навыков самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Самостоятельная работа должна выйти на передовые позиции и стать одним из главных факторов формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в той или иной сфере и, как следствие, задать поиск новых направлений совершенствования образовательного процесса, связанных с введением инноваций, основу которых составляют новые технологии, методы, приемы, средства и формы обучения, способствующие повышению качества подготовки студента.
Литература
- Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональнозначимых компетенций / Л.С. Пичкова // Пути повышения конкурентоспособности экономики России вусловиях глобализации, Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. — М.: МГИМО-Университет, 2008.
- Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677-679.
- Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).
- Зверева Л.Г., Лещенко А.В. Использование инновационных образовательных моделей, как элемент воздействия на модернизацию математического образования в высшей школе Colloquium-journal. 2018. № 11-5 (22). С. 27-28.
- Zvereva L.G., Kormanenko N.V.The use of modern information technologies as one of the factors of formation of cognitive activity in the lessons of mathematicsModern Science. 2018. № 11. С. 169-171.