Звягина Т.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
СИНКВЕЙН КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
CINQUAIN AS AN INNOVATIVE METHOD OF DEVELOPMENT AND CORRECTION OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация
В статье представлен анализ инновационного метода синквейна в развитии речи детей дошкольного возраста. Обосновано определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты, приведены примеры.
Summary
The article presents an analysis of the innovative method of cinquain in the development of speech of preschool children. The definition of this construct is justified, and its structural components are distinguished, examples are given.
Ключевые слова: речь, синквейн, развитие, коррекция, метод, связная речь
Key words: speech, cinquain, development, correction, method, coherent speech
Научный руководитель: Яковлева И.В.
старший преподаватель ЕГУ им.И.А.Бунина
Большое значение для каждого ребенка имеет развитие речи, и данный факт связан с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении в школе. Благодаря формированию речевой функции у ребенка появляются возможности адаптироваться в межличностных отношениях, он овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, развивается регуляция высших психических функций. Также в процессе овладения речи совершенствуется фонематическое восприятие, что способствует успешному овладению чтением и письмом.
Важнейшее условие для всестороннего и полноценного развития дошкольников составляет хорошая речь. И чем она богаче, выразительнее и правильнее у детей, тем легче ему выразить свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Для достижения данных целей необходима систематическая коррекционно-развивающая работа с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов. Современное общество отличается активным ростом новых развивающих технологий, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных к способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Одним из таких методов является синквейн (слово о франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США и появился он благодаря японской поэзии. В начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала данную форму. Существуют определенные правила написания синквейна и форма изложения напоминает «елочку». Первая строка, так называемая вершина «елочки» – одно слово; вторая строка включает вы себя два слова; третья строка – три слова; четвертая соответственно 4 слова; пятая строка – одно слово[3]. Благодаря синквейну совершенствуется вся словарная работа. Использование данного метода позволяет решить многие задачи в педагогическом процессе: расширение и актуализация словарного запаса; развитие лексико-грамматических категории; обучение умению выражать свои мысли; способности к анализу и усвоению понятий; согласование существительных с другими частями речи. При творческом использовании синквейна на занятиях он проходит как увлекательная игра.
На сегодняшний день многие отечественные исследователи Акименко В.М [1], Куулар Л.Л., Куликова М. П. указывают на большую помощь синквейна при формировании и осмысленности речи у дошкольников. Составление синквейна это сложная и плодотворная работа [4]. На первых порах планируется деятельность детей в парах, затем индивидуально. Важно поощрять за детей, которые более точно дали характеристику различным сторонам темы или предмета. Синквейн основывается на следующих подходах: личностно-ориентированном; деятельностном; комплексном[3]. Для детей дошкольного возраста данный метод является средством творческого самовыражения. В процессе синквейна ребята подготавливаются к краткому пересказу, овладевают умением выделять главную мысль, осуществляют подбор синонимов, согласовывают слова в предложении, развивают словотворчество.
Технология составления синквейна ценна и тем, что носит характер комплексного воздействия, воздействует на все стороны личности ребёнка. Данный метод можно использовать на занятиях по развитию речи с детьми, у которых наблюдаются речевые отклонения. Деятельность с такой категорией дошкольников осуществляется в следующих направлениях:
- коррекция звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категории;
- формирование связной речи.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными и областями программы. Простота построения синквейна позволяет быстро получить необходимый результат. Приведем примеры синквейнов.
Синквейн о весне: «Весна. Чудесная, теплая. Воодушевляет, веселая, танцует. Удивительное время года. Солнышко!».
Синквейн о друге: «Друг. Хороший, верный. Дружит, помогает, уважает. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Братство».
Синквейн семье: «Семья. Большая, и дружная. Любит, оберегает и гордится. Когда семья вместе и душа на месте. Мои родные».
Также можно предложить составить рассказ по готовому синквейну, прослушанному рассказу («Моя мама», «Моя бабушка», «Мой лучший друг», «Детство», «Любимое занятие», «Любимый герой»).
Выделяют следующие виды синквейна:
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну;
- Синквейн по прослушанному рассказу;
- Коррекция готового синквейна (например, без указания первой строки);
- Синквейн для закрепления изученной лексической темы;
- Синквейн – соревнование (кто назовет больше нужных слов);
- Синквейн как способ контроля и самоконтроля о (сравнение и оценивание)[2].
Таким образом, современный метод синквейна это форма свободного творчества, которая способствует развитию у детей учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных), формирует способности к коллективной работе, к приобретению навыков исследовательского труда, осуществляет подготовку к обучению грамоте.
Литература
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие./ В.М. Акименко — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Акименко В. М. Развивающие технологи в логопедии / В. М. Акименко — Ростов н/Д.:Феникс, 2011.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников//Логопед /Н.Душка — М.:МГУ,2015.
- Куулар Л.Л. Синквейн — методосредство на реализации к межпредметных результатов освоения основных образовательных программ/Л.Л. Куулар – M.: Проспект Науки,2014.