Смирнова М.А., Волкова А.А.
МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва
СКУЛЬПТУРЫ ВЕРЫ МУХИНОЙ КАК ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
Аннотация
Мухина Вера Игнатьевна внесла огромный вклад в советское искусство. В своих масштабных работах она воплотила дух своего времени, мощь, стремление быть лучшим во всем. Данная статья анализирует работы знаменитого советского скульптора Веры Мухиной, как памятники, представляющие настроение, социальный строй и стремления советской эпохи. Имя Мухиной стало известно всем миру. Грандиозный памятник искусства был спроектирован для павильона СССР на Международной выставке в Париже. Несомненно, павильон утверждал мощь нового советского государства. Многие скульптуры Мухиной так и не были воплощены в жизнь по тем или иным причинам. Была одна скульптура, к которой она всё же вернулась через год после ее отторжения. В скульптуре по прежнему присутствует динамика, характерная работам Мухиной, однако на этот раз она спокойная, гармоничная, слаженная. Все средства монументального языка скульптуры выражали смысл и образное содержание, величие идей и дел, устремленность и торжественную уверенность, олицетворяющие советскую эпоху.
Ключевые слова: Вера Мухина, монументальная скульптура, советская эпоха.
Keywords: Vera Mukhina, monumental sculpture, Soviet era.
Мухина Вера Игнатьевна – поистине самая известная женщина скульптор-монументалист СССР. Её работы украшают города России, напоминая о советской эпохе. Она брала пример с динамичных работ своего учителя – француза Э. А. Бурделя, которому принадлежат такие работы как «Геракл-лучник», «Пенелопа» и «Умирающий кентавр». Мухина вдохновлялась мощными и нежными, задрапированными струящимися тканями, великолепными скульптурными группами гениального Микеланджело Буонарроти. «Использование ценностей народной и классической художественной культуры при создании современных художественных произведений помогает при их создании»[3, с. 207].
Вера Игнатьевна создавала свои непревзойдённые произведения искусства, прославляя идею социализма. Основой образов работ Мухиной являются: сила духа, красота тела и стремление вперед.
Первой признанной работой Мухиной можно считать бронзовую скульптуру «Крестьянка» или, как её просто называла сама скульптор, «Баба». На выставке, посвященной десятилетию Октября, работа была удостоена первой премии, позже «Крестьянка» была отправлена в Венецию, где её купил частный музей. Сейчас скульптура Мухиной находится в музее Ватикана. «Баба» Мухиной − это твердо стоящая на земле русская женщина, прямой взгляд, осанка, скрещенные на груди руки, всё говорит об уверенности и непоколебимости «Крестьянки».
В противовес этой мощной работе тут же можно поставить скульптуру, посвященную советской балерине Марине Семеновой, чья хрупкая фигура завораживает, нежные черты, пластичность и тонкость фигуры артистки резко контрастируют с массивной «Крестьянкой» (Рис. 1).
И, конечно, говоря о Вере Мухиной как можно не упомянуть ее самую известную работу? Скульптуру, которую узнает не только каждый житель России и бывших стран Советского Союза, но и иностранец.
Это − монументальная композиция «Рабочий и колхозница» (Рис. 3). Скульптуру так же узнают по заставке перед началом картин киностудии «Мосфильм». Грандиозный памятник искусства был спроектирован Мухиной для павильона СССР на Международной выставке в Париже [8]. Эту идею монумента, символизирующего освобожденный труд, предложил архитектор павильона Борис Иофан. Работа над скульптурой велась круглосуточно. По новаторской для того времени технике, детали для огромной статуи были сделаны из нержавеющей стали и облицованы алюминиевыми листами толщиной 0,5 миллиметров. Погрешностей было не избежать, многое приходилось переделывать заново. И вот, наконец, работа была готова. Для деталей общим весом в семьдесят пять тонн понадобилось двадцать восемь вагонов, чтобы перевезти во Францию, где их предстояло поднять на высоту в тридцать метров.
Наконец, конструкция была водружена на свой пьедестал, и взору зрителей предстало великолепное зрелище − фигуры мужчины и женщины, гордо держащих серп и молот, как олицетворение труда рабочего и колхозницы. Моделировка фигур, полных динамики, устремления вперед и силы поражали взоры зрителей, «моделирование пространства всегда связано с художественно-образным наполнением, опираясь на интуитивное, эмоциональное и целостное видение конечного результата» [6, с. 192].
Этот дуэт обладал мощью античных «Тираноборцев» и пластикой «Ники Самофракийской», порыв и утончённость особенно подчеркивал вьющийся за спинами фигур изящный шарф. 1 мая 1937 года «Рабочий и колхозница» засияли на солнце в небе Парижа. «Когда статуя была установлена над павильоном, она имела оглушительный успех. Во Франции всюду продавали сувениры – пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.
Имя Мухиной мгновенно стало известно всем миру. Несомненно, павильон утверждал мощь нового советского государства, а значит, и его вождя» [9]. Немцы, которые были главными оппонентами и чей павильон находился напротив советского, с завистью смотрели на работу Мухиной. Сама Вера Игнатьевна вспоминала, что, когда немцы увидели это грандиозное сооружение, они быстро добавили к своему павильону башню, которая была выше на десять метров и поместили на ее вершине орла. Но этого было недостаточно, орел был слишком мал, чтобы сравниться с величием и монументальностью «Рабочего и колхозницы», как идеала и символа советской эпохи.
Работа Веры Мухиной вызвала восторг у французских журналистов и получила много положительных отзывов. «Рабочего и колхозницу» называли олицетворением идеи «освобождённого труда» и «величайшим произведением двадцатого века». «Первая дама советской скульптуры» соединила в своем творчестве, казалось бы, несоединимое – «мужское» и «женское» начало! Головокружительные масштабы, мощь, экспрессия, напор и необыкновенная пластика фигур», – так писала о Мухиной и её работах Джанджугазова Е.А. [5, с. 5].
По окончании выставки был произведен грубый демонтаж конструкции, при котором Мухиной запретили присутствовать, и статуя была привезена обратно в СССР. Последовали долгие дискуссии и споры, куда же теперь поставить «Рабочего и колхозницу», наконец скульптуру установили перед главным входом на ВСХВ на десятиметровом постаменте. Это буквально убивало композиционную задумку автора, прежняя динамика и полет были нарушены. Сама Мухина называла постамент «пеньком».
В 1975 году, наконец, было решено поставить монумент на высокий постамент-павильон. Всё это время скульптура не реставрировалась и была подвержена коррозии, только в 2003 году было принято решение о масштабной реставрации памятника советской культуры, под началом скульптора Вадима Церкова. В декабре 2009 года прошло торжественное открытие обновленной скульптуры.
Многие работы художников и скульпторов советской эпохи неразрывно связаны с идеями революции. Так у Мухиной есть скульптура «Пламя революции». И снова полная стремления сильная фигура, одна рука которой вытянута вперед, в другой зажжённый факел, а уверенно лежащая драпировка с отсылкой на кубизм придает фигуре массивность. К сожалению полноценного монументального памятника, мир не увидел так как проект был отвергнут комиссией, сославшись на карикатурность.
Ещё одной монументальной работой является «Икар». Статуя, выполненная для Пантеона погибшим летчикам, а идея и концепция появилась после трагической смерти Чкалова при испытании нового самолета. Мухина задумалась о судьбах молодых смелых юношей, погибших такой же трагичной смертью. Желание научиться летать погубило Икара, и его образ уже давно стал символом. Вера Игнатьевна на этот раз изображала не стремление вперед и ввысь, а напротив, стремительное падение вниз. Фигура Икара перекручена в воздухе, одно крыло всё еще стремится вверх, второе же уже у самой воды, но в скульптуре нет отчаяния, она преисполнена героизма и страсти.
Так же в СССР ценили образование. Вера Мухина и в эту сферу смогла привнести кусочек своего драгоценного искусства. Студентам МГУ имени М. В. Ломоносова, и не только им, хорошо известна ее скульптура «Наука», которая находится на фасаде главного здания. Эта скульптурная группа представляет собой уверенных и спокойных молодых людей: юношу и девушку, смотрящих вдаль. Вдаль, вглубь советской науки, опытов, изобретений на благо отечества. «Скульптура является одним из главных художественных средств монументального искусства в формировании эстетического образа городской среды»[7, с. 357].
Многие скульптуры Мухиной так и не были воплощены в жизнь по тем или иным причинам, но была одна скульптура, к которой она всё же вернулась через год после ее отторжения − это художественная композиция «Хлеб». В скульптуре мы снова видим динамику, присущую работам Мухиной, однако на этот раз она спокойная, гармоничная, слаженная. В работе изображены две обнаженные девушки, одна передает другой стоп. Здесь нет прежних рубленых кубических линий, всё плавно, это «музыка труда, но труда свободного, гармонического», как писала советский и российский искусствовед Нина Александровна Дмитриева.
Но не только через пропагандистские статуи Вера Игнатьевна показывала дух советской эпохи. Она также изображала в работах своих близких и рабочих людей. Мухина лепила портреты ученых, таких как профессор Николай Константинович Кольцов и академик Алексей Николаевич Крылов, артистов: ранее упомянутая Марина Семенова, Галина Уланова; военных: полковник Иван Лукич Хижняк и полковник Барий Абдуллович Юсупов.
В заключении хочется подробнее рассмотреть композиционную работу Мухиной, состоящую из нескольких фигур. «Требуем мира!» − кричащее название для яркого, чувственного, трагического сюжета. Здесь изображены четыре фигуры мужчин и две – женщин с детьми на руках, все разных национальностей, но объединенных общей идеей и мыслью. Композиция была откликом на войну в Корее в 1950 году и мощным протестом против войн. Здесь отображены боль и ужас войны, воплощена идея равенства людей. Мира требуют не только здоровые люди, которые пережили войну, но и пострадавшие от нее. Слева расположен идущий слепой мужчина – участник войны, тянущий вперед единственную уцелевшую руку, а справа кореянка поднимает на руках убитого ребенка, они шагают по поверженным фашистским знаменам. Во главе строя женщина с ребенком, она выпускает в небо голубя мира, как надежду на светлое будущее, без раздора и войн, без боли и страданий. Композиция заставляет задуматься о том ужасе, что пережили люди во время войны и требуют сохранения спокойствия и благополучия.
Мухина хотела, чтобы её произведение видели, как можно больше людей, чтобы будущие поколения извлекали из этого урок, ценили мир и всеми силами старались его сохранить. Она является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре [1, 2, 4].
Актуальность данной статьи заключается в необходимости бережного отношения к великим памятникам советской эпохи, реставрации и даже возможном воплощении в жизнь. Многие, действительно талантливые работы Мухиной, так и остановились на этапе эскизов. Радует, что такие яркие работы как «Рабочий и колхозница» и «Требуем мира!» были отреставрированы и ими снова могут любоваться и восхищаться. Следует продолжать хранить и оберегать такие произведения, ведь они – гордость нашей страны. Также нужно понимать, с какой целью были созданы эти скульптуры, какой смысл в них заложен, что до нас хотел донести автор.
В свои произведения Мухина вложила идеи сохранения мира, стремления к совершенству, динамику мысли и творческие устремления молодого советского государства. Все пластические средства выражали смысл и образное содержание, величие идей и дел, устремленность и торжественную уверенность, олицетворяющие советскую эпоху.
Литература:
- Воронов Н.В., Короткая Е.Н. Жизнь и судьба скульптора Мухиной. М.: Знание, 1989. С. 54.
- Воронова О. И. «Вера Игнатьевна Мухина» Серия «Жизнь в искусстве» // Издательство «Искусство», Москва, 1976. С. 190.
- Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений//Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. -2018. -С. 206-208.
- Вяткин Владимир. Глазами Веры Мухиной: 10 самых известных работ скульптора в Москве // РИА Новости. – 2014. – 1 июля.
- Джанджугазова Е.А. Вера Мухина – «Первая дама советской скульптуры»//Современные проблемы сервиса и туризма. № 4, 2013. С. 5-10.
- Котышов А.В., Беликова О.А. Проектирование пространства и предметной среды интерьера//В сборнике: Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. 2017. С. 191-194.
- Лопасова Е. В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства//Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. -2014. -С. 354-361.
- Маршак Илья. 5 знаменитых скульптур Веры Мухиной // Вечерняя Москва. – 2013. – 1 июля.
- Скульптура советского периода // Рубрика: Культура и искусство. [Электронный ресурс:] (дата обращения: 15.07.2019).