Voronov N.A.
Candidate of Biology, senior teacher, departments of physical training of the Yaroslavl highest military college air defense of the Ministry of Defence of the Russian Federation
SOCIAL RISKS AND THEIR PREVENTION AT CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Summary
Today it is possible to speak about a set of social risks which reflect polysemy of this term. The system of social risks is not a constant, it dynamically changes depending on development of the state and the values proclaimed it.
Keywords: social risks, cadets, way of life
На первый взгляд, складывается впечатление, что курсанты высших военных учебных заведений – это одни из самых социально защищенных групп населения. Действительно, с момента их поступления в учебное заведения и до окончания их службы, государство несет ответственность по обеспечению курсантов одеждой, жильем, едой и денежным довольствием. По характеру своей профессиональной деятельности, набору моральных качеств, необходимых для соответствия этому виду деятельности, курсанты военных учебных заведений, меньше всего склонны относиться к уязвимым слоям населения [2]. Практически круглый год курсанты находятся под пристальным профессиональным наблюдением со стороны командно-педагогического состава учебного заведения. Это социальные обстоятельства, которые нельзя исключить полностью, но можно минимизировать негативные последствия от их наступления. Прежде всего, выявим основные виды социальных рисков.
Социальные риски в более широком смысле существуют в большинстве общественных отношений, они используются в разных сферах и направлениях научных исследований (политика, экономика, национальная или информационная безопасность, юриспруденция и т.д.)[3]. Однако, несмотря на многочисленные исследования в области социальных рисков, до сих пор учеными и исследователями не предложено единого общепринятого определения понятия социального риска.
В самом широком смысле, который охватывает самый объёмный перечень, под социальным риском понимается возможность плохого развития событий; опасная ситуация, способная навредить обществу; нестабильное социальное положение; возможность возникновения какого – либо события, которое может повлечь неблагоприятные последствия для определенного числа людей; это какие – то явления, события или обстоятельства, которые могут побудить людей на отклонение от общепринятых социальны норм.
Социальные риски можно охарактеризовать следующими признаками:
Социальные риски имеют исключительно объективный характер: они наступают независимо от воли человека и не могут быть разрешены самостоятельно через внешние факторы.
Социальные риски ограничивают или приводят к нарушению человеческой жизнедеятельности и приводит к ее социальной необеспеченности.
Социальные нормы закреплены государственным законодательством, как обстоятельства, вследствие наступления которых человек вправе получить государственную или общественную [1].
Социальные нормы являются потенциально закономерными для каждого человека.
Итак, мы определили основные виды социальных рисков и выявили объективные признаки, с помощью которых их можно выделить. Далее мы рассмотрим уязвимые стороны студента – курсанта высшего военного заведения.
Большая доля социальных рисков поджидает курсанта в периоды, когда он не находится на службе и предоставлен сам себе. В силу того, что курсант большую часть времени проводит в месте, где получает образование, и починяется строгому распорядку дня, то во время отдыха он стремиться, как можно продуктивнее провести свой досуг. Именно в это время его поджидает множество соблазнов, влекущих различные негативные последствия. Например, курсант может попасть в «зону риска» употребляя большое количество алкоголя или наркотических средств. В этом случае, кроме проблем со здоровьем его ждут проблемы со службой и, как следствие, отчисление из высшего военного учебного заведения, без возможности продолжить военную карьеру. Так неудачное стечение обстоятельств может разрушить карьеру человека и его цели в жизни.
Данный пример, является самым распространенным социальным риском, возникающим у курсантов военных учебных заведений. Он отлично демонстрирует необходимость выработки профилактических мер, позволяющих снизить негативные последствия социальных рисков или создать механизмы предупреждения возникновения рискованной ситуации. Исходя из этого, следует выдвинуть следующие профилактические меры:
Первым шагом для снижения социального риска и его последствий для человека должно стать выстраивание социальной политики государства. Все средства должны быть направлены на повышение уровня жизни, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ [4].
Наряду с социальной политикой, необходимо серьезное внимание обратить на такой фактор, как «образ жизни». Изменение в данном направлении в первую очередь окажет положительное влияние на ситуации, приведенные в вышеуказанном примере. В отличие от первой меры, здесь акцент ставится на отдельных индивидов и социальные группы, воздействуют на причины возникновения рискованных ситуаций изнутри.
Рассматривая образ жизни индивидов и социальных групп, а также социальную политику государства, мы предполагаем изменение и дополнение уже существующих норм и практик, однако стоит взять во внимание и такой способ, как внедрение социальных нововведений. Социальные нововведения – это создание, прежде всего, качественно обновленных социальных, экономических, политических и других структур, механизмов и инструментов регулирования подсистем общества.
Все социальные инновации можно разделить на следующие: социально-управленческие, социально-экономические, организационно-управленческие, правовые и педагогические [5]. Отдельной строкой социальных нововведений является инновационная политика государства, которая направлена на управление инновационными идеями, замораживая и не поддерживая нововведения, не нужные, либо опасные для общества, или, напротив, стимулируя и активно развивая эти нововведения.
В результате, предложенные меры профилактики для минимизации социально рискованных ситуаций, позволят уменьшить вероятность возникновения и развития ситуаций социального риска среди курсантов высших военных учебных заведений. Дальнейшим этап в реализации даны мер должна стать разработка методики их применения. Для наибольшей эффективности этих мер среди курсантов, первой должна быть реализована мера по изменению образа жизни. В таком случае, данные меры будут наиболее эффективно влиять на индивида, социальные группы и иные образования, уменьшая последствия возникновения ситуаций социального риска.
Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения ситуаций социального риска и их основные характеристики. Мы выделили ряд мер по профилактике этих ситуаций, которые позволят снизить уровень негативных последствий от ситуаций социального риска. В действительности, данные методы профилактики социальных рисков у курсантов военных высших учебных заведений должны начинаться и идти от лица педагогов и воздействовать на каждого курсанта индивидуально.
Нужно объяснять курсантам не только возможные риски попадания в социально рискованные ситуации и наступления их негативных последствий, но и альтернативные варианты развития ситуаций, чтобы у курсанта был наглядный пример того, как их избегать. В заключение стоит отметить, что самый действенный и эффективный способ профилактики – это индивидуальное понимание курсантом, рисков, возникновение которых связано с его социальным положением.
Bibliography
- Borisov A.V. Justification of means and methods of physical training in the highest military schools / A.V. Borisov, D.N. Abramov, A.V Bukhanov//the Messenger of the Yaroslavl highest military college of air defense. 2018. No. 1 (2). Page 61-63
- Burikov A.V. Physical culture as component of training of military experts / A.V. Burikov//International magazine of humanitarian and natural sciences. 2018. No. 7. Page 41-43
- Voronov N.A. The social conflict in sport//In the collection: Education and socialization of the personality in modern society. Materials XI of the International scientific conference. 2018. Page 238-240
- Voronov N.A., Kozniyenko I.V., Avdeeva S.N. Social value of sport//In the collection: Science, education, society: trends and prospects of development. Collection of materials IX of the International scientific and practical conference. Editorial board: O.N. Shirokov [etc.]. 2018. Page 164-165
- Management of physical culture and sport in modern conditions: manual / V.E. Gorshkov, V.A. Kakuzin, A.V. Pochinkin. – Malakhovka: MOGIFK. 2013. – 68 pages.