СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ РИСКА, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЕКТОМ РЕПОЗИТАРИЯ «ЮККА МАУНТИН»

Капкова А.И.
ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ РИСКА, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЕКТОМ РЕПОЗИТАРИЯ «ЮККА МАУНТИН»

Аннотация

С каждым годом количество накапливаемых радиоактивных отходов увеличивается, но вопрос их окончательного захоронения так и остается нерешенным. Проблема восприятия риска является одним из ключевых элементов на пути к созданию долгосрочных хранилищ высокоактивных отходов. Для разрешения этой проблемы необходимо исследовать все факторы, влияющие на отношение общества к проектам захоронений и изучить ряд социокультурных характеристик, формирующих восприятие риска. Данная работа анализирует причины, вызвавшие стагнацию проекта Юкка Маунтин в рамках комплекса социокультурных элементов и частных обстоятельств.

Ключевые слова: радиоактивные отходы, коммуникация риска, восприятие риска, ионизирующее излучение, психометрия риска.
Keywords: radioactive waste, risk communication, risk perception, ionization, risk psychometrics.

Среди всех проблем, связанных с атомной промышленностью, захоронение радиоактивных отходов является самым неоднозначным вопросом, требующим нахождения тонкого баланса между необходимостью создания долгосрочного хранилища и удовлетворением потребности общества в безопасности. Восприятие риска, вызванного радиоактивными хранилищами, нельзя описать как вызванное исключительно иррациональным страхом ионизирующего излучения. В рамках исследования необходимо учесть все факторы, которые могли повлиять на отношение к подобным проектам. На примере репозитария Юкка Маунтин (Невада, США) изучен комплекс проблем, вызвавших его стагнацию. Изучение этих проблем крайне важно для создания будущих проектов хранилищ высокоактивных отходов, чтобы учесть существующий опыт и избежать ошибок в дальнейшем.

Комплекс социокультурных проблем, связанных с проектом Юкка Маунтин, можно разделить на две основные составляющие: общие принципы восприятия риска хранилищ радиоактивных отходов и социально-политические причины, оказавшие влияние на развитие проекта репозитария.

Прежде всего, стоит рассмотреть факторы, определяющие возникновение страха и отторжения данного типа объектов в рамках общего восприятия риска. Одним из подобных факторов является феномен стигматизации [1]. Слово «стигма» использовалось древними греками для обозначения телесного знака или клейма, обозначавших позор или принадлежность человека к рабам или преступникам. В современном мире стигма ассоциируется с предметами, местами или технологиями, которые воспринимаются как источники повышенного риска.

К примерам стигматизации относится инцидент в Гоянии (Бразилия), где в 1987 году злоумышленниками был украден радиационный материал и по незнанию природы материала был продан в пункте сбыта металлолома. Незаконная продажа повлекла за собой распространение порошкообразного цезия между людьми, не знавшими о его опасности, что стало причиной облучения более 250 человек. Четверо человек, одним из которых был ребенок, погибли в первый месяц от последствий сильного облучения. После этой аварии начался процесс стигматизации этого региона и его жителей, вызванный страхом распространения радиационного материала.

Это вызвало серьезный спад цен в размере около 40 процентов на продукцию, производимую в Гоянии, несмотря на то, что наличие зараженных радиацией товаров не было зафиксировано. Свою роль в стигматизации ядерной индустрии в целом сыграли и всемирно известные инциденты, такие как на АЭС Три Майл Айленд, Чернобыльской и Фукусима-1. Произошедшее вызвало создание негативных ассоциаций с каждым из регионов, в которых произошли аварии, и бывшие их жители могут подвергнуться такой же стигматизации, какая была направлена на переживших ядерную атаку Хиросимы и Нагасаки.

Другие причины, обуславливающие восприятие риска, могут быть исследованы в рамках психометрической парадигмы [2]. По определению данной парадигмы, риск определяется индивидуумом, который подвергается воздействию комплекса психологических, социальных, институциональных и культурных факторов. Парадигма утверждает, что с правильным подходом, эти факторы можно идентифицировать и измерить общие и различные черты в восприятии риска и подходах внутри групп. Психометрическая модель данной парадигмы включает набор таких характеристик, как добровольность принятия риска, его изученность, новизна, тяжесть последствий, уровень контроля над ситуацией, количество возможных жертв и страх, вызываемый риском.

Эта модель не может исследовать частные причины восприятия риска, однако внутри исследуемых групп позволяет определить общую тенденцию по созданию набора определенных факторов. В случае с радиоактивными отходами, риск обусловлен его относительной новизной (с момента развития ядерных технологий) и тяжестью последствий, которые могут повлиять на население и окружающую среду [3]. Также учитывается необратимость последствий воздействия ионизирующего излучения и неподконтрольность процесса в случае инцидента. Элемент доверия к атомной промышленности не учитывается психометрической моделью, поскольку он является сугубо индивидуальным.

Менеджмент риска является немаловажным элементом восприятия риска. В большинстве случаев он затруднен столкновением интересов. Зачастую это определяется проблемами коммуникации экспертов и населения, поскольку отношение к риску различается среди этих групп [4]. Эксперты оценивают риски, связанные с захоронением высокоактивных отходов намного ниже, чем общественность. В своих суждениях представители научной среды прежде всего полагаются на статистические данные и фактическую информацию, в то время как население отталкивается от масштабов возможных последствий инцидента и территориальной принадлежности самого населения, основываясь на эмоциональной составляющей восприятия. Свою роль играет и разница в уровне полученного образования между экспертами и средним уровнем среди местного населения.

Вышеперечисленные факторы являются общими принципами, по которым формируется недоверие к ядерной индустрии, и в особенности к объектам по обращению с радиоактивными отходами. Однако в случае проекта Юкка Маунтин, основной причиной стагнации проекта стали социально-политические факторы. Стоит отметить, что выбор площадки захоронения выпал на время активного интереса общественности к вопросу окончательного захоронения отходов. В соответствии с исследованиями, в период с 1980 по 1989 год было выпущено более 200 статей, посвященных обсуждению данного вопроса [4].

Именно в это время Департаментом энергии проводились заключительные исследования площадок, наиболее подходящих для окончательного захоронения РАО. Выбор осуществлялся между объектами в штатах Вашингтон (Хэнфорд), Техас (Дэф Смит) и Невада (Юкка Маунтин). По результатам отчета, состоявшего из 1000 страниц, площадка Юкка Маунтин была признана наиболее подходящей среди остальных – это определялось геологической активностью местности, влажностью окружающей среды и наличием источников вод, в том числе подземных, отдаленностью от населённых пунктов и грунтовыми породами. С момента выбора Юкка Маунтин для строительства площадки, началось долгое противоборство между властями штата, как представителями населения, и федеральной властью [5].

Лицензирование проекта было затруднено постоянно выдвигавшимися претензиями к безопасности проекта со стороны штата. Нет точных данных, которые могут подтвердить влияние СМИ на мнение общественности, однако по мнению исследователей [6], нельзя исключать возможность формирование общественного мнения с помощью ярких заголовках в новостях. Кроме того, определенное влияние имели и экологические движения, традиционно выступающие против любых объектов атомной промышленности, и особенно против строительства репозитариев.

Небольшой процент представителей оппозиции проекта репозитария был отнесен к так называемым НИМБИ (акроним от англ. «not in my backyard»). Это слой населения, который выступает против строительства любых объектов на их территории проживания, особенно объектов химической и ядерной промышленности. По мнению специалистов [7], эти представители не имеют сильного влияние на формирование негативного восприятия среды остальных жителей, однако следует учитывать и их процент среди общего числа противников проекта.

Основной же причиной создания устойчивой оппозиции была несправедливость выбора площадки для строительства захоронения в политическом плане. В этом контексте не учитываются сравнительные характеристики площадок Юкка Маунтин и других штатов, описанные в период 1980-1989 гг. Несправедливость заключалась в том, что окончательное решение, принятое на федеральном уровне, было истолковано как обусловленное меньшим политическим влиянием штата Невада по сравнению с штатами Техас и Вашингтон, которые могли наложить вето на принятое в их пользу решение. Невада же не смогла использовать влияние и изменить решение.

Таким образом, Юкка Маунтин осталась единственным кандидатом на строительство репозитария. Для граждан США демократия является одним из основополагающих принципов мышления, а в данном случае решение было интерпретировано как явное нарушение демократических принципов, поскольку не учитывало мнение заинтересованных сторон, в частности жителей и властей штата Невада.

На развитие проекта репозитария во многом повлияла политическая подоплека. Неприятие проекта отчасти выражалось и в том, что социальное мнение использовалось как элемент политической игры [8]. Многие политические деятели использовали недовольство проектом жителей штата Невада как способ привлечь дополнительную аудиторию и укрепить свои позиции. К этому, среди прочих, прибегал и Барак Обама, привлекавший немало внимания к рискам проекта во время предвыборной кампании и настаивавший на его закрытии, и сенатор от штата Невада Гарри Рид, получивший поддержку и немалое влияние за счет резко негативного отношения населения штата к репозитарию.

Стоит добавить, что недоверие американского сообщества к хранилищам высокоактивных РАО в настоящее время было подорвано инцидентом, произошедшим на территории Waste Isolation Pilot Plant (Пилотный проект по изолированию отходов), проекта глубокого геологического захоронения радиоактивных отходов ВПК США на территории Карлсбада, Нью Мехико. В феврале 2014 года был зафиксирован выброс в окружающую среду радиоактивных америция 241 и плутония 239 и 240.

По данным Carlsbad Environmental Monitoring & Research Center [9], 22 работника репозитария подверглись внутреннему облучению америцием, эквивалентная доза по подсчетам составила около 10 мЗв. Площадь распространения радиоактивных материалов достигла нескольких сотен метров. После проведения ликвидационных работ, проект был перезапущен, однако инцидент был широко освещен общественностью и вызвал новую волну протестов со стороны населения, поскольку подобная ситуация может повториться и представляет угрозу безопасности окружающей среды.

Подобная ситуация может серьезно повлиять и на будущее проекта репозитария Юкка Маунтин, и на перспективы проектов хранилищ в глубоких геологических формациях в целом.
В заключение стоит отметить, что судьбу проекта Юкка Маунтин определила не конкретная причина, а совокупность социокультурных элементов, обусловленных как самой природой восприятия риска, так и рядом социально-политических факторов, повлиявших на формирование неприятия среди населения. Учитывая это, необходимо рассматривать каждый из элементов и их совокупность параллельно для наиболее точного изучения сложившихся обстоятельств.

Литература:

  1. Paul Slovic. The perception gap: Radiation and risk // Bulletin of the Atomic Scientists. – 2012. – Выпуск 68. – С. 67-75.
  2. Lennart Sjöberg, Bjørg-Elin Moen, Torbjørn Rundmo. Explaining risk perception: an evaluation of the psychometric paradigm in risk perception research. [Электронный ресурс].
  3. M. V. Ramana. An Enduring Problem: radioactive waste from nuclear energy // Proceedings of the IEEE. – 2017. – Выпуск 3 (105).
  4.  Judi Pajo. Two Paradigmatic Waves of Public Discourse on Nuclear Waste in the United States, 1945-2009: Understanding a Magnitudinal and Longitudinal Phenomenon in Anthropological Terms // Journal of Risk Research. – 2012. – Выпуск 5(15).
  5. William Beaver. The demise of Yucca Mountain // The Independent Review. – 2010. – Выпуск 4(14). – С. 535–547.
  6. Lennart Sjöberg. Britt-Marie Drottz-Sjöberg. Fairness, risk and risk tolerance in the siting of a nuclear waste repository // Journal of Risk Research. –2001.
  7. Lennart Sjöberg, Britt-Marie Drottz-Sjöberg. Attitudes towards nuclear waste and siting policy: experts and the public [Электронный ресурс]. 
  8. Vincent F Ialenti. Adjudicating Deep Time: Revisiting the United States’ High-Level Nuclear Waste // Science & Technology Studies. – 2014. – Выпуск 2 (27).
  9. Независимая оценка инцидента утечки радиации 14 февраля 2014 на Waste Isolation Pilot Plant. [Электронный ресурс].