УДК 796.034.2
Клецов К.Г., Михеев Б.В.
К.п.н., доцент; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
СОДЕРЖАНИЕ ВРАЩАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ СТУДЕНТОВ — СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ДИСЦИПЛИНЕ ЧИР-ФРИСТАЙЛ-ДВОЙКА ЧИР СПОРТА
Аннотация
В статье определяется содержание вращательных элементов в соревновательных программах студентов-спортсменов высокой квалификации в чир спорте. Полученные сведения о соревновательной деятельности студентов-спортсменов высокой квалификации будут способствовать оптимизации тренировочного процесса, в качестве ориентиров к содержанию соревновательного упражнения для достижения оптимально-максимального результата.
Ключевые слова: чир спорт, содержание соревновательных упражнений, студенческий спорт.
Keywords: sport of cheer, the content of competitive exercises, student sport.
Введение. Актуальность. В 2018 году серьезно изменилась система соревнований в студенческом чир спорте. Впервые состоялось первенство мира среди студентов, которое теперь будет проводиться регулярно, один раз в два года. Произошедшие изменения определяют необходимость новых подходов к тренировочному процессу студентов – спортсменов высокой квалификации. Включение крупных международных стартов в систему соревнований повышает ответственность в реализации системы планирования и приближает студенческий спорт к спорту высших достижений.
Все большее значение в современном чир спорте имеет грамотное моделирование содержания соревновательных упражнений и своевременное достижение оптимальных модельных характеристик в процессе подготовки [1-6]. Данная тенденция справедлива в том числе и для содержания вращательных элементов в спортивных программах атлетов.
Вращательные элементы в дисциплине чир-фристайл-двойка разрешены, но не обязательны. При этом, критерии оценки дуэтных выступлений содержат компоненты техники, сложности и зрелищности, которые подразумевают оценивание, в том числе и исполненных вращений.
Решение проблемы эффективной подготовки студентов-спортсменов, высокой квалификации посредством определения модельных характеристик содержания и сложности соревновательной программы, техники исполнения элементов и модельной оценки на соревнованиях международного уровня — представляется нам актуальной.
Проблема исследования заключается в необходимости определения содержания вращательных элементов в соревновательных программах достаточных для успешного выступления на основных мировых студенческих стартах.
Объект исследования: модельные характеристики содержания соревновательных упражнений студентов-спортсменов высокой квалификации в чир спорте.
Предмет исследования: модельные характеристики содержания вращательных элементов в соревновательных упражнениях, призеров первенства мира среди студентов 2018 года в дисциплине чир-фристайл-двойка.
Цель исследования: определить модельные характеристики содержания вращательных элементов в соревновательных упражнениях студентов — спортсменов призеров на первенстве мира 2018 года в дисциплине чир-фристайл-двойка.
Гипотеза исследования: если проанализировать соревновательную деятельность ведущих студентов-спортсменов мира, то можно определить модельные характеристики содержания вращательных элементов в соревновательных программах, необходимые для успешного выступления на престижных мировых студенческих соревнованиях.
Практическая значимость: определено содержание вращательных элементов в соревновательных программах студентов-спортсменов высокой квалификации на первенстве мира. Полученные результаты могут быть применены в практике подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов в чир спорте.
Задачи исследования:
1.Определить содержание вращательных элементов в соревновательных упражнениях у ведущих студентов-спортсменов мира в дисциплине чир-фристайл-двойка чир спорта (модель призера).
Методы исследования:
- Анализ научно – методической литературы.
- Педагогические наблюдения (по видеозаписи).
- Методы математической статистики.
Результаты исследования.
Нами были проведены педагогические наблюдения за призерами первенства мира среди студентов 2018 года в дисциплине чир-фристайл-двойка. В результате наблюдений определено, что в составе программ было исполнено в среднем 4±1.0 вращательных элемента сложности.
Рассмотрим исполненные вращательные элементы и соединения (табл. 1).
Таблица 1
Повороты и вращения
Спортсмены — призеры | № элемента в упражнении | Наименование элемента / состав соединения |
1 | 6 | поворот в sur le coup-de-pied 3 оборота одним из партнеров + равновесие (стойка на носке левой, правая в сторону, руки в стороны) с помощью |
7 | комбинированное вращение 12 оборотов:
мужское fouetté 2 оборота + поворот в passer 1 оборот + мужское fouetté 2 оборота + поворот в passer 1 оборот + мужское fouetté 3 оборота + поворот в passer 3 оборота |
|
13 | комбинированное вращение 7 оборотов:
мужское fouetté 5 оборотов + поворот в passer 2 оборота |
|
2 | 3 | поворот в passer 3 оборота |
7 | комбинированное вращение 9 оборотов:
fouetté 2 оборота + мужское fouetté 3/4 оборота + мужское fouetté 3/4 оборота + мужское fouetté 3/4 оборота + мужское fouetté 3/4 оборота + fouetté 2 оборота + поворот в passer 2 оборота |
|
9 | «циркуль» | |
11 | поворот в sur le coup-de-pied 2,5 оборота со сменой положения рук после 2 оборота | |
15 | комбинированное вращение 5 оборотов:
fouetté 3 оборота + поворот в passer 2 оборота |
|
3 | 5 | комбинированное вращение 13 оборотов:
мужское fouetté 3 оборота + поворот в passer 1 оборот + мужское fouetté 3 оборота + мужское fouetté 5/4 оборота + мужское fouetté 5/4 оборота + мужское fouetté + мужское fouetté 5/4 оборота + мужское fouetté 5/4 оборота + перекат |
6 | поворот в passer 3 оборота | |
11 | комбинированное вращение 7 оборотов:
мужское fouetté 5 оборотов со сменой положения рук на каждом вращении + поворот в passer 2 оборота |
В результате наблюдений не обнаружено закономерностей в расположении вращательных элементов исполнителями в программе. Вероятно, расположение элементов в каждом отдельном случае зависит от индивидуальных показателей освоенности элемента и показателей подготовленности.
В программах призеров исполняемые вращательные элементы содержат прежде всего варианты pirouettes – вращения на одной ноге на полу: повороты в sur le coup-de-pied, passer и разновидности fouetté.
Отмечено, что повороты группируются в следующие соединения:
- повороты в sur le coup-de-pied или passer 2 или 3 оборота;
- комбинированные вращения условно «средней сложности» в 5-7 оборотов, состоящие из вариантов поворота fouetté 3-5 оборотов и поворотов в sur le coup-de-pied или passer 2 оборота;
- комбинированные вращения повышенной сложности в 9-13 оборотов, состоящие из сложного набора поворотов со сменой степени вращения fouetté или без ее изменения.
Повышенная сложность вращений достигается путем соединения их между собой, а также с элементами других структурных групп, изменением положения рук в процессе вращения и изменением степени вращения fouetté.
Следует заострить внимание, что объем и разносторонность техники вращательных элементов в соревновательных упражнениях призеров студенческого первенства мира высока, как и их сложность. Что свидетельствует о высокой значимости поворотов в соревновательных программах спортсменов.
Исполнение в среднем 4±1.0 вращательных элементов за программу, которая в среднем состоит из 15 отдельных и сгруппированных спортивных элементов свидетельствует о высокой насыщенности вращательной соревновательной работы. Плотность ее составляет 27 % от всей элементной базы. Полученные сведения подтверждают особую значимость подготовки спортсменов – студентов высокой квалификации к исполнению сложных поворотов.
Выводы. В результате исследования определены вращательные элементы, наиболее часто исполняемые студентами-спортсменами высокой квалификации, их оборотность, способы усложнения и комбинирования. Выявленные нами показатели могут рассматриваться как ориентиры при подготовке студентов-спортсменов к международным стартам.
Литература
- Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов : теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. –М.: Физкультура и спорт, 2004. -325.
- Аркаев, Л. Я. Концепция интегральной подготовки и ее основные технологические компоненты / Л. Я. Аркаев, Р. Н. Терехина, Н. Г. Сучилин // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе высшего образования : материалы межвуз. науч.- практ. конф. – СПб., 1996. –С. 3-6.
- Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. – 1997. — №11. – С. 17-25.
- Клецов, К.Г. Модельные характеристики содержания соревновательных упражнений у спортсменов высокой квалификации в дисциплине чир — фристайл — двойка чир спорта (модель чемпиона) // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции 6 марта 2018 г. / под. ред. В.А. Александровой. – М.: РГУФКСМиТ , 2018. –87 с.
- Клецов, К.Г. Содержание акробатических элементов в соревновательных упражнениях у спортсменов высокой квалификации в дисциплине чир-фристайл-двойка чир спорта / К.Г. Клецов, В.А. Парахин // Тенденции развития науки и образования. «Тенденции развития науки и образования» апрель 2018 г. Часть 1 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2018. – С. 23-26.
- Чаюн, Д.В. Модель соревновательной программы для отборочных и основных стартов в спортивной аэробике / Д.В. Чаюн, К.Г. Клецов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 280-289. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-280-289