Свеженцева Н.Ю.
Факультет психологии и педагогики ЕИ КФУ РФ, г. Елабуга
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации эффективного сотрудничества учителей начальной школы и родителей в воспитании младших школьников. На основании результатов опытно-экспериментальной деятельности по данной проблеме выявлена взаимосвязь тесного сотрудничество учителей и родителей с одной стороны и готовность родителей к взаимодействию со школой и классным руководителем в процессе воспитания младших школьников с другой стороны.
Ключевые слова: сотрудничество, педагогическое сотрудничество, взаимодействие
Научный руководитель: Газизова Фарида Самигулловна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики
дошкольного и начального обучения ЕИ КФУ РФ, г. Елабуга
Согласно требованиям ФГОС НОО учителя и родители являются партнеров по организации эффективного педагогического процесса. А это означает, что выбранная тема актуальна, так как именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников.
Под педагогическим сотрудничеством, Т.К. Ким понимает двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие минимум двух субъектов образовательного процесса [1, с. 112].
Сотрудничество, по Л.И. Савинову – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности [2, с. 247].
В вопросах воспитания младших школьников необходимо решение общей задачи взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов [3].
В научно-методической литературе, по данной проблеме, прослеживается противоречие между позицией родителей, стремящихся решать задачи воспитания своего ребенка, но не всегда обладающих достаточным уровнем знаний, а с другой стороны позицией учителя не всегда заинтересованного во взаимодействии с родителями. Вышесказанное определяет проблему сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания личности школьника. С одной стороны, педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. С другой стороны, родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах.
В рамках научно-исследовательской деятельности по данной проблеме была сформулирована гипотеза: тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников.
Для того чтобы сформировать у родителей потребность в сотрудничестве с классным руководителем в вопросах воспитания своих детей, необходимо показать заинтересованность педагога в родителях, в единении совместных усилий для решения воспитательных задач. Как подчеркивает М.М. Шубович, основная задача родителей – сделать школу своим союзником, единомышленников в вопросе обучения и воспитания своего ребенка [4]. Поэтому родителям не следует забывать об ответственности перед школой и, особенно, перед своим ребенком.
В рамках эмпирического исследования сотрудничества учителей и родителей младших школьников с помощью методики «Сотрудничество семьи и школы» был диагностирован исходный уровень сотрудничества (констатирующий этап), разработана и реализована программа формирования эффективного сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников (формирующий этап), а также была произведена контрольная диагностика с целью оценки эффективности разработанной программы.
На констатирующем этапе выпускной квалификационной работы продиагностировано отношение родителей к сотрудничеству со школой и выявлен уровень сотрудничества семьи и школы. Так количественный анализ ответов родителей показал, что:
- подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя у 73,23% опрошенных;
- заинтересованность в дальнейшем взаимодействии со школой – 62,5%;
- активность родителей – 75%;
- нежелание родителей сотрудничать со школой – 16,67%.
В целом по группе общий показатель составляет 56,7% положительного отношения родителей к сотрудничеству со школой и находится на среднем уровне.
В результате проведённого теоретического и эмпирического исследования была отмечена необходимость формирования у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству, их привлечение к школьной жизни, включение в совместную деятельность с классом, а также необходимость проведения мероприятий по просвещению родителей в области психолого-педагогических знаний.
В рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы была разработана программа организации сотрудничества школы с родителями обучающихся «Семья и школа – на встречу друг другу!». Идея программы заключается в установлении доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика. Родители и педагоги должны быть объединены единством стремлений и взглядов на воспитательный процесс, должны преследовать общие цели и воспитательные задачи, иметь единый взгляд на пути достижения намеченных результатов. Важно помнить, что родители и учителя воспитывают одних и тех же детей, а значит разрозненные взгляды на процесс воспитания и применяемые в нем формы и методы – недопустимы.
Согласно разработанной программе сотрудничества с семьями школьников выделено несколько основных направлений работы классного руководителя и школы в целом:
- Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с семьёй (изучение семей, выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, изучение запроса родителей на содержание и формы обучения их детей т.д.).
- Просвещение родителей по вопросам педагогики, возрастной психологии и психологических особенностей детей младшего школьного возраста (тематические классные часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).
- Формирование у родителей принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов класса; вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).
- Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми (создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям, родителей к детям, организация практикумов, коуч-занятий).
Реализация программы организации сотрудничества учителей и родителей позволила достичь следующих результатов:
Итогом реализации программы являются следующие результаты:
- Увеличение показателя активности родителей и их предрасположенности к взаимодействию с классным руководителем было достигнуто за счет использования нетрадиционных форм организации совместной деятельности на родительских собраниях, привлечения родителей к совместным праздничным мероприятиям, участия в конкурсах совместных работ родителей и учеников.
- Родители стали более открытыми по отношению к классному руководителю, что проявляется в манере общения от сухого и сдержанного к более доверительному.
После реализации программы сотрудничества учителей и родителей была произведена оценка эффективности проведенной программы по методике «Сотрудничество семьи и школы».
Как показало исследование, по итогам формирующего этапа исследования, уровень заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии повысился на 7,15%. Уровень активности родителей повысился на 8,93%. Снизился показатель нежелания родителей сотрудничать со школой до отметки 11,09%.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной деятельности по проблеме организации сотрудничества учителей и родителей младших школьников в вопросе воспитания показали, что гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась. Цель исследовательской работы достигнута.
Литература
- Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие / Т.К. Ким. – М.: Прометей, 2013. – 166с.
- Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей – 6-е изд. перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и К°, 2014. – 260с.
- Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов / под ред. О.А. Щекиной. – Спб.: Спб АППО, 2014. – 90с.
- Шубович М.М. Формы взаимодействия семьи и образовательной организации в аспекте требований ФГОС / М.М. Шубович // Педагогические науки, 2017. – №59-2.