Батомункуева А.Ч.
Дальневосточный федеральный университет
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
Аннотация
В настоящее время признание государства субъектами международного права имеет огромное значение в связи с нарастающей тенденцией процессов самоопределения на фоне всеобщей глобализации человечества. Акт признания представляет собой правовую базу для установления нормальных отношений с новым государством как самостоятельным субъектом международного права. Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать, что вопросы о признании государств являются на сегодняшний день очень важными и актуальными.
Ключевые слова: международно-правовое признание, право на самоопределение, принцип территориальной целостности.
Keywords: international legal recognition, the right to self-determination, the principle of territorial integrity.
Рассмотрим пример частично признанного государства Республики Абхазии. Абхазия де-факто обрела независимость после победы в войне с Грузией в 1992-1993 годах. Позже, после российско-грузинской войны 2008 года, независимость Абхазии признали шесть государств — членов ООН. Первой была Российская Федерация, которая
26 августа 2008 года признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств (де-факто); позднее, в сентябре 2008 г., были подписаны соответствующие договоры о сотрудничестве, взаимопомощи, что подтвердило акт признания де-юре. Россия действовала из необходимости обеспечения безопасности своих граждан на территории этих двух государств. Мировое сообщество отреагировало по-разному на данный акт. Также не было и единого мнения относительно существования достаточных оснований признавать право этих народов образовывать независимые государства. Противоречивость мнений при признании Абхазии, Южной Осетии даѐт повод для рассмотрения вопроса о правомерности и неправомерности образования новых государств. Отсюда возникновение нового критерия признания государств – создание нового государства не должно противоречить нормам международного права. В противном случае такое территориальное образование не может претендовать на международно-правовое признание и с точки зрения международного права должно считаться созданным неправомерно.
Основным критерием правомерности существования тех или иных государств является их возникновение в результате подлинного волеизъявления народов [2, 149]. Только оно может обеспечить жизненность государств и эффективность их правительств. В случае с Абхазией и Южной Осетией, их жители неоднократно высказывались на референдумах за свою независимость. Так, в октябре 1999 года в Абхазии 97,5% проголосовавших высказались в поддержку Конституции, провозглашающей Абхазию суверенным демократическим государством. В Южной Осетии дважды — в январе 1992 года и в ноябре 2006 года — абсолютное большинство (около 99%) проголосовавших на референдумах высказалось за независимость республики [1]. Российская Федерация уже с учетом свободного волеизъявления осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, Декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, признала независимость Южной Осетии и независимости Абхазии.
Абхазия и Южная Осетия воспользовались правом народов на самоопределение в целях создания суверенного и независимого государства в соответствии с Декларацией 1970 г. [3]. Также как это было произведено в Косово. Однако данный принцип самоопределения народов пересекается с другим принципом международного права – сохранение территориальной целости государства. И, — если Россия, руководствуясь правом на самоопределение народов, признала независимость Абхазии и Южной Осетии, противостоящая часть мирового сообщества обвиняла Россию в нарушении международного права, аргументируя тем, что Абхазия и Южная Осетия своими действиями нарушает, — принцип территориальной целостности государства. В результате создалась имитация конфликта устоев международного права в целом, но стоит различать сферы действия принципов международного права для правильного их применения. В рассматриваемой ситуации принцип территориальной целостности распространяется на межгосударственные, но не на внутригосударственные отношения: международное право в силу данного принципа требует от государств воздержаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных применения силы в нарушение международного права или объект приобретения с помощью таких мер и угрозы их осуществления. В свою очередь, принцип самоопределения народов связан с внутригосударственными отношениями; согласно Уставу ООН [5] и Хельсинскому Заключительному акту [6], единственным требованием к другим государствам является уважение равенства и самоопределения народов, то есть необходимость воздержаться от вмешательства. Таким образом, процесс самоопределения народа должен проходить без интервенции и иных действий других государств.
Нормы международного права, закрепив право наций и народов на самоопределение и внедрив принцип невмешательства во внутренние дела государства, создали благоприятные условия для регулирования процессов возникновения государств в соответствии с нормами международного права. Ценность международного права состоит в том, что оно закрепило право на самоопределение, признав тем самым как должное факт возникновения государства в соответствии с правом наций и народов на самоопределение [4,16].
В настоящий момент, когда весь мир уже поделен и обустроен образование нового государства является затруднительным, в связи с чем всѐ больше набирает оборот тенденция образования нового государства под эгидой права наций на самоопределение. Большое влияние на данный процесс оказывает быстроразвивающаяся глобализация, которая носит устрашающий эффект для наций и народов, которые борются за сохранение своих традиций и обычаев.
Однако рассмотрев современную практику признания государств, которые стали таковыми, пройдя путь от зависимой нации до самостоятельного государства с помощью международно-правового принципа наций на самоопределение, мы приходим к выводу, что мировое сообщество привыкло к устоявшимся международным правоотношениям и не готово к изменениям. Поэтому современная практика международно-правового признания тех или иных новых государств столь неоднозначна и политизирована.
Абхазия и Южная Осетия до сих пор являются частично признанными государствами, мировое сообщество уже длительное время не обращает никакого на них внимания, что существенно ограничивает развитие данных государств, хотя они являются субъектами международного права.
Литература:
- Агафонов В.В. Политико-правовые основы признания независимости Абхазии и Южной Осетии / В.В. Агафонов. [Электронный ресурс] // Юридическая наука и правоохранительная практика. № 1(7). 2009.С. 10- 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/politiko-pravovye-osnovy-priznaniya-nezavisimosti-abhazii-i- yuzhnoy-osetii;
- Блатова Н.Т., Моджорян Л.А. Международное право: Учебник / Под ред. Н.Т. Блатовой, Л.А. Моджорян. // М.: Юрид. лит., 1981. 584 с.;
- Вельяминов Г.М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания / Г.М. Вельяминов // Государство и право. ФГУП Академ.науч.изд.производ.полигр.книгораспростр.центр Наука. Москва. №10. 2010. С.101-104. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15279818_77978951.pdf;
- Фельдман Д. И. Признание в современном международном праве / под ред. Д. И. Фельдмана и др. // Москва.: Изд-во Международные отношения, 1975. 166 с.;
- Устав Организации Объединенных Наций (принят 26 июня 1945 г. на Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации, вступил в силу 24 октября 1945 г.) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter- united-nations/index.html;
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (принят 1 августа 1975 г. на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901862.