СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЯМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Снопкова Ю.В.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЯМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Snopkova J.V.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

INFLUENCE OF ABSENCE-FREE METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS

Summary

 The paper deals with the problem of preserving cultural heritage sites, expanding the objectivity of research by an expert in legal proceedings, through improving methodological approaches to research, normative regulation of repair and restoration works of cultural heritage objects, especially the construction of construction and demolition works carried out in relation to cultural heritage monuments.

Аннотация

В работе рассматривается проблема сохранения объектов культурного наследия, расширение объективности исследования эксперта в судопроизводстве, посредством совершенствования методических подходов исследования, нормативное регулирование ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия, особенности строительного производства проводимых строительно-монтажных/демонтажных работ применительно к памятникам культурного наследия.

Ключевые слова: объекты культурного наследия, методические подходы, строительно-технический эксперт, ремонтно-реставрационные работы.

Keywords: objects of cultural heritage, methodical approaches, construction and technical expert, repair and restoration work.

Отсутствие разработанных методических подходов в исследовании объектов культурного наследия ставят под вопросом объективность строительно-технического эксперта в решении спорных вопросов.

Понимание экспертом-строителем значимости объекта, который подлежит исследованию позволит ему безошибочно оценивать достаточность представленной информации, применять в ходе экспертного исследования соответствующие нормы, правила.  От экспертного заключения напрямую зависит дальнейшая судьба объектов исследования. Полная информация, необходима для расширения объективности исследования в вопросах, поставленных перед экспертом судом и иными органами в судопроизводстве.

В результате экспертизы могут быть назначены реставрационные реконструкционные или другие работы.

Проведение ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия требует особого внимания, обусловленного статусом памятников градостроительства и архитектуры значительно выше, чем у рядовых зданий и сооружений. Важное и главное отличие в этом процессе приходится на необходимость согласования и утверждения научно-проектной документации.

Под комплексным исследованием понимается всестороннее изучение объекта культурного наследия, а также комплекс научно-изыскательских и научно-исследовательских работ, которые проводятся до начала и в процессе консервации, ремонта памятника.

В отличие от других отраслей строительства реставрационные технологии более консервативны, а применение новых конструкций и материалов допускается только в том случае, если это безопасно и не искажает первоначальный вид памятника.

Неповторимость ОКН, их ценность, процент износа обязывает ограниченное применение строительно-монтажных/демонтажных работ, способов их проведения, состав экспертной группы, а также наличие дополнительных компетенций и допусков.

Осуществление работ по реставрации объектов культурного наследия можно проводить только при согласовании с государственными органами исполнительной власти, которые отвечают за охрану объекта культурного наследия. Какой именно орган отвечает за охрану конкретного объекта — зависит от того, является ли объект культурного наследия федерального, регионального или местного значения, а также от региона, в котором находится объект.

Рассмотрим категории объектов культурного наследия.

Таблица 1

Категории объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия федерального значения Объекты культурного наследия регионального значения Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения
Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

 

Представленное деление имеет значение для осуществления реставрационных и реконструкционных работ объектов культурного наследия, поскольку от категории данных объектов зависит порядок согласовательных процедур, которые предшествуют осуществлению ремонтно-реставрационных работ.

На данный момент отсутствуют методические подходы, нормативно-технические базы, которые позволили бы решить строительно-технические вопросы в совокупности с оценкой урона, нанесенного объекту культурного наследия. Разработка таких методик поможет обеспечить базисом строительного эксперта, который решает вопросы об объектах культурного наследия в судопроизводстве.

Во многом этому будет способствовать поэтапная разработка (согласование, утверждение) в установленном порядке типовых и частных методик ССТЭ. Наличие данных методик ССТЭ не только существенно упростит работу экспертов-строителей, но и позволит обеспечить единство методических подходов к проведению ССТЭ, соответственно упростит назначение и оценку ССТЭ следователем, судом и заинтересованными по делу сторонами.

Экспертиза реставрации объектов культурного наследия регулируется тем же Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В главе V данного закона описаны цели, принципы, объекты экспертизы, особенности ее финансирования и составления заключения. Также существует Положения о государственной историко-культурной экспертизе, которое содержит порядок проведения данной экспертизы. Однако, ни указанные федеральный закон, ни положение не содержат какой-либо методики проведения экспертизы реставрации объектов культурного наследия, что создает ряд спорных моментов и проблем.

Стоит добавить, что в отношении экспертизы реконструкции строительных объектов также не существует универсальной методики, что создает аналогичные проблемы:

  1. Отсутствие универсальной методики, позволяющей решить строительно-технические вопросы при проведении экспертизы ОКН.
  2. У каждой организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы объектов культурного наследия, существует собственная методологическая база проведения данной экспертизы.
  3. Эксперт руководствуется собственными представлениями в использование методов входе экспертного исследования.

Для решения данных проблемы необходима разработка и закрепление на законодательном уровне универсальной формализованной методики экспертизы объектов культурного наследия, использование единого пути научного исследования.  

Это позволит сделать данную экспертизу более объективной, а также будет способствовать снижению споров, возникающих по результатам проводимых экспертиз.

 В судебной-строительно-технической экспертизе, как и в других видах экспертиз, достоверность заключения эксперта определяется, в-первую очередь научной обоснованностью тех методов и методик, которыми пользуется эксперт.

Современное состояние вопроса можно охарактеризовать, с одной стороны, его недостаточной научной разработанностью, а с другой – значимостью для судопроизводства.

Литература

  1. Бутырин, А.Ю. Теория и практика строительно-технической экспертизы /А.Ю. Бутырин. – М.: Городец, 2006. – 544 с.
  2. Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 25.06.2002).
  3. Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 25.06.2002).
  4. Слабуха А.В. Установление историко-культурной ценности объектов архитектурного наследия (часть 2): критерии и метод в современной экспертной практике // Человек и культура. — 2016. — № 6. — С. 9-22.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (ред. от 27.04.2017) «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3812.