СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОМ СЕРВИСЕ

Дахаева Ф.Д.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОМ СЕРВИСЕ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые новейшие технологии, используемые современными банками, и отмечаются преимущества от их внедрения в банковские процессы.

Ключевые слова: банки, блокчейн, банковские продукты, финансовые технологии.
Keywords: banks, blockchain, banking products, financial technologies.

Под влиянием IT-технологий происходят существенные изменения в банковской сфере. В банках появляются новейшие цифровые сервисы, ориентированные на клиента. Если всего несколько лет назад кредитные институты акцентировали свое внимание на таких вопросах как: дефицит ликвидности, высокие ставки и др., то сейчас в наибольшей степени их волнует – как новейшие финансовые технологии повлияют на развитие банковского сектора?

Передовые банки США, Европы и Азии перешли и продолжают переходить на продвинутый уровень сервиса, базирующемся на анализе изображений, виртуальной службы поддержки, роботоконсультировании, использовании биометрических функций безопасности, анализе поведения клиентов и применении других новейших технологий.

Новое поколение потребителей более требовательны, прежде всего, они ценят простоту и социальную значимость. Банки понимают ключевой тренд – переход в виртуальное пространство. В условиях распространения инновационных финансовых технологий у потребителей появилась привычка совмещать большое количество операций в онлайн-сервисе, и это должно быть доступно на любом интернет-устройстве, в любой точке мира, независимо от того, где клиенты разместили свои средства.

Стоит отметить, что объем платежей с использованием банковских карт и электронных платежей в 2016 году впервые превысил объем покупок за наличные, составив 23,2 трлн. долл. США. Как отмечают аналитики, перевод платежей в цифровой сервис позволит существенно сократить издержки банков и расходы государств на печатание наличных денежных знаков и обеспечение их сохранности.

В последнее время появилось много инновационных разработок в сфере программного обеспечения цифрового банковского сервиса. В бюро по регистрации патентов США отметили, что компания MasterCard в 2016 году подала несколько патентных заявок на использование технологии блокчейн. Так, компания планирует провести интеграцию цифровых валют в свою инфраструктуру, благодаря чему клиенты и бизнес будут обеспечены высоким уровнем защиты от мошенников.

Почти 90% крупных банков США, Канады и Европы изучают возможности использования технологии блокчейн для финансовых платежей. По информации компании Accenture 44% применения технологии для платежей приходится на внутрибанковские трансграничные переводы, межбанковские трансграничные переводы и корпоративные денежные платежи.

В 2016 году был образован Консорциум японских банков, куда вошли 42 кредитных учреждения, которые будут использовать технологию блокчейн Ripple для платежей в режиме реального времени, по внутренним и трансграничным операциям.

Bank of America Merrill Lynch и Microsoft заключили соглашение об использовании технологии блокчейн для финансовых операций. Транзакция была осуществлена меньше чем за 10 секунд при полной прозрачности, при использовании традиционной схемы она длится до двух дней. Как заявил представитель банка по транзакциям, данная инициатива является неотъемлемой частью программы по оцифровке в сфере технологии распределенной бухгалтерской книги. Поскольку оцифровка выступает одной из важнейших сфер для банка, чтобы лучше обслуживать своих клиентов.

Технология блокчейн обеспечивает электронную обработку транзакций и учет, и позволяет сторонам сделки без помощи посредников отслеживать движение документации через защищенную сеть. Исходя из этого, следует отметить, что эта технология позволяет существенно ускорить торговые операции, сократить издержки компаний и снизать риски мошенничества по всему миру.

Консорциум финансовых учреждений, созданный по инициативе Банка России проводит тестирование двух платформ мастерчейна на базе технологии блокчейн. Мастерчейн представляет собой инструмент взаимодействия между участниками финансового рынка, применяющий технологию распределенных реестров.
В 2016 году Центральный Банк РФ и 10 крупнейших банков страны провели тестовые транзакции посредством мастерчейна. В перспективе планируется изучить возможность применения данной технологии как составной части финансовой инфраструктуры инновационного этапа. Таким образом участники рынка смогут оказывать клиентам принципиально новые услуги и предлагать новейшие банковские продукты [1].

Развитие банковского обслуживания дает возможность не только предоставлять различного рода финансовые услуги, но и создавать массивы данных, которые необходимо обрабатывать и хранить. Использование такой инновационной технологии как Big Data позволит увеличить рост уровня обслуживания. Данная технология незаменима в отношении сбора и обработки данных о клиентах при реализации кредитных и инвестиционных операций.

Благодаря технологии Big Data можно не просто собирать данные о клиентах, но и определить уровень предпочтений. Если рассматривать эту технологию с позиции установления кредитного риска, то она позволяет проанализировать кредитную историю клиента на основании информации, собранной в других кредитных учреждениях.

С учетом скомпилированных данных банковские служащие определяют текущий спрос на конкретные банковские продукты и формируют рекламную рассылку имеющихся банковских услуг и продуктов [2].

Применяя данные технологии в своей деятельности, банки могут более оптимально использовать свои ресурсы и минимизировать потери от неэффективного использования инвестиционных ресурсов. Кроме того, использование новейших технологий в существенной степени влияет на качество предоставляемых банковских услуг и проведение операций по банку, стимулирует освоение новых каналов предоставления банковских продуктов и обеспечивает достойный уровень конкуренции банка на рынке банковских услуг.

Литература:

  1. Кудрявцева Ю. В. Рынок банковских услуг: от настоящего к будущему.
  2. Ермоленко О. М. Развитие банковского сектора на основе современных технологий обслуживания.