СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Мукушева С.Б.

Кандидат педагогических наук, филиал Акционерного общества «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области (г. Караганда, Республика Казахстан)

СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

Аннотация

В статье рассматривается возрастание роли дополнительного образования в условиях персонификации образования, ориентированного на результат. Возможности решения задач, связанных с увеличением охвата школьников дополнительным образованием, через интеграцию общего и дополнительного образования. Вопросы включения учителей-предметников в процесс формирования социально значимых качеств личности в период обучения в школе. 

Summary

The article deals with the increasing role of additional education in terms of result-oriented personification of education. The possibilities of solving problems related to the increase of schoolchildren enrollment with additional education through general and additional education integration have been introduced. The issues of subject teachers inclusion into the process of socially significant personality formation traits during the period of study at school have been studied.

Ключевые слова: учитель-предметник, педагог дополнительного образования, социально значимые качества школьника, дополнительное образование, пятидневная учебная неделя, шестой день в школе, интеграция общего и дополнительного образования

Keywords: subject teachers, teachers of additional education, socially significant schoolchildren qualities, additional education, five-day academic week, the sixth day at school, general and additional education integration

В настоящее время происходит радикальное изменение акцентов в казахстанском образовании:

  • в соответствии с общемировыми трендами перед педагогическим сообществом поставлена задача осуществления перехода от образования, ориентированного на знания, к персонифицированному образованию, обеспечивающему развитие личности на протяжении всей жизни;
  • средствами образования необходимо создать возможности для развития личностного потенциала максимально возможного количества людей, и в первую очередь, детей, как растущего «человеческого капитала для устойчивого роста экономики» [7].

В таких условиях существенно возрастает роль дополнительного образования, которое по самой своей природе является образованием для всех и образованием для каждого. Основными задачами организации дополнительного образования для детей являются:

  1. создание необходимых условий для получения качественного дополнительного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
  2. развитие творческих, духовных, физических возможностей личности, реализация их способностей;
  3. формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
  4. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
  5. воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
  6. воспитание у детей экологической культуры, вовлечение их в природоохранную деятельность;
  7. адаптация к жизни в обществе;
  8. организация содержательного досуга [6].

Таким образом, дополнительное образование обеспечивает возможность удовлетворения личных потребностей в получении знаний и навыков по различным направлениям. Образовательные программы дополнительного образования, помимо внешкольных организаций дополнительного образования и общеобразовательных школ, реализуются в гимназиях, обеспечивая расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному обучению, в лицеях – с целью расширения и углубления естественно-математического образования [3].

Внедрение обновленного содержания среднего образования связано с постепенным введением в общеобразовательные школы республики пятидневной учебной недели, что влечет за собой увеличение свободного времени школьников. В связи с этим учителя заняты поиском новых форм системной внешкольной и внеклассной деятельности детей, направленных на укрепление самодисциплины, развитие самоорганизованности и самоконтроля школьников, формирование навыков содержательного проведения досуга и здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды.

С целью обеспечения эффективной организации дополнительного образования, в общеобразовательные школы введены штатные единицы – педагог дополнительного образования и педагог-организатор. Также предусмотрена возможность использования потенциала и учителей-предметников с правом ведения кружковой, секционной, студийной работы, организации клубов по интересам, спортивных секций, подготовительных курсов, проведения познавательных, конкурсных, развлекательных программ, экскурсий и др. по своему профилю во внеурочное время. То есть педагог в первой половине дня работает учителем по предмету, во второй – педагогом дополнительного образования (по совместительству) [4].

Главная цель шестого дня (суббота) – создать целостную образовательную систему, обеспечивающую полезную занятость учащихся в субботние дни, направленную на формирование социальной, морально устойчивой, творческой личности школьника и его оздоровление [4]. Одной из задач введения пятидневной учебной недели – укрепление связи «семья-школа-социум».

При организации дополнительного образования в общеобразовательной школе необходимо учитывать тот факт, что оно не должно носить только воспитательный характер и сводиться к воспитательным мероприятиям в нашем привычном понимании. Основная задача дополнительного образования общеобразовательной школы – формирование социально значимых качеств в соответствии с ценностями общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» – реализуется через призму учета особенностей дополнительного образования, основополагающей среди которых является добровольность. Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» следующие:

  • казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
  • уважение;
  • сотрудничество;
  • труд и творчество;
  • открытость;
  • образование в течение всей жизни [5].

При реализации дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы существует вероятность «переноса» требований, методов, подходов из общего образования в дополнительное. Такая ситуация может сложиться в случае, если к процессу дополнительного образования будут привлечены учителя-предметники, которые, ориентируясь, прежде всего, на содержание своего предмета, выстроят эту работу по классно-урочному принципу, действуя назидательно, а то и принудительно. В итоге, вместо творческого занятия по интересам, ребенок окажется снова на уроке, пусть несколько модифицированном, но по своей сути представляющем обучение по конкретному предмету (своего рода «нулевой» урок) [1].

Но возможности дополнительного образования намного шире. Оно может быть направлено на расширение и углубление знаний учащихся начальной и основной школы, выполняя тем самым компенсационную функцию (таблица 1).

Таблица 1

Пример организации компенсационной функции дополнительного образования

Направление Название программы дополнительного образования Виды деятельности
  Военно-патриотическое Школа выживания

Лидер

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразующая, добровольческая)

Трудовая (производственная)

Спортивно-оздоровительная

Туристско-краеведческая

  Спортивно-оздоровительное Баскетбол

Волейбол

Художественная гимнастика

Фитнес для детей

  Художественно-эстетическое Хоровое пение

Шумовой оркестр

Духовой оркестр

Вокально-инструментальная группа

Изостудия

Малая скульптура

Издательская деятельность

Фигурная обработка древесины

Конструирование и моделирование одежды

Школьный театр начальной школы

  Научно-познавательное Компьютерное моделирование

Экология

Химия и охрана окружающей среды

Роботостроение

  Общественно-полезная деятельность Юный пешеход

ЮИД (Юный инспектор движения)

Разноцветье

  Проектная деятельность Выращивание и уход за растениями

Правильное питание

Самовоспитание

 

Таким образом, многие дополнительные образовательные программы могут выступить в роли факультативных курсов, стать прямым продолжением базовых образовательных программ и дать при этом детям необходимые для жизни практические навыки [2].

Уникальность дополнительного образования может быть активно использована в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Использование в ходе преподавания школьных предметов специфических приемов, присущих дополнительному образованию, может придать изучаемым темам образность и выразительность, способствовать их лучшему усвоению, повышению мотивации к обучению у школьников.

Возможность формирования социально значимых качеств личности в условиях дополнительного образования определяет характер школьника, а в целом качество его жизнедеятельности в социуме.

Образовательные программы дополнительного образования, реализация которых направлена на организацию совместной творческой деятельности педагога и школьника, способствуют включению детей в многогранную, интеллектуальную и психологически-положительно насыщенную жизнь, в которой есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Литература

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Школа полного дня. – М.: Педагогический поиск, 2010. – 240 с.
  2. Мукушева С.Б. Дополнительное образование детей в Казахстане: состояние и перспективы //Материалы II Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности». – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – С.297-299.
  3. Об образовании. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
  4. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2018-2019 учебном году: Инструктивно-методическое письмо //http://nao.kz/loader/fromorg/2/24
  5. Патриотический акт – «Мәңгілік Ел». Полный текст. – Республиканская газета «Казахстанская правда» // https://clck.ru/GMx24
  6. Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июля 2013 года № 8565 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008565
  7. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017