СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТИКИ ПОГРУЖЕНИЯ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Богатырева В.Н.
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТИКИ ПОГРУЖЕНИЯ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

Человек коммуникационный в современном масс-медийном пространстве уже не хочет быть просто традиционным потребителем информации – ему нужно быть включённым в процесс коммуникации и взаимодействовать не только с медиа, но и с другими людьми: всё более привлекательными стали новые медиаплатформы, которые отличаются степенью интерактивности и создания эффекта присутствия. Так, модификация медиапривычек аудитории привела к эволюции визуальной среды и появлению новых форматов медиа. Феномен «Immersive Journalism» (журналистика погружения) как высокотехнологическая медиаплатформа сегодня набирает всё большие обороты в развитии, распространении и доступности массовому пользователю (читателю).

Ключевые слова: журналистика погружения, медиа, виртуальная реальность, дополненная реальность, сторителлинг.
Keywords: immersion journalism, media, virtual reality, augmented reality, storytelling.

Журналистика погружения – это, своего рода, уникальный феномен, где «сходятся журналистика, поведение пользователя, наука и трехмерное пространство» [2]. Основная цель такой журналистики – создать глубокое погружение пользователя/читателя в событие, предоставить возможность получить уникальный опыт другого уровня внимания, контрастный чтению распечатанной страницы или пассивному просмотру аудиовизуальных материалов [10]. Видео и фотографии реальной жизни не столько эффективны, ведь только в виртуальной реальности аудитория оказывается «в гуще драматических событий», попадает прямо в их эпицентр [3]. Иными словами, создаётся особый «эффект погружения» в сторителлинг: автор не просто демонстрирует и разворачивает какой-то сюжет, а буквально «забрасывает» участника в реальность, при этом ощущение от события воспринимается им (участником) как собственный эмоциональный опыт [1].

«Эффект погружения» в данной журналистике происходит с помощью применения технологий виртуальной реальности, которые были запущены к середине 10-х годов XXI в. и превратили «уже привычные практики медиаобщения в новые форматы коммуникации» [6]. Эти технологии применяются с целью обеспечить интерактивность во взаимодействии виртуального пространства и погружаемого в него субъекта [4]. В журналистской практике можно выделить следующие технологии:

1). VR (технология виртуальной реальности). Она предполагает создание полной иллюзии пространства, искусственную среду, в которую погружается аудитория. Для полноты ощущений используются такие технические средства, как очки виртуальной реальности или шлем (Oculus Rift), которые «обманывают» мозг, создавая ощущение реальности происходящего [7]. Они имеют одно общее название — HMD (Head Mounted Display) — монтируемые на голову устройства. Благодаря им зритель может свободно перемещаться в пространстве, выбрать локацию и угол обзора [вшэ]. Также данные технологические средства делают возможным убрать из истории посредника – каждый может пережить и прочувствовать происходящее непосредственно [8]. Сейчас, по сравнению со второй половиной XX в., когда эти технологии только начали разрабатываться и внедряться в медиаиндустрию, они широко доступны на массовом рынке. В их числе картонный держатель для смартфонов, очки виртуальной реальности мировых брендов и корпорация (Sumsung, HTC, Google, Facebook и др.) или их аналоги.

2). AR (технология дополненной реальности) предполагает наложение дополнительных сведений на реальность при помощи девайсов (гаджетов). С помощью дополненной реальности в журналистике можно разнообразить полиграфическую продукцию (газеты, журналы) [7]. Так, например, американский журнал Esquire применяет технологию «Netpage», благодаря которой читатели могут сохранять цитаты и «производить обмен контента из печатного журнала в социальные медиа». AR использует также итальянское издание Marie Claire, американский журнал MAXIM, а с 2013 г. и его русскоязычная версия при помощи приложения «Оживлятор», доступное в App Store и Google play [8].

3). Видео в формате 360°. Снимается на специальную панорамную камеру, склеивается в редакторе и просматривается на видеоплеерах, поддерживающих данный формат, например, на видео-хостинге Youtube, где можно увидеть журналистские работы в формате 360. Такая съемка «даёт каждую секунду больше информации, чем можно воспринять двумя глазами» [7].

Дополненная, виртуальная реальность, а также съёмка и просмотр видео в формате 360 градусов становятся более доступными. Ключ к виртуальной реальности для журналистики и аудитории – смартфон, а YouTube, Facebook, мобильные приложения и стартапы – ворота к массовому внедрению виртуальной реальности [10]. Технологии виртуальной реальности также становятся обыденными: все больше редакций применяют их и все больше людей их потребляют.

Однако технологии виртуальной реальности не станут чем-то большим, чем просто инструментом для исследовательских лабораторий, если не понимать человеческий фактор правильно. Данные технологии в журналистике должны «обеспечивать профессиональную деятельность и решать насущные задачи людей», а не быть аттракционом [9]. Технологии виртуальной реальности, создающие эффект погружения и присутствия, не заменят подлинного журналистского мастерства — быть сопереживающим человеком, умеющим найти и рассказать историю другим. Поэтому «владение технологиями никогда не отменит необходимости думать, писать и иметь совесть» [4].
Так, при создании VR-проектов главное – «оставаться в рамках журналистики, где главное — сторителлинг, который зависит от таланта и профессионализма людей» [2]. В основе любой журналистики всегда стоит история, и она должна быть рассказана хорошо, независимо от технологий. Поэтому технологии виртуальной реальности в журналистике не должны одерживать верх над сторителлингом, а форма – над содержанием.

Литература:

  1. Бейненсон В. А. Проблемы развития форматов журналистики погружения в современной медиасреде / Век информации. Том 1. №2, 2018. — С. 239-240
  2. Болдырева А. Наталья Лосева: «Такая ситуация в журналистике, как сейчас, случается раз в 15 лет», 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://jrnlst.ru/immersive-journalism (Дата обращения: 10.04.2019)
  3. Замков А.В. О виртуальном расширении медиареальности / Медиаскоп. МГУ, 2017. №. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2351 (Дата обращения: 10.04.2019)
  4. Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования / Современные информационные технологии и IT-образование. Том 13. №1, 2017. — С. 166-172
  5. Иммерсивная журналистика: убьет ли VR новостные СМИ? — 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ideanomics.ru/articles/16907 (Дата обращения: 10.04.2019)
  6. Качкаева А. Г., Шомова С. А. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / под общ.ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы
  7. Корнев. М. Виртуальное для реального: новые измерения / Неучебное пособие / М.: Издательские решения, 2017. — С. 147-159
  8. Сухачева А. «Иммерсивная» журналистика – журналистика с эффектом присутствия, 2015. [Электронный ресурс].
  9. Cohn D. The Ethics of Virtual Reality Storytelling, 2015. [Электронный ресурс].
  10. De la Peña N., Weil P., Llobera J., Giannopoulos E., Pomés A., Spanlang B. Immersive Journalism: Immersive Virtual Reality for the First-Person Experience of News / Presence, Vol. 19, № 4. — 291–301