СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Шумский А.А., Гусаренко Я.Р.
Юридическая школа, Дальневосточного государственного университета

СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация

Евразийский экономический союз — это региональная международная организация, созданная с целью экономической интеграции между странами участниками данной организации, основанной на единой таможенной территории, которая действует на основании договора о Евразийском экономическом союзе, кодекса ЕАЭС и иных нормативных правовых актах принятых в соответствии с ними.
Необходимость данной формы интеграция обусловлена как развитием экономических связей между государствами членами, так и тенденциями глобализации.

Ключевые слова: ТС ЕАЭС (Таможенный союз Евразийского экономического союза), таможенное регулирование, таможенная граница, таможенная территория.

Keywords: Customs Union of the Eurasian Economic Union, customs regulation, customs border, customs territory,

Таможенное регулирования играет, не мало важную роль в жизни каждой страны, так как оно определяет правила внешней торговли государства, оказывает влияние на развитие и функционирование всей экономики страны.
С точки зрения экономики, регулирование в таможенной сфере может оказывать влияние на развитие целых отраслей экономики, повышать конкурента способность отечественного товара или уравнивать их с импортными, путём введения повышенных пошлин, а также иных методов как тарифного, так и нетарифного регулирования.
По мимо экономического аспекта, таможенное регулирование, так же несёт в себе и политический аспект, и во всей совокупности, показывает намерения построения отношений не только в рамках государства, но и за её пределами.

Самим же таможенным регулированием является деятельность специализированных государственных органов по упорядочиванию общественных отношений в сфере перемещения товаров, работ, услуг через границу, а также по установлению правил поведения и обеспечению их выполнения при совершении указанных выше действий.
В каждой стране таможенное регулирование может иметь свои отличительные особенности, что в свою очередь так же влияет на определение данного понятия.
В Российской Федерации, на конституционном уровне закреплено, что таможенное регулирование отнесено к сфере исключительного ведения федерации, и никому более. А отсюда следует, что таможенное регулирование осуществляется единообразно, и подчинено одним общим правилам, устанавливаемым соответствующими государственными органами, и не допускает возможность установления иных правил в сфере таможенного регулирования, например, устанавливаемых субъектами федерации. То есть существования того факта что товар перемещаемый через границу Российской Федерации, находящейся на территории Приморского края и точно такой же товар перемещаемые через границу Российской федерации находящийся в Амурской области будет подвергаться различными правилам прохождения таможенных операций, полностью исключен.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». [1:15]
Из смысла вышеуказанной статьи конституции следует, вся территория РФ едина, для всех её граждан и иных лиц и в контексте таможенного регулирования на границах субъектов федерации, муниципальных образований и на иных территориях не могут быть установлены таможенные пункты пропуска, осуществляющие те или иные таможенные процедуры, а также при перемещении товаров по территории страны не могут взыматься никакие платежи, связанные с перемещением товаров работ и услуг.

На основе данного концептуального принципа, полагаю целесообразно провести параллель с принципом единого таможенного регулирования в ЕАЭС.
Так в соответствии с п.1 ст. 1 ТК ЕАЭС В Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Из указанной нормы следует что, на территории ЕАЭС, действует единообразное применение норм таможенного права, которое применяется органами государств членов, одинаково, а значит все таможенные операции, совершаемые на их территории, и трансграничных зонах должны соответствовать требованиям предъявляемым Таможенным кодексом ЕАЭС. То есть это означает что, к одному и тому же товару (работе, услуге) перемещаемому к примеру, из России в Киргизстан транзитом через Казахстан, будут применятся идентичные формы таможенного контроля, а так же они будут подвергнуты к одинаковым таможенным процедурам, которые предусмотрены в ст. 127 ТК ЕАЭС. [2:36]
По мнению С.В. Халипова таможенное регулирование, как в ТС ЕАЭС, так и в РФ основано на общем порядке перемещения товаров через таможенную границу ТС, содержащий такие составляющие, как прибытие товаров на таможенную территорию ТС (убытие товаров за ее пределы), совершение операций, способствующих подаче таможенной декларации и собственно таможенное декларирование, выпуск товаров в соответствии с конкретной таможенной процедурой, а также условия оборота в ТС товаров, сохранивших после выпуска статус иностранных условный выпуск). [4:29]

Ученый включает таможенное регулирование в систему «применяемых в ТС и РФ публично-правовые методов и конкретных мер регулирования внешнеторгового товарооборота» наряду с таможенно-тарифным, нетарифным, техническим регулированием, санитарными, ветеринарными и фитосанитарными мерами, специальными защитными, антидемпинговыми и компенсационными мерами, а также мерами экспортного контроля и контроля продукции военного назначения.
Как и в иных сферах правового регулирования, в сфере таможенного регулирования ЕАЭС формулирует перед собой основные цели , к достижению которых и стремится данная организация в рамках таможенного регулирования, основной целью является обеспечение правового регулирования отношений связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой, хранением, проведение таможенного контроля, декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, уплатой таможенных платежей, а так же властных отношений между таможенными органами и лицами ,реализующие права владения, пользования и распоряжения данными товарами.
Так же можно выделить и иные цели:
1) Экономические-так, как таможенное регулирование связано и с экономической сферой, то можно выделить цели связанные с защитой экономических интересов, таких как влияние, на реализацию торгово-политических задач по защите рынка, стимулированию развития национальной экономики; возможность обеспечивать эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны и стимулирование развития национальной экономики ; Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
2) Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
3) Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов

российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния
Таким образом, таможенное регулирование — это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело — деятельность по обеспечению соблюдения указанных правил выполняемая таможенными органами. В соответствии с указанными целями на таможенные органы возлагаются следующие основные функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  2. Обеспечение выполнения запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;
  3. Принятие средств таможенного регулирования торгов экономических отношений;
  4. Обеспечение мер по защите жизни и здоровья человека животных. Растений, охране окружающей среды;
  5. Обеспечение защиты интересов потребителей;
  6. Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
  7. Защита экономических интересов государства и государств членов Союза;
  8. Осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов;
  9. Проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Раскрывая сущность ТС ЕАЭС нельзя не упомянуть о структуре правового регулирования в данной организации. Данная организация представляет собой некий аналог государства, так имеет свою структуру законодательства, свои исполнительно- распорядительные, судебные органы, а также самостоятельно формирует право этой организации путём заключения соглашений между странами участниками.
В таможенном союзе ЕАЭС основой таможенного регулирования является ТК ЕАЭС, данный нормативный правовой акт регулирует все общественные отношения, связанные с таможенным делом на территории таможенного союза, а также акты принятые в соответствии с ним компетентными органами данной организации.
Данные правовое акты обязательны для исполнения, всеми государствами членами организации имеют большую юридическую силу перед нормативными правовыми актами национального законодательства. Однако национальное законодательство не исключается из правового регулирования таможенных отношений. Так в части не урегулированной нормативными актами ТС ЕАЭС, применяется внутреннее, национальное законодательство в той степени в которой не противоречит международным договорам ЕАЭС.
То есть, изучив систему правового регулирования таможенного дела в таможенном союзе ЕАЭС, можно прийти к выводу, что национальное законодательство стран участников союза, субсидиарно регулирует указанные отношения.

Что касается предмета и методов правового регулирования, то они не изменились, и остались такими же какими и были до создания данной международной организации, которые применялись в Российской Федерации в сфере таможенного регулирования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Таможенный кодекс ЕАЭС (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: — http://ivo.garant.ru/#/document/71652992/paragraph/6419:0
  3. 3. Официальный портал Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:/www.eurasiancommission.org/
  4. 4. Халипов, С.В. Таможенное регулирование в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации //ЕврАзЮж. 2013. № 2 . 29 с.