ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Сорокина М.В.

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация

В данной статье мы рассмотрим технику продуктивного чтения и интерес обучающихся в начальной школе, по методу выдающихся ученых как: Н.Н. Светловской, В.А. Сухомлинский и т.д. По мнению автора, данная технология является одной из наиболее эффективных, так как она прививает интерес к чтению, развивает чувство любви к книгам, учит ребенка понимать самостоятельно прочитанный текст.

Ключевые слова: технология, продуктивное чтение, интерес к чтению, текст, информация, диалог

Keywords: technology, productive reading, interest in reading, text, information, dialogue

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Читательский интерес — это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям.

Чтобы развить читательский интерес обучающихся, нужно как можно раньше приобщить детей к чтению. Многое зависит от родителей, их задача читать детям стихи, сказки, басни вслух еще в дошкольном возрасте, заинтересовывать ребенка интонацией, привлекать во внимание игровую часть.

В.А. Сухомлинский писал: «То, что ребенку необходимо запомнить и научится тому, что в первую очередь ему должно быть интересно» [16, 4].

Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.

Самое главное необходимо выделить особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В основном возраст от 6-7 до 10-11 лет. Л.С.Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности[12,9].

Вопрос развития читательских интересов всегда волновал преподавателей начальной школы. Заботясь, о качестве обучения младших школьников — читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит.

Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает «иметь значение» [49, 15].

Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в 17 веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» [18,2].

Чтение — это многофункциональный процесс. Умение грамотно читать, обеспечивает детей к быстрому восприятию большой информации, что позволяет добиться успеха в учебе. Можно утверждать, что чтение выполняет огромную функцию как «воспитание». Этому посвящены многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как речевой вид деятельности. А речевая деятельность представляет собой «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения». Следовательно, речь — это язык в действии, общении .

Главное чтобы ребенок понимал и осознавал прочитанное, тем самым узнавал, что то новое. Техническая сторона подчинят под себя смысловую. Использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма.

Технология продуктивного чтения в свою очередь – это образовательная технология, которая опирается на читательскую деятельность. С помощью технологий обучающиеся воспринимают полноценное описание текста.

По словам Н.Н. Светловской [29,7], технология продуктивного чтения -это образовательная технология, которая при помощи определенных приемов чтения позволяет развить такие качества, как полное понимание текста и его оценка, выработка читательской позиции.

Сама технология включает в себя три этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения. Развитие антиципации, т.е. предполагать о тексте, опираясь только на заглавие, иллюстрации и другим ключевым моментам. Задача педагога на данном этапе: вызвать у обучающегося интерес прочитать данный текст[38].

Важным моментом этого этапа является антиципация, т.к. во время проверки предположений, учащиеся могу сопоставить свои прогнозы с реальностью прочитанного текста. Главная функция этапа -целенаправленный характер при первом знакомстве с произведением и его анализом[39]. Характерная черта этого вида работы – антиципация. Она должна включать в себя как минимум 3 критерия сразу, но обязательным должно быть чтение названия произведения и работа с ключевыми словами. Учащиеся знакомятся с ними заранее, во время словарной работы. Знакомясь с новыми словами, закрепляется их значение в памяти, таким образом, ученики их вводят в свои речевые конструкции[26].

2 этап. Работа с текстом во время чтения достичь понимания текста на уровне содержания. Задача педагога на данном этапе: обеспечение полного понимания произведения.

 Работа с текстом происходит по данной очередности:

  1. Первичное чтение текста
  2. Перечитывание текста
  3. Беседа по содержанию в целом.

Когда учитель задает вопросы во время чтения, он показывает обучающимся сам процесс «вчитывания» произведения, развивает такие качества, как внимание к слову писателя, объясняет, что из себя представляет «диалог с автором». Только во время совместного чтения педагога с обучающимся можно сформировать такой навык, как ведение «диалога с автором» текста. Исходя из особенностей текста, этот навык может развиваться как во время первичного чтения, так и во время перечитывания[6]

  1. этап. Работа с текстом после чтения, достичь понимание основной мысли текста, а также подтекста. Задача педагога на данном этапе: обеспечение углубленного понимания и восприятия текста.

Уроки литературного чтения с учетом формирования требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Таким образом, в формировании у младших школьников читательского интереса и продуктивного чтения играет важную роль множество факторов : активное участие педагога, понятие и осмысление прочитанного, применении читательской деятельности на уроках чтения.

Литература

  1. Салова, З.В. Технология продуктивного чтения // Начальная школа.-2016, No11.-С. 28-30
  2. Светловская, Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования // Начальная школа. –2002, No 7.-С. 25-29.
  3. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных сего осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа.-2005, No 6.-С. 48-56.
  4. Светловская, Н.Н. Как обучать чтению или Как разорвать замкнутый круг // Начальная школа.-2010, No 3.-С. 8-13.