ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА

Буслаева М.Е.
Старший преподаватель кафедры Социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА

Аннотация

В статье представлен анализ теоретических и методологических исследований по проблеме особенностей формирования лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе онтогенеза. В процессе исследования выявлено, что речевая деятельность является самой молодой в онто- и филогенезе функцией человеческого организма и занимает совершенно особое положение в системе жизненных функций. Являясь фундаментом мышления, регулятором поведения и выполняя социальную функцию, речь обеспечивает тонкую адаптацию человека к окружающей среде. В связи с этим нарушения речевой деятельности могут иметь далеко идущие негативные последствия для ребенка, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта. Квалифицированная и эффективная помощь детям, страдающим нарушениями речевой функции, имеет не только большое медико-педагогическое, но и социальное значение.

Abstract

The article presents an analysis of theoretical and methodological studies on the problem of the features of the formation of the lexical side of speech in older preschool children in the process of ontogenesis. The study revealed that speech activity is the youngest function of the human body in ontogenesis and phylogenesis and occupies a completely special position in the system of vital functions. Being the foundation of thinking, a regulator of behavior and performing a social function, speech provides a subtle adaptation of a person to the environment. In this regard, violations of speech activity can have far-reaching negative consequences for the child, beyond the scope of psychological or social discomfort. Qualified and effective assistance to children suffering from speech impairment has not only great medical and pedagogical, but also social significance.

Ключевые слова: лексика, лексическая сторона речи, дети дошкольного возраста, словарный запас.
Keywords: lexis, lexical side of speech, preschool children, vocabulary.

Лексика (от греч. lexicos — «словарный, словесный») — это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика).

Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня – лексическую систему. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений – в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.

Развитие лексики в онтогенезе, по мнению Е.Ф. Архиповой, обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь [1, 189].

Обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет выделены следующие периоды:

  • 0-1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения крика, что совпадает с развитием динамических изменений тонуса мышц тела.
  • 1,5-2,5 месяца жизни – специфические голосовые реакции в виде гуления, что совпадало с началом удержания головы вертикально.
  • На 5-м месяце жизни появлялись лепетные звуки одновременно с формированием функции сидения.

В возрасте 7 месяцев наблюдались также явления, когда дети в течение 2 — 4 минут повторяли один и тот же открытый слог.
К концу 12-го месяца — началу 2-го года жизни у большинства детей появились первые слова, в это же время они обучились ходить, у них начинала развиваться манипулятивная деятельность рук. У 20% детей первые слова появились в возрасте 8 — 9 месяцев.
16-20 месяцев жизни — словарь пополнялся особенно эффективно.
18-22 месяца жизни – у большинства обследованных детей формировалась элементарная фразовая речь. Таковы временные рамки появления речи ребенка.

Е.Ф. Архипова пишет о том, что у детей в зависимости от условий жизни и воспитания наблюдаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста. Так же оказывает влияние индивидуальные особенности развития словаря у детей дошкольного возраста [2, 7].

По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в один год ребенок произносит в среднем 3 слова, в один год и 3 месяца — 19 слов, в один год и 6 месяцев — 22 слова, в один год 9 месяца – 118 слов [10, 57].

Переход от доречевой стадии к первым словам — серьезнейший период в речевом развитии ребенка. В пассивном лексиконе насчитывается примерно 50 — 70 слов. Когда ребенок может начать употреблять слово в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе, оно попадает в активный лексикон. Если до одного года и 8 месяцев активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6 — 7 новых слов в месяц), то в один год и 9 месяцев у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным [10, 58].
С.Н. Цейтлин выделяет следующие основные группы слов, которые усваиваются в речи маленького ребенка первыми.

  1. Окружающие ребенка лица (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля, девочка (разные способы языкового выражения), мальчик (разные способы языкового выражения) несколько собственных имен).
  2. Птицы и животные (мяу, киса, ки, котя — кошка, ав-ав, гав-гав, ава, бака, баба-ка – собака, кукурику (ку-ку), тусек, пе-тусек – петух, куичка — курочка, кар-кар — ворона, иго-го, тпру — лошадь ква-ква (ка-ка), гуська — лягушка, га-га, гусь, гось — гусь му, каова — корова)
  3. Природные явления (кап-кап — дождь, вода)
  4. Игрушки (ляля — кукла, мячик)
  5. Еда (ам-ам ням-ням — есть, пить, каша, суп, чай, молоко)
  6. Сон (бай-бай, а-а — спать)
  7. Движение, прогулка (топ-топ — ходить, тпруа — гулять)
  8. Одежда, обувь (платье, тапки, ботинки, штаны, дырка, шапка)
  9. Падение чего-нибудь (бах бам па упа — упасть)
  10. Исчезновение чего-нибудь (тю-тю)
  11. Место (там)
  12. Оценки (большой маленький хороший плохой грязный красивый)
  13. Транспорт (би-би — машина, автобус)
  14. Купанье (купаться, мыло, вода)
  15. Предметы в доме (тиси — часы, але — телефон сося — соска)
  16. Естественные потребности
  17. Состояния (бо-бо – больно)
  18. Некоторые действия и намерения (дай, на, еще, тук-тук – стучать)
  19. Согласие (да (с утвердительным кивком), нет, неа – отрицание)
  20. Этикетные фразы (здравствуй, пока – до свиданья, спасибо)
  21. Нельзя, осуждение за проступок (низя, азя (с жестом), ай-ай) [10, 54].

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов [3, 23].

С.Н. Цейтлин проанализировала состав лексикона ребенка полутора-двух лет и выяснила, что в нем преобладают существительные. На втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов [10, 57].
Е.Ф. Архипова характеризует качественный состав словарного запаса в дошкольный период:

  • 4-й год жизни – словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту. Это могут быть части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Так же появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают
  • определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве;
  • на 5-ом году жизни дети активно используют названия предметов, входящих в тематические группы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы;
  • на 6-ом году жизни у детей расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия;
  • на 7-ом году жизни дошкольники усваивают многозначные слова, самостоятельное образуют сложные слова, подбирают родственные слова. Умеют подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям [2, с.191].

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов. С другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [2, 191].

В начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением.

Слова-предложения на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай). В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

В процессе формирования лексики, пишет Н.В. Серебрякова, происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова и его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации [9, 25-26].

В качестве основных Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой выделяются следующие компоненты значения слова:

  1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет). Ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением;
  2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике. Этот компонент усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Обозначения значения слова «стол», ребенок сначала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет это слово: «Это вид мебели», т. е. соотносит слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе;
  3. коннотативный компонент — отражение эмоционального отношения, говорящего к слову;
  4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день). Не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу [6, 89].

Ю.С. Ляховская выделяет несколько стадий обобщения слов по смыслу [8, 30]:

  • нулевой стадией обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.
  • ко второму году жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств – имён нарицательных.
  • в возрасте трёх лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда…), передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, краснота).
  • к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.
  • к подростковому возрасту, дети усваивают и осмысливают такие слова, как предметность, признак, состояние и т.д. [8, 30].

По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом, по мнению А.Р. Лурия, происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками [7, 32].

В психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. Первоначальной функцией речи ребенка, с точки зрения В.А. Грошенковой, Н.В. Рыжовой, является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста носит ситуативный характер. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [4].

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), как писала Р.И. Лалаева, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения [5, 56].

Литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
  2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2006. – 320 с.
  3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
  4. Грошенкова, В.А., Рыжова, Н.В. Развитие речи старших дошкольников с речевыми нарушениями // Логопед. – 2015. – №4. – С. 8-12.
  5. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 224 с.
  6. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 232 с.
  7. Лурия, А.Р. Развитие значения слов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2004. – 195 с.
  8. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 223с.
  9. Серебрякова, Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – М.: КАРО, 2009. – 192 с.
  10. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000. –341 с.