Мордасова А.А., Сапунов А.В.
Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ
ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Аннотация
В данной статье рассматриваются территории России по отношению к которым установлена специальная система государственного регулирования. Какие
особые экономические территории могут создаваться на территории России.
Abstract
This article discusses the territory of Russia in relation to which a special system of state regulation. What special economic territories can be created on the territory of Russia.
Ключевые слова: территория, государственное регулирование, особые экономические зоны.
Keywords: territory, state regulation, special economic zones.
Территория с особым статусом – часть территории России, по отношению к которой нормативно установлена специальная система государственного регулирования по формированию и поддержанию определенных параметров, свойственных только данной территории, или уникальных для достижения государственного интереса, отличная от единой, система власти и разграничения полномочий. Территории с особым правовым статусом создают спецефические особенности управления в территориального устройства государства, что в свою очередь играет определенную роль в реализации публичной власти в стране. Среди них можно обозначить такие территории как закрытые административно-территориальные образования, особые экономические зоны и наукограды.
На территории Рф могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
- Промышленно-производственные особо экономические зоны;
- Технико-внедренческие особо экономические зоны;
- Туристско-рекреационные особо экономические зоны;
- Портовые особо экономические зоны
Решение о создании особых экономических зон принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.
Нормативная база ФЗ – 116 «Об особых экономических зонах в РФ», Налоговый, Градостроительный, Земельный, Таможенный кодексы, а так же подзаконные акты.
Выделяется семь основных специализаций наукоградов РФ:
- Авиа-, ракетостроение и космические исследования;
- Электроника и радиотехника;
- Автомотизация, машиностроения – и приборостроение;
- Химия, химическая физика и создание новых материалов;
- Ядерный комплекс;
- Энергетика;
- Биология и биотехника
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.
По ФЗ № 116 – разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зонах и управление особыми экономичесикими зонами возлвгвются на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Введение беспошленного или льготного режима для ввозимых и вывозимых товаров, создание обособленности торговых, валютных, финансовых, хозяйственных отношений, использование мотодов, способствующих активному притоку иностранного капитала. Для других особых территорий важным фактором является проведение государственной поддержки, разработка федеральных целевых программ.
К методам государственного регулирования можно отнести проведение финансовой политики. Здесь же следует говорить о государственном программировании: создание целевых государственных программ, направленных на развитие конкретных территорий. К методам регулирования экономической деятельности также относятся субвенции, субсидии, дотации, выплаты из специальных бюджетных фондов, благодаря которым территории получают в значительной мере стимулы для развития за счет бюджетного финансирования. [1,60]
Особые экономические зоны – это часть территорий РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Законодательную основу функционирования особых экономических зон составляет законодательство федерального уровня, которое обеспечивает защиту резидентов особых экономических зон ( фирм компаний, зарегистрированных в этих зонах) от внезапных резких мзменений регионального законодательства.
ФЗ от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» — регулирует вопросы создания и прекращения действия экономических зон, правового положения инвесторов (резидентов) особой экономической зоны, государственного регулирования и контроля на территории особой экономической зоны, государственных гарантий резедентам особых экономических зон.
ФЗ от 22.07.05 № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»
Согласно статье 4 закона об особых экономических зонах на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
- Промышленно-производственные особо экономические зоны;
- Технико-внедренческие особые экономические зоны;
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны;
- Портовые особые экономические зоны
В настоящее время в мировой практике все типы особой экономической зоны подразделяются на четыре основные группы:
- Зоны свободной территории, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;
- Промышленные или промышленно-производственные зоны;
- Технико-внедренческие зоны – технополисы и технопарки;
- Сервисные зоны, или зоны услуг. [4]
В данное время очень много проблем и рисков развития особых экономических зон. Особые экономические зоны РФ, исходят из уровня их эффективности, не могут решать задачи территориального развития, а, следовательно, развития других регионов РФ и страны в целом. Контроль за особыми экономическими зонами в РФ черезвычайно низкий. Проблема зонирования особых экономических зон, проблема привлечения резидентов и инвестиций в развитие и функционирование особых экономических зон. Нехватка квалифицированных кадров в созданных особых экономических зонах. Производство в некоторых зонах носит специфический характер (ядерная химия, медицина, авиа и автопроизводство), и в связи с этим подбор первоклассных специалистов на сегодняшний день в регионах РФ стоит очень остро. [2,49]
Литература:
- Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Стратегическое управление региональными социально- экономическими системами в условиях кризисной экономики. В сборнике: Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.А. Харитонов . 2015. 58-61.
- Сапунов А.В., Сапунова Т.А. Перспективы развития стратегического управления региональными социально-экономическими системами в условиях кризисной экономики. Вестник ИМСИТ. 2012. №1-2 (49-50). С.5.
- Официальный сайт управляющей компании ОАО «Особые экономические зоны» [электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru
- Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 2005. 27 июля.
- Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 662 с.