TRAINING TECHNIQUE FOR THE PURPOSE OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS

Voronov N.A.

Candidate of Biology, senior teacher departments of physical training of the Yaroslavl highest military college air defense of the Ministry of Defence of the Russian Federation

TRAINING TECHNIQUE FOR THE PURPOSE OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS

 

Summary

In article training questions for the purpose of improvement of physical qualities are considered, and it is necessary to consider that the training is a component of process of training and serves as the purpose of fixing of movement skills of trainees, i.e. to creation of a motive stereotype.

 

Keywords: training, cadets, movement skills.

Тренировка – закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также под­держание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

Сам процесс тренировки подразумевает последовательное выполнение изученного упражнения, приема или двигательного действия многократно сначала в медленном темпе или в облегченных условиях затем в среднем и быстром тем­пе, в более сложных условиях или в произвольных сочетаниях с выполнени­ем других, различных по характеру воздействия на организм двигательных действий, изученных ранее [2]. Наряду с вышеизложенным, в учебно-тренировочные задания включается также и использование основных методик совершенствования физических качеств: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный, соревновательный.

В ходе проведения тренировки, с целью наиболее качественного решения стоящих перед личным составом задач, используются следующие способы организации: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный и круговой.

Для того чтобы окончательно уяснить последовательность и порядок использования настоящих способов управления подразделением, ниже приводятся варианты проведения тренировок в ходе учебных занятий по физической подготовке из раздела «Ускоренное передвижение и легкая атлетика».

Тренировка в беге на короткие дистанции с использованием повторного и соревновательного методов.

Для организации тренировки повторным методом необходимо определить длину отрезка и количество повторений, интервалы и характер отдыха между повторениями, дистанцию между обучающимися, порядок возвращения на исходное положение. С этой целью определен порядок подачи команд, например: «Пробегание отрезка 30 метров с максимальной скоростью 6 раз подряд и интервалом отдыха 2 минуты; порядок возвращения на исходное положение — правым плечом вперед в колонну по одному в медленном темпе; «Первая шеренга, на старт, внимание — МАРШ!». Для второй и последующих шеренг подается команда: «На старт, внимание — МАРШ!»

Для организации тренировки соревновательным методом необходимо определить условия тренировки (эстафета, встречная эстафета, контрольная тренировка), например: «Встречная эстафета в беге на 50 метров. По моей команде из положения высокого старта пробежать 50 метров и передать эстафету касанием рукой плеча партнера, находящегося в положении высокого старта. Упражнение выполнить два раза подряд». После разведения занимающихся на установленные границы дистанции подается команда: «На старт, внимание — МАРШ!»

В зависимости от задач занятия и подготовленности занимающихся нагрузку можно увеличить (уменьшить) за счет первоначального построения занимающихся на установленных границах дистанции, например: если на линии, противоположной стартовой, находится только один человек, то интервал отдыха между повторениями автоматически уменьшается, что позволяет значительно повысить нагрузку на организм [3].

Тренировка в беге на средние и длинные дистанции с использованием равномерного и интервального методов.

Для организации тренировки равномерным методом необходимо определить длину пробегаемой дистанции и интенсивность работы на заданном отрезке. С этой целью определен порядок подачи распоряжений и команд, например: «Пробежать 8 кругов по дорожке стадиона в режиме — 400 метров за 1 минуту 50 секунд»; «На старт, внимание — МАРШ!»

Для организации тренировки интервальным методом определяются: длина и количество пробегаемых отрезков; интенсивность работы на каждом из пробегаемых отрезков; интервалы и характер отдыха между повторениями; количество тренировочных заданий [1]. С этой целью определен порядок отдачи распоряжений и команд, например: «Последовательно пробежать отрезки 1000, 800, 600 метров с интенсивностью выше средней и отрезки 400 и 200 метров с околомаксимальной интенсивностью. Отдых между отрезками пассивный, соответственно 4, 3, 2 и 1 минута. Серию выполнить два раза, отдых между сериями 10 минут»; » На старт, внимание — МАРШ!»

Тренировка в беге на 60 и 100 м

На примере приведенного в таблице 8 примерного недельного тренировочного цикла видно, что применение различных тренировочных методов в одном цикле постоянно чередуется и сочетается с периодами отдыха.

Специфика данного качества (быстроты), а бег на 100 м характеризует уровень развития быстроты, подразумевает относительно быстрое восстановление организма после тренировочной нагрузки. Промежутки для отды­ха в недельном цикле могут иметь активную направленность, например занятия подвижными или спортивными играми.

Старт и стартовый разбег имеет преимущественное значение в отработке упражнения в беге на 60 и 100 м, поэтому совершенствование данного эле­мента должно присутствовать в каждом тренировочном занятии и сочетаться с выполнением упражнений в беге на 25-30 м в максимальном темпе, напри­мер в процессе тренировки с использованием повторного метода. Кроме того, надо помнить о том, что бег на 100 м характеризуется мощной (взрывной) работой мышц, что взаимосвязано с выполнением согласованных движений рук и ног с максимальной частотой. Важное значение для совершенствования частоты движений в процессе стартового разбега и самого бега по дистанции имеет силовая выносливость мышц ног. Силовая выносливость мышц развивается в процессе многократного выполнения специальных прыжково-беговых упражнений, связанных с мощной работой при отталкивании. Это бег с прыж­ками, многоскоки, бег с подскоком, выпрыгивания из среднего и глубокого седа без отягощения или с отягощениями, бег с сопротивлением, бег по пес­ку, по ступеням или в подъем, другие упражнения.

Все специальные упражнения являются обязательным элементом тре­нировочного занятия по бегу на 60 и 100 м, могут проводиться в подготовитель­ной части занятия или как отдельное тренировочное задание.

Одним из нетрадиционных и достаточно эффективных способов разви­тия максимальной частоты движений является способ облегчения условий выполнения упражнения, каковым является бег на 60-100 м с горы (по спуску). Во время бега по спуску нагрузка на мышцы ног при отталкивании значительно снижается, что в свою очередь приводит к возможности искусст­венного увеличения частоты движений, но при обязательном условии незна­чительного сокращения длины шагов и при полном соблюдении техники бега на короткие дистанции — положения корпуса и рук, согласования работы рук и ног. Совершенствование частоты движений с использованием настоящего способа, как и силовой выносливости, может включаться как отдельное тре­нировочное задание, при этом задание может выполняться на отдельном уча­стке спуска (горы) с использованием повторного метода, а также в процессе равномерной тренировки в беге на более длинные дистанции по пересечен­ной местности.

Тренировка в беге на 1, 3 и 5 км

Более удачным примером показателей уровня развития скоростной выносливости могут служить такие беговые дисциплины, как бег на 200-800 м. Тем не менее, основным упражнением для выполнения требований учебной программы курсантами и слушателями военно-учебных заведений явля­ется бег на 3 км, характеризующий в большей степени общую выносливость, но и являющийся в том числе и показателем уровня развития скоростной вы­носливости. Именно по этой причине и рассматривается вопрос построения примерного недельного тренировочного цикла с целью совершенствования именно бега на 1, 3 и 5 км.

Характер применения методов тренировки выносливости и их сочетания определяется с учетом физической подготовленности занимающихся и длины дистанции, которую занимающийся включает в отдельное учебно-­тренировочное занятие и в тренировочный цикл [5].

Помня о том, что в методике развития различных физических качеств наблюдается прямая взаимосвязь, в целях развития и совершенствования общей и специальной выносливости можно пользоваться всеми перечисленны­ми методами, не забывая об основных методических приемах, правилах и принципах: систематичности, постепенности наращивания физических на­грузок, разумного сочетания работы с отдыхом, определения оптимальных интервалов между занятиями.

Применение же различных по своему содержанию и характеру тренировочных методов в одном трениро­вочном цикле позволяет более активно воздействовать на все системы орга­низма занимающегося и более эффективно влиять на восстановление функ­ций организма до уровня, предшествующего физической нагрузке.

Соревновательный метод в условиях тренировки в беге на 1, 3 и 5 км не дол­жен повторяться еженедельно, так как его применение не дает желаемые ре­зультаты без использования других методов. Оптимальным решением использования данного метода будет являться его применение один раз в две, в некоторых случаях — в три недели [4]. В том случае, если шла целенаправленная подготовка к соревнованиям по бегу на 1, 3 и 5 км, например к выполнению уп­ражнения на зачете (экзамене), необходимо резко снизить объем тренировоч­ной нагрузки при сохранении или даже увеличении интенсивности за 3-4 дня до основного старта. В этом случае в содержание тренировки с использо­ванием повторного метода, предшествующей соревнованиям, будет включено 5-кратное пробегание отрезков в 200 м с интенсивностью в 75-80% или 80-90% от максимального уровня в зависимости от уровня индивидуальной подготовленности.

Контрольный метод, как уже говорилось, служит для определения дозирования физической нагрузки и интенсивности беговых упражнений в каждом последующем недельном тренировочном цикле. С этой целью он может применяться еженедельно в конце каждого тренировочного цикла, при этом контрольное время будет браться на отрезке дистанции, не превышаю­щей 1000 м. Контрольная дистанция может преодолеваться как отдельно (бег на 1 км на максимально лучший результат), так и в процессе бега на 3 км (равномерный бег на 2500 м в заданном «щадящем» режиме с ускорением на 400-800 м на максимально лучший результат в заключение).

Занятия по ускоренному передвижению и легкой атлетике проводятся во всех формах физической подготовки: на учебных занятиях, утренней физической зарядке, в процессе учебно-боевой деятельности.

 

References

  1. Borisov A.V., Elkin Yu.G., Chernyshov S.M. Development and formation of professionally important qualities of military experts of field communication centers//International research magazine. 2013. №. 7-4 (14). P. 68-69
  2. Vasin V.N., Kosyashnikov N.T., Burikov of A.V. Teoretiko-eksperimentalnoye justification of the program of formation of professionally important qualities means of physical culture//Bulletin of the Rybinsk state aviation technological academy of P.A. Solovyov. 2014. №. 4 (31). Page 134-139
  3. Voronov N.A. A sound mind in a sound body//Colloquium-journal. 2018. No. 6-2 (17). P. 77-79
  4. Voronov N.A. Maintenance of the motive mode in human life//In the collection: Materials of conferences of GNII «NATsRAZVITIE». June, 2018. Collection of the chosen articles. 2018. P. 103-105
  5. Physical culture and physical training: Textbook. / Under the editorship of V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. – M.: UNITY. 2016. – 431