Иванова Е.Н., Кардапольцева Е.М. Толмачев Д.А.
Ижевская государственная медицинская академия
ТРАВМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
INJURIES TO CHILDREN IN THE CLASSROOM PHYSICAL CULTURE
Аннотация
В соответствии с законодательством Российской Федерации школа несет ответственность за здоровье и жизнь ребёнка. Одной из важнейших задач учителя физической культуры является работа по профилактике травматизации и несчастных случаев на занятиях. Самыми частыми причинами, приводящими к травмам, являются: организационные недостатки при проведении занятий, ошибки в методике проведения занятий, недостаточное материально-техническое оснащение, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок.
Ключевые слова: травматизация, физическая культура, дети, учитель физической культуры.
Key words: injury, physical education, children, physical education teacher.
Цель: провести исследование и выделить наиболее частые причины, приводящие к травматизации детей, на занятиях физической культуры.
Материалы и методы: проведено анкетирование учеников и преподавателей шолы №28 в г. Йошкар-Ола.
В ходе мы выявили следующие причины, ведущих к травматизации: организационные недостатки при проведении занятий (20,0%), ошибки в методике проведения занятий (14,0%), недостаточное материально-техническое оснащение (32,0%), неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок (34,0%).
К организационным недостаткам относятся: нарушение инструкций о проведение уроков физической культуры, неправильное составление программы обучения, нарушений их правил, неправильное размещение детей. Неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя; чрезмерная самостоятельность учеников, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые направлены на сохранение здоровья детей.[4]
Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников. Причиной повреждения является пренебрежительное отношение со стороны учащихся к вводной части урока, неправильное выполнение техники физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.
Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).[2,58]
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.[3,56]
Низкий уровень воспитательной работы. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.
Вывод: Подводя итоги можно выделить две большие группы причин, приводящие к травматизации, к устранению которых необходимо стремиться:
Причины методического характера.[1,25]
- Неправильное планирование учебно-тренировочных занятий;
- Выполнение сложных упражнений;
- Занятие без разминки или недостаточной разминки;
- Невнимательность учеников.
Причины организационного характера.
- Отсутствие преподавателя на занятии;
- Нарушение правил содержания площадок для занятий и условий безопасности;
- Нарушение правил врачебного контроля;
- Неблагоприятные метеорологические условия.
Литература
- Меркулов С.Е., Танжурова Б.Н. Причины и характер травм, приведших к госпитализации. //Ж. «Проблемы управления здравоохранением». – 2007.- . № 5.
- Голухов Г.Н., Редько И.А. Травматизм населения. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2007. — № 5. – С. 49-51.
- Попова Н.М., Бывальцев А.Н., Старовойтов С.О., Фархутдинова А.Н., Муратов Л.А., Бакшаева И.Н. Анализ сочетанных травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий на территории Удмуртской Республики // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов.- 2014.-.No2.-С.25
- «Возможности применения облако ориентированных технологий в дистанционном образовании на курсах повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовке в медицинском ВУЗе» Попова Н.М., Сабитова Н.Г., Толмачев Д.А.
- Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Толмачев Д.А.