ТРАВМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Иванова Е.Н., Кардапольцева Е.М. Толмачев Д.А.

Ижевская государственная медицинская академия

ТРАВМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

 INJURIES TO CHILDREN IN THE CLASSROOM PHYSICAL CULTURE

 

Аннотация

 В соответствии с законодательством Российской Федерации школа несет ответственность за здоровье и жизнь ребёнка. Одной из важнейших задач учителя физической культуры является работа по профилактике травматизации и несчастных случаев на занятиях. Самыми частыми причинами, приводящими к травмам, являются: организационные недостатки при проведении занятий, ошибки в методике проведения занятий, недостаточное материально-техническое оснащение, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок.

 

Ключевые слова: травматизация, физическая культура, дети, учитель физической культуры.

Key words: injury, physical education, children, physical education teacher.

 

Цель: провести исследование и выделить наиболее частые причины, приводящие к травматизации детей, на занятиях физической культуры.

Материалы и методы: проведено анкетирование учеников и преподавателей шолы №28 в г. Йошкар-Ола.

 В ходе мы выявили следующие причины, ведущих к травматизации: организационные недостатки при проведении занятий (20,0%), ошибки в методике проведения занятий (14,0%), недостаточное материально-техническое оснащение (32,0%), неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок (34,0%).

К организационным недостаткам относятся: нарушение инструкций о проведение уроков физической культуры, неправильное составление программы обучения, нарушений их правил, неправильное размещение детей. Неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя; чрезмерная самостоятельность учеников, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые направлены на сохранение здоровья детей.[4]

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников. Причиной повреждения является пренебрежительное отношение со стороны учащихся к вводной части урока, неправильное выполнение техники физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).[2,58]

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.[3,56]

Низкий уровень воспитательной работы. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Вывод:  Подводя итоги можно выделить две большие группы причин, приводящие к травматизации, к устранению которых необходимо стремиться:

 

Причины методического характера.[1,25]

  1. Неправильное планирование учебно-тренировочных занятий;
  2. Выполнение сложных упражнений;
  3. Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  4. Невнимательность учеников.

Причины организационного характера.

  1. Отсутствие преподавателя на занятии;
  2. Нарушение правил содержания площадок для занятий и условий безопасности;
  3. Нарушение правил врачебного контроля;
  4. Неблагоприятные метеорологические условия.

Литература

  1. Меркулов С.Е., Танжурова Б.Н. Причины и характер травм, приведших к госпитализации. //Ж. «Проблемы управления здравоохранением». – 2007.- . № 5.
  2. Голухов Г.Н., Редько И.А. Травматизм населения. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2007. — № 5. – С. 49-51.
  3. Попова Н.М., Бывальцев А.Н., Старовойтов С.О., Фархутдинова А.Н., Муратов Л.А., Бакшаева И.Н. Анализ сочетанных травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий на территории Удмуртской Республики // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов.- 2014.-.No2.-С.25
  4. «Возможности применения облако ориентированных технологий в дистанционном образовании на курсах повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовке в медицинском ВУЗе» Попова Н.М., Сабитова Н.Г., Толмачев Д.А.
  5. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Толмачев Д.А.