ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

УДК 372.881.111.1

Родыгина А.М.

Марийский государственный университет

ТРУДНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы и трудности, возникающие при изучении английского языка у учащихся сельских школ. Проанализированы и представлены результаты анкетирования, проведенного среди школьников.

Ключевые слова: изучение английского языка, анкетирование, мотивация, методы и приемы обучения английскому языку, грамматика, языковые барьеры.

Key words: study of the English language, questioning, motivation, methods and techniques of teaching English, grammar, language barriers.

На сегодняшний день английский язык считается самым распространенным языком в мире. Действительно, сегодня на этом языке говорят практически во всех странах, он является языком международного общения. Английский язык стал языком современной науки и техники и средством жизнеобеспечения общества.

Сегодня без знания иностранного языка невозможны поступление в высшее учебное заведение, престижная высокооплачиваемая работа, карьерный рост или просто путешествие заграницу. Английский язык стал обязательным для изучения и в нашей стране, как в городских школах, так и в сельских.

Однако, как показывает практика, учащимся не удается достичь той степени владения английским языком, которая смогла бы обеспечить свободное общение на данном языке. Поэтому тема выявления трудностей в изучении английского языка сельскими школьниками весьма актуальна и ее рассмотрение представляет научный интерес.

Цель исследования – выявить и проанализировать основные трудности в изучении английского языка сельскими школьниками.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку в сельских школах.

Предмет исследования – трудности, возникающие в процессе изучения английского языка сельскими школьниками.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Выявить особенности мотивации сельских школьников к изучению английского языка.
  2. Выявить отношение и интерес учащихся к предмету «Английский язык».
  3. Проанализировать, как ведется обучение английскому в школе, и какие формы, методы и приемы используются на уроке.
  4. Выявить возможные трудности в процессе изучения английского языка.
  5. Обобщить полученные данные и сделать выводы.

Решение поставленных целей и задач осуществлялось с помощью теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретический метод: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме.

Эмпирические методы: опрос (анкетирование), изучение и обобщение педагогического опыта, сравнение и обобщение полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы как преподавателями, так и учащимися сельских школ.

База исследования – МБОУ «Шорсолинская основная общеобразовательная школа» (Республика Марий Эл). В исследовании приняли участие 25 респондентов: учащиеся 6-8 классов.

Проблема трудностей в изучении иностранного языка была изучена многими психологами (Артемов В.А., Беляев Б.В., Зимняя И.А., Клычникова З.И.), а также такими методистами, как Бим И.Л, Гез Н.И., Ляховицкий М.В.).

«Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям, даже когда они по своему происхождению гетерогенны» [1, 33].

Английский язык как учебный предмет действительно отличается от других предметов, преподаваемых в школе. Для учащихся сельских школ характерны отличные от учащихся городских школ взгляды на окружающий мир, на общение со сверстниками и с учителями. Поэтому у школьников появляются некоторые трудности при изучении иностранного языка. В данной работе пойдет речь о том, какие трудности в изучении и овладении английским языком возникают у учащихся сельских школ на примере МБОУ «Шорсолинская основная общеобразовательная школа».

С целью выявления трудностей в изучении английского языка сельскими школьниками, мной была изучена литература, проведено анкетирование и выявлено, что существует ряд трудностей, мешающих учащимся изучать английский язык.

Как правило, трудность в изучении английского языка у большинства школьников связана с мотивацией. Но после обработки результатов опроса, было выявлено, что 15 (60%) учащихся испытывают потребность в изучении английского языка, 6 (24%) учащихся не испытывают такой потребности, а 4 (16%) учащихся не сумели дать четкого ответа на данный вопрос. Можно сделать вывод, что большая часть учащихся испытывает необходимость изучать иностранный язык.

Действительно, большинство учащихся хотят изучать английский язык. Но это вовсе не говорит о том, что они готовы трудиться, чтобы изучать его. Изучение любого школьного предмета, в том числе и английского языка, требует усилий.

Вопрос анкеты «Что, на твой взгляд, оказывает большое влияние на твою готовность изучать иностранный язык?» выявляет конкретные мотивы каждого школьника.

Вариант «возможность получить хорошую оценку» выбрали 6 (24%) учащихся, 2 вариант «похвала учителя и родителей» – 1 (4%) учащийся, 3 вариант «возможность читать книги на иностранном языке, слушать музыку, смотреть фильмы» – 15 (60%) учащихся, 4 вариант «возможность поступить в институт» – 9 (36%) учащихся, 5 вариант «возможность получить престижную работу в будущем» – 10 (40%) учащихся. Основной мотив изучения английского языка – возможность читать книги на иностранном языке, слушать музыку, смотреть фильмы, а также возможность получить престижную работу в будущем.

На вопрос «Связываешь ли ты свою жизнь с дальнейшим изучением английского языка?» 9 (36%) учащихся ответили «Да, конечно», 14 (56%) учащихся выбрали 2 вариант – «Не знаю, еще не решил(а)» и 2 (8%) учащихся ответили «Нет».

Учащиеся владеют родным (марийским) и русским языками, с помощью которых они общаются в повседневной жизни. При этом учащиеся мотивированы к изучению иностранного языка тоже.

Важным стимулом, который побуждает учащихся активизировать познавательную деятельность, стремление к получению знаний, является интерес к изучению иностранного языка. Именно интерес является основным мотивом изучения предмета.

В сельских школах количество учащихся в классе малочисленно (6–12). В МБОУ «Шорсолинская основная общеобразовательная школа» всего 54 учащихся. В связи с малочисленностью классов и учащихся круг общения сужается, возникают трудности с развитием коммуникативных умений и навыков.

Но несмотря на то, что учащимся приходиться отвечать фактически на каждом уроке в течение учебного дня, активно участвовать в работе на уроках и получать отметки, результаты анкетирования показали, что школьникам английский язык интересен. На вопрос «Нравится ли тебе изучать английский язык?» 20 (80%) учащихся ответили «Да», а 5 (20%) учащихся ответили «Нет».

На вопрос «Что способствует повышению интереса к изучению иностранного языка на уроке?» 5 (20%) учащихся ответили «создание учителем благоприятной атмосферы на уроке», 2 вариант «использование им интересных учебных материалов» выбрали 18 (72%) учащихся, 3 вариант «применение новых информационных технологий (презентаций, компьютерных тестирований, электронных учебных материалов)» – 12 (48%) учащихся, 4 вариант «внеурочная деятельность по предмету» – 1 (4%) учащийся, 5 вариант «участие в дистанционных олимпиадах по английскому языку» – 5 (20%) учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения познавательного интереса учащихся учителю необходимо на уроках использовать интересные учебные материалы, также применять новые информационные технологии.

На вопрос об изменении интереса к изучению языка 13 (52%) учащихся ответили, что их интерес усилился, 4 (16%) учащихся ответили, что интерес ослабел, у 8 (32%) учащихся интерес не изменился.

Трудность изучения иностранного языка связана с использованием учителем родного языка для объяснения учебного материала. На вопрос анкетирования «На каком языке учитель объясняет учебный материал?» 22 (88%) учащихся ответили, что на русском, 7 (28%) учащихся выбрали 2 вариант – английский, 2 (8%) – марийский.

Действительно, учитель объясняет новый материал на русском или марийском языке, и поэтому осознание смысловых единиц английского языка достигается посредством этого языка. И при построении речевых конструкций на английском языке учащийся использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм иностранного языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и вытесняет его.

Поэтому перед учителем стоит задача минимизировать использование русского и марийского языков на уроках английского.

Еще одна трудность – психологические барьеры, которые возникают у учащихся по отношению к английскому языку, это стеснение, боязнь заговорить, страх быть высмеянным одноклассниками из-за допущенных ошибок, боязнь плохих оценок на уроке.

На вопрос «Общаясь на английском языке, испытываешь ли ты стеснение, боязнь заговорить?» 12 (48%) учащихся ответили «Да», 5 (20%) учащихся ответили «Иногда», 7 (28%) учащихся ответили «Нет» и 1 (4%) учащийся не дал ответа.

Коммуникативный подход, который позволяет учитывать личностные особенности учащихся, является эффективным способом снятия языкового барьера. Данный подход позволяет дать практику языковых навыков и речевых умений, задавать ситуации, приближенные к реальности, оказывать влияние на эмоциональный мир школьников, вызвать интерес к общению на иностранном языке.

Следующая трудность – отсутствие практики речи. Знать слова и правила английского языка – это еще не значит знать язык. На вопрос анкеты «Часто ли ты используешь английский язык в повседневной жизни (общаешься с носителями языка, читаешь книги, журналы, смотришь фильмы на английском языке)?» 4 (16%) учащихся ответили «Да», 7 (28%) учащихся ответили «Иногда», 13 (52%) учащихся ответили «Нет» и 1 (4%) не дал ответа.

Просмотр фильмов на английском языке без перевода, чтение книг и журналов, общение с иностранцами как реальное, так и виртуальное, позволяют выработать языковое чутье, увеличить словарный запас, развить навык понимания английской речи на слух.

Что касается видов и форм деятельности, используемых учителем на уроках в ходе анкетирования было выявлено, что используются физминутки – 3 (12%) учащихся, игры – 10 (40%) учащихся, инсценирование – 6 (24%) учащихся, пение на английском языке – 6 (24 %) учащихся, отгадывание загадок, кроссвордов – 0, работа со сказками – 5 (20%) учащихся. Также школьники дали свои варианты ответа, среди которых «перевод текста» – 3 (12%) учащихся, «чтение», «ответы на вопросы всем классом», «проходим то, что в учебнике», «работа с текстом», «примеры из жизни», «углубленное изучение». Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения общению на иностранном языке действительно очень актуальна, особенно в сельских школах. Изучение предмета и разностороннее развитие школьников возможно лишь тогда, когда деятельность учащихся на уроке эмоционально окрашена. Поэтому учителям в сельских школах на уроках особенно важно использовать различные виды и формы занятий.

Нетрадиционные формы уроков дают возможность поднять интерес учащихся к иностранному языку, развить их творческий потенциал, оживить и эмоционально окрасить занятие. В ходе опроса было выявлено, какие нетрадиционные формы уроков используются учителем: урок-игра – 12 (48%), урок-путешествие – 7 (28%) учащихся, урок-исследование – 5 (20%) учащихся, урок-КВН – 5 (20%) учащихся, «Продолжи предложение» – 6 (24%) учащихся, урок-защита проектов – 6 (24%) учащихся, урок-ролевая игра – 5 (20%) учащихся, урок-конференция – 1 (4%) учащийся, «Найди лишнее» – 5 (20%) учащихся. В основном учителем используется урок-игра. Остальные формы используются крайне редко. Следовательно, учителю нужно чаще проводить нетрадиционные уроки и выбирать такие формы, которые позволят выявить потенциал каждого учащегося и стимулировать учебную деятельность. Ведь именно они помогают поддержать интерес и мотивировать школьников.

Учащимся был задан вопрос «Что тебе легче дается в английском языке по твоему мнению?». Вариант «понимание речи на слух» выбрал 1 (4%) учащийся, «общение на языке» – 4 (16%) учащихся, «грамматика» – 8 (32%) учащихся, «чтение» – 13 (52%) учащихся, «письмо» – 9 (36%) учащихся, «заучивание новых слов» – 11 (44%) учащихся.

На вопрос «Что тебе труднее дается в английском языке?» сами учащиеся ответили так: «понимание речи на слух» – 11 (44%) учащихся, «общение на языке» – 9 (36%) учащихся, «грамматика» – 7 (28%) учащихся, «чтение» – 6 (24%) учащихся, «письмо» – 6 (24%) учащихся, «заучивание новых слов» – 6 (24%) учащихся. Действительно, как показал опрос, восприятие и понимание речи на слух вызывает у школьников трудности. Все потому, что изучается язык в отрыве от реального общения. Создаются искусственные условия общения на уроке, привязанные к определенным ситуациям по теме урока. Отсутствие живого общения с носителями языка не только значительно снижает интерес изучения языка, но и существенно тормозит процесс успешного его освоения. Поэтому учителю следует чаще проводить аудирование на уроках, выбирать для этого правильные тексты и ставить перед учащимися верные задачи. Само общение на языке и грамматика также даются с трудом. Учащиеся испытывают трудности в изучении времен, также им сложно понять правила употребления артиклей и т.д.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в сельских школах существует ряд трудностей, из-за которых у школьников возникают проблемы в изучении английского языка. Настоящее желание заговорить на английском – одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком. А в сельской школе контингент учащихся различен. Есть учащиеся с низким уровнем развития, мотивации и интереса. Владение и использование учителем и учащимися родным языком, языковые барьеры, отсутствие практики речи, чрезвычайный упор на грамматике, особенности самого английского языка – вот основные трудности в изучении английского языка в сельских школах.

Иностранный язык, действительно, требует ежедневной и систематической работы. Ученику важно иметь конкретную цель изучения иностранного языка.

Что касается учителя, данную проблему можно решить с использованием личностно-ориентированного подхода к учащимся. Вышеописанные трудности приходится преодолевать всем учителям в сельских школах. Учитель должен быть высокообразованным, с глубоким знанием своего предмета, владеть и использовать современные технологии в процессе обучения, обогащать кругозор не только школьников, но и их родителей, а главное, он должен учитывать фактор проживания в сельской местности в ходе организации учебного процесса.

 

Литература

  1. 1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991. – 222 с.