УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Александрова А.Е.

Тюменский государственный университет

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация

В данной статье мы коснемся самых основных деталей платоновского учения о душе. Душа — это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений — желание, усмотрение, заботы. Солнце, Земля и т.д. — это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.

Саму душу Платон делит на 3 части: собственно божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало — ярость; более низкое (поскольку противится разуму) — вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает символом упряжки и возничего: разум — это возничий, ярость — послушный конь, а вожделение — непослушный. Каждую из 3 частей души Платон наделяет добродетелью: задача разумной части чел. души — приобретать мудрость; ее добродетель — мудрость; задача яростной части — истово слушаться разума; ее добродетель — мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель — сдержанность.

THE TEACHINGS OF PLATO ABOUT THE SOUL IN THE PHILOSOPHY OF ANCIENT GREECE

Abstract

In this article we will touch on the most basic details of the Platonic doctrine of the soul. The soul is a movement capable of moving itself, the cause of changes and all kinds of things moving. The soul rules all that is in heaven, on earth and on the sea with the help of its own movements — desire, discretion, care. Sun, Earth, etc. — these are just soul forms. The soul is primary, material bodies are secondary, derivatives. Plato poses the problem of the relationship between the spiritual and the material and makes a conclusion about the divinity of souls hidden behind material bodies.

Plato himself divides the soul into 3 parts: the divine principle of the soul proper: the mind; that which belongs to the world of sensory perception: a nobler beginning is rage; lower (as opposed to reason) — lust. This threefold division of the soul into mind, rage and lust Plato expresses with the symbol of a team and charioteer: the mind is the charioteer, the rage is the obedient horse, and the desire is the naughty. Each of the 3 parts of the soul Plato endows with virtue: the task of a reasonable part of the people. souls — gain wisdom; her virtue is wisdom; the task of the fierce part is to earnestly obey the mind; her virtue is courage; but also lust has to listen to the instructions of the mind, therefore its virtue is restraint.

Ключевые слова: Платон, Древняя Греция, душа, философия, учение

Keywords: Plato, Ancient Greece, soul, philosophy, doctrine

В философии древней Греции были предприняты первые попытки оправдать явления человечеcкой души, основанные на ее сверхъестественной, мифологической природе, которая пришла к грекам c древних времен. В отличие от последнего, самые первые научные идеи о душе были направлены на объяcнение души и ее функций. Учение о душе является первой формой знания в cиcтеме, которая начала развивать психологические концепции: «… психология как наука должна была начинаться с идеи души», — писал Выготский. Это была «первая научная гипотеза древнего человека, великое завоевание мысли, которому мы теперь обязаны существованием нашей науки».

Первые предcтавления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, определили некоторые функции души: энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти идеи cтали оcновой в исследований первых психологов. Уже первые эксперименты показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует деятельность индивида, а также является основным инструментом познания мира. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к мысли о том, что душа материальна, то есть cоcтоит из тех же частиц, что и окружающий мир. Исследования первых философов привели к выводу, что все в мире имеет свой фундаментальный принцип — элемент. Так, Фалес (VI и н. Э.) Считал, что основополагающим принципом души является вода как основа жизни. Анаксимен (V в. До н. Э.) считал именно воздух вечно движущимся и вечно живым началом .

Платоновское учение о душе представлено в диалогах «Тимей» и «Федр». Согласно Платону, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом во время создания вселенной. Их число равно количеству небесных тел, так что у каждой души есть одна звезда, которая защищает душу в земной жизни после соединения с телом. Перед началом земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный над звездным небом. В зависимости от воспоминаний, сохраненных этой душой, она затем выбирает образ земной жизни и свое тело. После смерти происходит суд над душой, по итогу которого праведники попадают на небеса, а грешники под землю. Через тысячу лет душа снова должна выбрать свое материальное тело. Души, которые трижды подряд выбирают образ жизни философов, останавливают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные движутся по земным телам (иногда даже нечеловеческим) в течение десяти тысяч лет.

Платон считал, что человеческая душа включает в себя три составляющие. Одна из них, разумная, находится в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна — это воля, которая живет в груди и находится в союзе с разумом. Другая неблагородная — это чувственные страсти и низшие инстинкты, расположенные в желудке. В каждой из наций доминирует одна из частей души: разум у греков, мужество у северных варваров, стремление к низкому интересу у финикийцев и египтян.

Находясь в теле под властью чувственности, душа не могла бы вернуться в мир идей, если бы в мире явлений не было свойств, которые оживляли воспоминания об идеальном мире в душе. Это красота, которая вызывает любовь в душе. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождается от грубо чувственных наклонностей. Этот вид любви с тех пр получил название «платоническая».

В «Федре» Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в случае богов и кони, и возничие благородного происхождения, то у смертных один из коней прекрасен, добр и послушен, а другой наделен противоположными качествами: он тяжел и тянется к земле. Совершая путешествие по небесному своду, души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются и они входят в цикл перерождений. Те из них, которые видели больше, больше и помнят, им легче восстановить утраченную способность летать. Находясь в теле, душа посредством вещей чувственного мира, являющегося отражением мира идей, может вспомнить то, что раньше созерцала. Пребывание в чувственном мире имеет задачу восстановить те знания, которыми она обладала, а не превратить ее в своего узника. Говоря иначе, чувственный мир должен для души играть роль символа или знамения другой реальности, быть для нее посредником и мостом, который от видимого, известного ведет в невидимое, неизвестное.

Подлинное знание – это умение выбрать подлинное благо, и этим оно отличается от неведения, которое, выбирая, не знает природу того, что выбирает. Именно поэтому при выборе образа жизни душа выбирает худшее, считая его лучшим.

Душа — это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений — желание, усмотрение, заботы.

Познание — это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение — это пробуждение души, ее активизация. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе. В «Федоне» П. развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе.

Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении соединения с духовным — умопостигаемым миром.

Объясняя природу души, то, какова душа сейчас и какой была до своего нисхождения в мир чувственный, Платон символически отождествляет ее с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами, так что он больше похож на чудовище, чем на божество. Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее — все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать самое себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений. Платон говорит, что внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих: человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Неразумный человек кормит своего многоголового зверя, а внутреннего человека морит голодом; разумный, напротив, стремится в своей душе наладить справедливость. Он укрощает льва, облагораживает в химере все кроткое и препятствует развитию ее диких качеств, которые губят душу. Каждой из трех частей души присущ свой тип совершенства, своя добродетель: разумному началу — мудрость, яростному — храбрость, а вожделеющему – умеренность

Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека и уподобляет его божеству.

Очищение подобно восстановлению зрения души, ее способности видеть ясно, созерцать Благо и творить благо. Благодаря этому внутреннему зрению человек способен различать добро и зло, добродетель и порок, как и то, что не является ни тем, ни другим. Значит, добродетель очищает, и для Платона она является подлинным знанием. Но она также и легкое передвижение, а затем и вечно свободное течение и полет доброй души («Кратил», 415 d). Этот переход от легкого передвижения к полету соответствует выходу души из пещеры, ее восхождению в область света, которое она осуществляет, движимая желанием совершенства.

Опираясь на мнения, человек действует и ведет себя подобно слепому, который все, что его окружает, познает и узнает лишь на ощупь. Такой человек свободно движется лишь в пространстве, к которому он привык, и если поменять его пространство, он начинает спотыкаться и всеми силами пытается все новое свести к тому, что он уже знает. И так же, как слепой, чтобы обрести зрение, должен сначала осознать свою слепоту, так и неведающий, чтобы обрести знание, сначала должен осознать свое неведение. Это признание является началом философской дороги, которая возвращает человека к самому себе и дает власть над самим собой.

В «Тимее» Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Душа сама является космосом, ибо она — его истина.

Литература

  1. Матвейчев О.А. О новейших концепциях происхождения древнегреческой философии // Сервис plus. 2018. Т. 12. № 4. С. 121 – 129.
  2. Катерный И.В. Современная социальная философия: от “системы” к “среде” // Личность. Культура. Общество. 2001. Том. III. Вып. 1(7). С.215 – 229.
  3. Платон. Федон // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 7 – 80.
  4. Матвейчев О.А. Древние греки о самих себе. к проблеме генезиса греческой философии // Философия и культура. 2018. № 10 (130). С. 73 – 85.
  5. Белова Д.Н. Отражение нравственных основ в коммуникативном дискурсе // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6 (27). С. 199 – 202.
  6. Матвейчев О.А. Спорные вопросы биографии Платона // Исторический журнал: научные исследования. 2017. № 6. С. 147 – 154.
  7. Катерный И.В. Социальная теория после постмодернизма: в поисках новой реальности // Новое и старое в теоретической социологии. Кн. 4. М.: ИС РАН, 2006. С.160 – 182.
  8. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. О эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А.В. Лебедев; отв. ред. И.Д. Рожанский. М. : Наука. 576 с.
  9. Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. СПб.: Алетейя, 2006. 224 с.
  10. Матвейчев О.А. К дискуссии о генезисе древнегреческой философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 4. С. 5 – 16.
  11. Матвейчев О.А. К дискуссии о происхождении древнегреческой философии в русской и советской философской мысли // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 185 – 199.
  12. Белова Д.Н. Образ богоматери – эстетический идеал православия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2001. № 5. С. 84 – 94.
  13. Матвейчев О.А. К вопросу об индоевропейской основе ранней греческой философии // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 112 – 126.
  14. Матвейчев О.А. Платон как плагиатор // Миссия конфессий. 2018. Т. 7. № 1 (28). С. 71 – 83.
  15. Белова Д.Н. Отражение нравственных основ в коммуникативном дискурсе // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6 (27). С. 199 – 202.
  16. Матвейчев О.А. Философия как объект цензуры в Древней Греции // Социаль1982 – Чанышев А. Н. Начало философии. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 184 с. но-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 236 – 249.
  17. Чанышев А. Н. Начало философии. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 184 с.
  18. Матвейчев О.А. О подходах к изучению древнегреческой софистики // Философия и культура. 2016. № 4 (100). С. 506 – 513.