УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Галибин А.Н. 
Студент магистратуры, Вятский государственный университет

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация

В рамках данной статьи рассматриваются особенности контрабанды алкогольных, а также табачных изделий и вопросы, которые связанные с регулированием данного экономического преступления на законодательном уровне.

Abstract

This article discusses the specifics of the smuggling of alcoholic beverages, as well as tobacco products and issues that are associated with the regulation of this economic crime at the legislative level.

Ключевые слова: контрабанда, контрафактная продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, уголовный кодекс Российской Федерации.
Keywords: smuggling, counterfeit products, alcohol products, tobacco products, the criminal code of the Russian Federation.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, преступные посягательства, направленные против экономической безопасности, являются одной из самых серьезных угроз государственной и общественной безопасности [1].
В сфере экономической деятельности правонарушения регулируются Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий». УК РФ был дополнен ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». Особое внимание было уделено именно контрафактной продукции, которая была вывезена или ввезена в страну незаконно через таможенную границу Таможенного союза [2, 3].

Предметом отношений в сфере внешнеэкономической деятельности является реализация и контрабанда как алкогольной продукции, так и табачных изделий. Согласно действующему законодательству, а именно Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», к алкогольной продукции относятся только те продукты продовольствия, которые произведенны из сырья или спиртосодержащей продукции, в которой содержание спирта составляет более 0,5 % от общего объема продукции [2].
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, предметами преступления не могут являться такие продукты, как этиловый спирт, спирт-сырец, виноградный, коньячный и иные дистилляты, а также спиртосодержащая продукция с содержанием этилового спирта не более 0,5 % от общего объема продукции. Наиболее часто в практике уголовных правонарушений в виде контрабанды алкогольной продукции, встречаются крепкие спиртные напитки, нежели слабоалкогольные и среднеалкогольные [5].

Экономические преступления, связанные с контрабандой, осуществляются также и с табачной продукцией. Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» ст.2, к табачной продукции относятся продукты, которые полностью или частично имеют в своем составе табачный лист. Все табачные изделия, которые могут куриться, нюхаться, жеваться, при перевозке через Таможенную границу должны быть обязательно лицензированы и задекларированы. К наиболее часто провозимым через границу табачным продуктам относятся сигареты, сигары, табак для кальяна. Товары, провозимые через Таможенную границу, не упакованные в потребительскую тару, не могут квалифицироваться как контрабандный продукт согласно ст. 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [2, 3].
Признаками, в соответствие с которыми перемещение лицом или группой лиц алкогольной и табачной продукции, распознается как контрабанда и противоправное деяние, согласно ст. 200.2 УК РФ считаются:

  • перемещение продукции через границы таможенного контроля по предварительному сговору;
  • перемещение продукции через границы таможенного контроля с использованием своего служебного положения.

Для начала следует сказать, что непосредственным объектом преступления являются такие общественные отношения, которые возникают в сфере государственного регулирования алкогольной продукции и табачных изделий на территории Российской Федерации, связанные с обеспечением законного порядка перемещения указанных товаров через таможенную границу таможенного союза.

В анализируемом преступлении предмет является обязательным признаком состава и включает в себя как алкогольную продукцию, так и табачные изделия.
Основным признаком объективной стороны согласно ст. 200.2 УК РФ является деяние, которое определено как «незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере».

Следует отметить, что контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий является формальным составом. Это означает, что рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения незаконного перемещения предметов преступления, а также его попытки осуществления такого перемещения.
В качестве факультативного признака объективной стороны выступает место совершения преступления – таможенная граница таможенного союза, под которой понимают все пределы таможенной территории таможенного союза.

Субъектами контрабанды в Российской Федерации может быть как лицо, достигшее возраста 16 лет, так и не обязательно являющееся гражданином Российской Федерации. Субъектами могут выступать: декларант, уполномоченное лицо таможенного контроля, перевозчик товара через таможенную границу и т.д.
Особому наказанию подвергается должностное лицо, ставшее субъектом экономического преступления – контрабанды, с использованием своего служебного положения, и регулируется «б» ч. 2 ст. 2002 УК РФ и не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ [3].

Субъективная сторона контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, как и любой другой вид контрабанды, характеризуется наличием прямого умысла. Лицо осознает противоправность такого перемещения незаконных предметов преступления через таможенную границу в крупном размере и желает совершить данное деяние.
Таким образом, подводя итоги, экономическое преступление, выражающееся в контрабанде алкогольных или табачных продуктов, это перемещение лицом или группой лиц через границы таможенного контроля товара в особо крупном размере, не имеющего декларации или письменного разрешения на перемещение, сокрытие от таможенных органов, минование пунктов таможенного контроля и т.д.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 530 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173188/
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2019). [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  4. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. – 27.11.1995. –№ 48. –ст. 4553. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://base.garant.ru/5181921/
  5. Тюнин В.И. К вопросу о криминализации контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий // Вопросы правовой теории и практики. – 2016. –№11. –С.101-107.