Галибин А.Н.
Студент магистратуры, Вятский государственный университет
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Аннотация
В данной статье анализируются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного нормами ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотических веществ, а также их прекурсоров и аналогов. Выделяются основные причины и условия совершения таких преступных деяний. Предложен ряд мер, которые направлены на быстрое реагирование, предупреждение и предотвращение совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.
Abstract
This article analyzes the objective and subjective signs of a crime, as provided for by the rules of art. 229.1 of the Criminal Code. The criminological characteristics of the identity of the perpetrator smuggling drugs, as well as their precursors and analogues are given. The main reasons and conditions for the commission of such criminal acts are highlighted. A number of measures are proposed that are aimed at quick response, prevention and prevention of the smuggling of narcotic drugs and psychotropic substances.
Ключевые слова: наркотические вещества, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, психотропное вещество, прекурсоры, аналоги.
Keywords: narcotic substances, smuggling, drug trafficking, psychotropic substance, precursors, analogues.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ их прекурсоров, аналогов на территории Российской Федерации как и во всем мире, приобретают все большую проблему для государства вцелом, выходят на первый план обеспечения национальной безопасности благополучного состояния населения.
В результате систематического употребления наркотических веществ существенно снижается как психическое, так и физическое состояние здоровье человека, нарушаются его основные репродуктивные функции всего организма. [1, c. 259-260].
Непосредственным объектом преступления является законодательно закрепленный порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также общественные отношения по обеспечению безопасности здоровья населения. Дополнительным объектом выступают также общественные отношения, которые обеспечивают порядок таможенной идентификации наркотиков, ввозимых незаконно на всю территорию Российской Федерации. [2, c. 61].
Предмет преступления являются — наркотические средства или психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, а также растения, которые содержат в себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Прекурсоры обязательно должны быть включены в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681. [3].
Под аналогами наркотических средств и психотропных веществ понимают запрещенные для оборота на территории Российской Федерации вещества синтетического, естественного происхождения, которые не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов подлежащих контролю в Российской Федерации, свойства и химическая структура которых сходны с их химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Под новыми потенциально опасными психоактивными веществами понимаются те вещества, которые вызывают у человека состояние наркотического, токсического опьянения, которое опасное для его жизни, а также самого здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования или меры контроля за их незаконного оборота.
Объективную сторону рассматриваемого преступления образует только действие, которое состоит в незаконной перевозке, перемещении указанных в диспозиции статьи веществ и предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза. Важным признаком объективной стороны является место его совершения преступления – а именно таможенная граница Таможенного союза, либо государственная граница на территории Российской Федерации.
Субъективной стороной рассматриваемого состава преступления является вина в форме прямого умысла.
Субъект преступления — общий, им может являться вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Специальный субъект данной статьи преступления — должностное лицо, указанное в п. «б» ч. 2. [4, c. 61]
Квалифицирующими признаками согласно ч. 2 ст. 229.1 УК РФ названы — совершение контрабанды:
- группой лиц по предварительному сговору (п. «а») (ч. 2 ст. 35 УК);
- должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б»). Им может быть должностное лицо, которое использует свое служебное положение для совершения преступления, и не обязательно выполнение его трудовых функций связано с работой в таможенных органах или в пограничных войсках;
- в значительном размере (п. «в»).
Особо квалифицирующим признаком (ч. 3 комментируемой статьи) названо совершение контрабанды в крупном размере.
Особо квалифицирующими признаками (ч. 4 комментируемой статьи) названы — совершение контрабанды:
- организованной группой (п. «а») (ч. 3 ст. 35 УК). В тех случаях, когда контрабанда указанных предметов совершена устойчивой вооруженной группой (бандой) или преступным сообществом (преступной организацией), содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 229.1 и ст. ст. 209 или 210 УК РФ;
- в особо крупном размере (п. «б»);
- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. «в»).
К причинам и условиям контрабанды наркотических средств (психотропных веществ) относятся [5, c. 63]:
1. Значительные финансовые ресурсы. Все вырученные от незаконной деятельности денежные средства преступники используют для укрепления собственной материальной базы таких как – найма специалистов (в том числе в области высоких технологий и программирования), подкупа государственных служащих, закупки огнестрельного оружия, транспортных средств и средств связи. Также полученные от продажи наркотиков средства нередко направляются на финансирование различных экстремистских и террористических организаций, запрещенных на территории Российской Федерации.
2. Организованные преступные группировки, сделавшие основным родом своей деятельности незаконный оборот наркотиков, сложились практически во всех странах СНГ. Данные группировки не только обладают разветвленной структурой, но и четким разделением своих функциональных обязанностей по иерархии, которые в большинстве своем создают межрегиональные и трансграничные связи с целью расширения своих рынков незаконного сбыта товара.
3. Немаловажной криминологической особенностью является то, что наркоторговля в России стала традиционной сферой деятельности этнических преступных группировок, нередко имеющих связи в странах СНГ и за его пределами;
В завершении следует сказать, что все современные преступные сообщества, которые специализируются на организации незаконного оборота наркотиков, стремятся поставить под свой личный контроль всю его цепочку – начиная от изготовления наркотиков и их перевоза через границу, до организации непосредственно всего сбыта и легализации полученных доходов, а также вербовки новых людей. [6, c. 17]
Эффективным противодействием контрабанде наркотических веществ, прекурсоров и их аналогов возможно лишь только посредством реализации различных программ по совершенствованию правового регулирования в данной области в содействиями с другими странами, а также принятии их передового опыта в реализации данной проблемы, совместных масштабных учениях, разработке программ по поддержки молодежи.
В целях повышения эффективности и противодействия контрабанде наркотических веществ и их прекурсоров, видится эффективным применение следующего комплекса государственных мер:
- усиление пограничного контроля на территории РФ, технической оснащенности и квалификации сотрудников органов государственной безопасности, пограничных и таможенных органов;
- совершенствование межведомственного взаимодействия между государственными органами РФ, входящими в систему противодействия наркотрафику. Постоянная работа по планированию и проведению оперативно – розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение контрабандных каналов поставки наркотиков, ликвидацию организованных преступных групп и сообществ, занимающихся данной деятельностью, разрушение инфраструктуры контрабандистов;
- расширение международных связей и сотрудничества с пограничными и правоохранительными органами других государств.
Литература:
- Авдийский В.И. Криминология: учеб. / Под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
- Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности / Е.В. Кобзева : учеб. пособие. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 168 с.
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [Электронный ресурс].URL: http://base.garant.ru/12112176/ (дата обращения: 03.06.2019).
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – М.: Юрайт, 2018. – 995 с.
- Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в России / М.А. Хатаева / Журнал российского права. — 2013. — № 12. — С. 63.
- Федоров А.В. Приведение российских перечней наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ в соответствие с международными антинаркотическими конвенциями: история вопроса и современное состояние /А.В. Федоров / Наркоконтроль. — 2013. — № 2. — С. 17-24;