УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

Желдибаева Р.С.

Преподаватель кафедры иностранных языков и переводческого дела Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова, г.Талдыкорган,  Республика Казахстан

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме управления мотивацией изучения иностранного языка в системе высшего образования Республики Казахстан. Проанализированы виды мотиваций с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся.

Ключевые слова: иностранный язык, мотив, мотивация, обучающийся, методика обучения

Keywords: foreign language, motive, motivation, student, teaching methods

Проблема мотивации изучения иностранного языка в системе высшего образования, до получения Республики Казахстан независимости, была обусловлена отсутствием перспективы применения получаемых знаний и сводилась к поискам путей побуждения школьников и студентов к выполнению учебной программы. По этой причине в большинстве трудов ученых и практиков речь идет о положительной и отрицательной мотивации, то есть только о ее наличии или отсутствии. Разработано множество методических приемов и способов превращения занятий по иностранному языку в интересный и увлекательный процесс. Отсутствие возможности использовать полученные знания на практике, в разговоре на изучаемом языке старались компенсировать использованием разнообразных технических средств[1, c.9].

В современных условиях ситуация радикально изменилась: возможности общения практически не ограничены, качественное владение иностранными языками является не только условием трудоустройства для целого ряда профессий, но и кастовой принадлежностью вновь возникших социальных групп. Резко возросла потребность в навыках разговорной речи на иностранном языке, преимущественно английском. Вследствие общего снижения уровня образованности молодых людей, их установки оказались прагматичными и ограниченными: заговорить быстро и с наименьшими усилиями. На этой волне возникло огромное количество новых методик, громогласно обещающих именно такие результаты.

Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в высшей школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём формирования и совершенствования навыков общения. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку носит, в основном, искусственно-учебный характер в силу отсутствия у студентов «естественной потребности» в общении на иностранном языке[2, c.51].

Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов научения речевой деятельности. Многие учены считают, что мотивация учения может определяться внешними и внутренними мотивами. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Источниками внешней мотивации могут являться следующие аспекты: желание студентов угодить родителям, изучение иностранного языка для общего развития, для успешной сдачи экзамена, стремление знать иностранный язык не хуже своих сверстников и т.д.

Внутренние мотивы, напротив, связаны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения, мотивы овладения общими способами действий, выявления причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы). Другими словами, студент интересуется иностранным языком как таковым, интересуется иноязычным общением и связывает своё интеллектуальное развитие со знанием иностранного языка.

Интерес к процессу изучения иностранного языка держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету преподаватель должен развивать у студентов внутренние мотивы. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у студентов истинную мотивацию.

В итоге, перед преподавателем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что, в свою очередь, обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению. Поскольку мотивация – явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре, в первую очередь, важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что, в конечном итоге, вызывает у студентов коммуникативную мотивацию[3, c.19].

Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся:

  • коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;
  • лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языковых явлений;
  • страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося[4, c.46].

Таким образом, процесс овладения иностранным языком все чаще рассматривается как явление многогранное, обусловленное и внешними, и внутренними факторами. Поэтому в настоящее время все больше внимания уделяется личности преподавателя и учащегося. В связи с этим более эффективной стратегией обучения считается та, которая учитывает внутренние факторы, относящиеся к личности ученика, не оспаривая при этом основное значение некоторых константных методических принципов, отражающих общие и постоянные закономерности процесса усвоения иностранного языка. Действительным средством реализации этой стратегии является и мотивация овладения языком уже на начальном этапе. Поэтому обучение говорению, например, должно начинаться с приведения в действие механизмов мотивации. Главный инструмент работы преподавателя — обучение. От него во многом зависит успешное выполнение двух функций преподавателя:

  • функции источника информации;
  • функции управляющего процессом формирования навыков и развития речевых учений.

Успешное выполнение данных функций опосредствованно влияет на мотивацию учащихся. К сожалению, не все преподаватели пока полностью и правильно понимают значение умения оптимального педагогического общения и его влияние на положительное (или отрицательное) отношение учащихся к изучаемому языку. Мотивировать учащихся к деятельности, возбудить и поддержать их интерес к изучаемому языку необходимо потому, что мотивированная деятельность, интерес к предмету деятельности, как известно, отличается эмоциональным отношением личности к делу, вследствие чего напрягается внимание, углубляется мышление, облегчается запоминание и восприятие, материал задерживается в памяти дольше.

Обучаемый, таким образом, активно вовлекается в деятельность, овладевает изучаемым материалом, что, в свою очередь, влияет на закрепление у него интереса к данному языку и тем самым содействует повышению эффективности обучения. Однако следует помнить, что если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается. Необходимо найти ту «золотую» середину, при которой высокая эффективность соседствует с получением радости от изучения иностранного языка.

Все вышеперечисленные виды и подвиды мотивации являются главными силами побуждения человека в изучении иностранного языка. 

Литература

  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам  // Иностранные языки в школе. – 2001. — № 4. — С. 9-17.
  2. Бычковская Е.В., Гончаренко А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе.  – 2008. — № 1. — С. 51-56.
  3. Вартанов Л.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 2. — С. 19-25.
  4. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 6. — С. 46-51.