Бирюков И.В., Ушаков В.В.
Санкт-Петербургский государственный университет
ВЛИЯНИЕ ДЖЕНТРИФИКАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Аннотация
В статье рассматривается процесс джентрификации, происходящий на некоторых территориях Санкт-Петербурга. Кроме этого затрагивается генезис данного процесса, а также приводятся примеры его развёртывания в городах Западной Европы и США. Джентрификация способна преобразовать город и поменять в нём социально-экономическую обстановку. Цель статьи — выявление возможного влияния джентрификации на социально-политические процессы в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: джентрификация, Санкт-Петербург, политические изменения
Keywords: gentrification, St. Petersburg, political changes
Город является динамической системой, преобразование его пространства происходит постоянно. Одним из процессов, характеризующих трансформационные явления является джентрификация. Она выступает катализатором социально-пространственной дифференциации, которая в свою очередь порождает «бедные» и «богатые» районы города.
Впервые термин «джентрификация» появился в западной социологической науке, был введен Рутом Глассом в его работе — «Лондон: Аспекты изменения» [7]. Джентрификацию можно определить, как «процесс преобразования городских районов низшего класса (или свободных территорий) в территории, предназначенные для среднего или высшего класса, с целью проведения городской политики для повышения социально-экономической перспективы города» [1, с. 13]. При этом важно упомянуть, что этот процесс не всегда связан с вытеснением прошлых жителей, а может производиться за счет нового строительства на месте бывших нежилых зон, что будет видно на примерах.
В городах Западной Европы и США этот процесс был связан с расселением рабочих районов, реконструкцией жилого фонда, куда после этого переселялись представители среднего или высшего классов. Потом этот процесс затронул и бывшие промышленные зоны, где здания начали преобразовываться под культурные пространства, а окружающий депрессивный жилой район постепенно изменялся в лучшую сторону, стоимость земли в нем повышалась, он становился привлекательным для притяжения средних и высших слоев. Это классические примеры джентрификации в западных городах.
Процессы джентрификации идут в российских городах со своей спецификой [2, c. 274]. Прежде чем начать анализ изменений, происходящих в Санкт-Петербурге, приведём похожие примеры из опыта других российских городов.
Один из примеров, который часто встречается в исследованиях, посвященных этой теме – улицы Остоженка и Пречистенка в центре Москве [3, c. 61]. Кварталы, располагающиеся между ними, являются самой дорогой зоной Москвы по стоимости жилья. Ранее этот район считался неблагополучным из-за качества старого фонда. К сожалению, процесс реконструкции и перестройки данной зоны происходил без должного контроля властей, было снесено много исторических зданий. Есть в Москве и территории «креативной джентрификации», например, центр современного искусства «Винзавод» (бывший завод «Московская Бавария»), архитектурно-дизайнерский центр «Artplay» (бывший завод Манометр).
Развивается вышеуказанный процесс и в Ростове-на-Дону [4, c. 125]. К началу пореформенного периода малоэтажный городской центр был в состоянии упадка, многие дома обветшали. В ходе трансформации в центральной зоне города сконцентрировалась большая часть предприятий третичного сектора, а целые улицы (например, Пушкинская) были облагорожены и реконструированы [4, c. 132].
Обратимся к Санкт-Петербургу. На первый взгляд, большой потенциал для джентрификации представляют собой коммунальные квартиры. Их расселение в Петербурге идет постоянно, но со сложностями. При этом городские власти обычно предоставляют расселенным жителям квартиры в периферийных районах. Стоит отметить, что инвесторам оказалось проще вкладываться в уже изначально престижные зоны, чем депрессивные, то есть джентрификации подверглись привлекательные зоны. Они расположены в историческом ядре города и близлежащих территориях, имеют хорошее географическое положение, расположены в местах с большим количеством достопримечательностей.
Где же происходит джентрификация в Санкт-Петербурге? Рассмотрим наиболее характерные примеры. Территория, примыкающая, к Невскому пр. от Дворцовой пл. до наб. реки Фонтанки составляет знаменитый «Золотой треугольник», в котором сконцентрированы основные достопримечательности мирового значения [5, с. 5]. Именно эта территория, по нашему мнению, является одной из зон джентрификации. Такое мнение обусловлено уменьшением на треть населения МО «Дворцовый округ» в 2010 по сравнению с 2002 годом. Уменьшение численности населения обусловлено расселением коммунальных квартир и перепрофилированием многих зданий под объекты торговли и услуг. Как итог, общее количество жилых домов стало меньше. Особенно большая концентрация элитного жилья здесь наблюдается у р.Мойки. Также примечательно, что в этой зоне большинство зданий реконструированы, так как они обладают большой исторической ценностью.
Территория, примыкающая к Смольному и Таврическому саду довольно обширная. Еще в советское время она считалась престижной из-за близости к административным учреждениям. С одной стороны территории, примыкающие к Суворовскому проспекту, с другой – к Шпалерной и Кирочным улицам. Домов, прошедших реконструкцию под элитное жилье здесь не очень много, составить единую зону они не могут. Но в отличии от «Золотого треугольника» здесь происходило (и происходит) строительство элитного жилья. Крупнейшие проекты – ЖК «Парадный квартал»; ЖК «Смольный проспект», осуществляющийся в том числе с реконструкцией старых зданий; ЖК «Смольный парк», четыре ЖК на Кирочной улице. Занятые этими жилыми комплексами территории можно назвать зонами джентрификации, но при этом нужно учитывать, что никакого вытеснения старых жителей не происходило. В основном для их строительства использовались свободные пятна (например, огромная территория бывшего Преображенского плаца) или сносились промышленные постройки.
В Центральном районе также еще сложились небольшие зоны на Стремянной улице и кварталах, примыкающих к Старо-Невскому проспекту. Особый пример представляет застройка вдоль Кременчугской и Миргородской улиц, где была застроена территория, примыкающая к железной дороге.
Яркий пример джентрификации, по нашему мнению, представляет восточная часть Крестовского острова. Именно здесь выработался наиболее значимый очаг строительства элитного жилья. Территория за 20 лет испытала качественные изменения. Преобразования начались с конца 1990-х годов и осуществлялись в основном в первое десятилетие XXI века. Импульс к изменениям дало открытие станции метро в 1999 году. До того территория острова являлась менее доступной, хотя было развито трамвайное движение. В его западной части располагается рекреационная зона, в ней открылся парк аттракционов «Диво-остров», ставший новой точкой притяжения. На восточной части (восточнее Рюхиной ул., а также территория вдоль всей наб. Мартынова) располагается в основном жилая зона. Жилой фонд к 1999 году в этой части был ветхим или некачественным. Это несколько доходных домов и особняков начала XX века, а также конструктивистский жилмассив 30-х годов того же века, который строился для рабочих фабрик Петроградского района. Во многих домах (особенно жилмассива) были коммунальные квартиры. Так как они строились из не очень качественных материалов, то быстро начали ветшать. Облик острова перестал соответствовать его новому статусу – дорогой престижной территории. В итоге – большинство исторических домов были реконструированы, жилмассив полностью снесен, а его жители переселены в другие места. Вся зона стала местом строительства элитного жилья.
На вышеуказанных примерах были рассмотрены территории, в которых, произошла джентрификация. Недостаточно просто отметить на карте зоны происходящих изменений. Джентрификация – сложное социально-политическое явление [1, с. 16]. Сегментация районов города по шкале «богатые-бедные» потенциально может привести к появлению гетто и закрытых элитных зон для обеспеченных. Целостность города в этом случае нарушается. Некоторые территории становятся неблагополучными и малоблагоустроенными, что приводит к протестным настроениям среди населения. Недовольство уровнем жизни горожан может вызывать значительные электоральные колебания. В современном урбанизированном обществе государственная политика определяется в столице и крупнейших городах.
Город является динамической системой с постоянно изменяющимся общественно-географическим пространством [2, с. 275]. Понимание постоянно происходящих перемен требует пристального внимания ученых. Эпоха социально-экономической трансформации и близкий к ней период, особенно сильно накладывает свой штамп на облик города-миллионера, его организацию, пространство, политику властей.
Таким образом, было рассмотрено возможное влияние джентрификации на социально-политические процессы в Санкт-Петербурге.
Литература
- Арляпова П.А., Родионова Е.В. Джентрификация и трансформация современного городского пространства (на примере российских городов) // МНТ-2016: новые идеи и перспективы материалы III Международной научной конференции студентов и молодых ученых, Томск, 22–25 ноября 2016 года. Томск: Изд‐во Том. гос. архит.‐строит. ун‐та, 2016. С. 13-16.
- Бирюков И.В. Трансформационные процессы в постсоветских городах-миллионерах // Аллея науки. 2018. Т. 7. № 6 (22). С. 273-276.
- Гафурова С.В. Политика организации жилой среды в поликультурных городах // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 1. С. 56-65.
- Дружинин А.Г. Пространственное развитие города-миллионера: тенденции постсоветского периода. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 192 c.
- Корнев Н. Сегрегация по-петербургски — поиски реальности // Телескоп — наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 2. С. 14-21.
- Тыканова Е.В., Хохлова А.М. Городской политический режим в Санкт-Петербурге: роль реальных и воображаемых «Машин роста» в борьбе за городское пространство // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. №2. С. 241-256.
- Glass R. London: Aspects of Change. London: MacGibbon&Kee, 1964. 342 p.