ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лисина А.С.1, Юсупова Е.М.2

1Студент, 2к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования; Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме, обусловленной тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся экологического сознания, культуры природопользования. В статье описан опыт работы по осуществлению внеклассных мероприятий в начальной школе.

Ключевые слова: младшие школьники, экологическая культура, внеклассные мероприятия, природоохранная деятельность.

Актуальность данного исследования связана с тем, что обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у учащихся экологического сознания, культуры природопользования.

За последние годы существенно ухудшилось экологическое состояние окружающей среды на нашей планете Земля: меняется климат, расширяется зона хозяйственной деятельности человека, уменьшается флора и фауна. Экологические проблемы становятся одними из самых главных на сегодняшний день и их решение зависит в первую очередь от уровня экологической культуры населения.

Педагоги и родители осознают важность обучения младших школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Формирование экологической культуры у младших школьников является одной из актуальных современных проблем образования.

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы человек научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать основы экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы.

Чтобы достичь начальных целей экологического образования, необходимо у школьников сформировать начальные нравственные представления и экологически грамотное поведение.

Формирования экологической культуры необходимо начинать с младшего школьного возраста. Причем кратковременная педагогическая деятельность в данном направлении не имеет большого положительного эффекта. Она должна быть регулярной и построенной на психологической основе. Во внеурочной деятельности заложены большие возможности формирования экологической культуры младших школьников.

Вопросы организации внеурочной деятельности стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим важно использовать все возможности для достижения успехов в личностном развитии младших школьников, повышении уровня их познавательных интересов и формировании экологической культуры учащихся.

Понятие и задачи формирования экологической культуры школьников раскрывают Б.Т. Лихачев, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Н.С. Дежникова, Т.С. Иванова, В.В. Николина и др. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. 

Анализ научной литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников (Т.Ю. Соколова, С.Н. Глазачева, В.В. Николина, Т.А. Шаманова) позволяет определить экологическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, систему индивидуальных и общественных морально-этических норм, социальных отношений, ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Результатом процесса экологического воспитания является формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности экологической культуры как результата готовности человека к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры базируется на воспитании экологического сознания учащихся путем использования средств, методов и приемов, оказывающих воздействие на эмоционально-волевую сферу учащегося, а также обеспечивающих непосредственное взаимодействие младших школьников с объектами неживой и живой природы.

Именно в младшем школьном возрасте у учащихся житейские знания о культуре взаимодействия с природой систематизируются, и при определенных условиях может быть сформирована готовность к правильному поведению в природе.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и посредством внеклассной работы, принципы и формы которой раскрываются в работах таких исследователей, как П.П. Чистяков, Н.С. Зверев, В.С. Щербаков, А. Дункан, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева.

Главная цель внеклассной работы заключается в формировании у детей младшего школьного возраста экологической воспитанности. Дети могут выполнять различные творческие задания: сочинять экологические сказки, изготавливать поделки, организовывать конкурсы рисунков на экологическую тему, участвовать в исследовательской деятельности.

Во внеклассной работе, посредством таких форм занятий, как экологические акции, экскурсии, походы, праздники, защита экологических проектов, турнир знатоков природы и т.п. происходит формирование экологической культуры учащихся.

Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования экологической культуры младших школьников посредством внеклассной работы было проведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Констатирующий этап исследования был направлен на выявление начального уровня экологической культуры младших школьников. В ходе констатирующей диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем экологической культуры в экспериментальной группе составило 25 %, со средним – 42%, с низким — 33%. В контрольной группе, количество детей с высоким уровнем экологической культуры составило 21 %, со средним – 46%, с низким — 33%.

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась разработка и апробация плана проведения внеклассных мероприятий с целью формирования экологической культуры младших школьников.

Мы провели экскурсии на школьной экологической тропе, природоохранное мероприятие «Мусору нет», экологическую акцию «Приведем двор в порядок».

С целью формирования экологической культуры мы проводили с учащимися экскурсии и походы, в ходе которых школьник получали возможность соприкоснуться с природой, наблюдать ее красоту, изучать объекты. На экскурсии в лес были организованы следующие виды деятельности:

  • беседа «Почему так хорошо дышится в лесу?»;
  • экологические игры «Найди дерево», «Угадай по описанию», «Найди кустарник», «С какого дерева лист»;
  • релаксационные упражнения «Встреча с деревом», «Обними дерево», «Погори с деревом»; «Послушай дерево».

В ходе экскурсии мы обращали внимание детей на красоту живой и неживой природы:

  • Посмотрите, какое необычное небо. Какое-то не то сиреневое, не то синее. Если бы вы были художниками, смогли бы подобрать такую краску?
  • Посмотрите, как красив лес в осеннюю пору. Все деревья стоят в нарядном уборе.

В ходе экскурсии мы проводили наблюдения за объектами природы:

  • Ступайте осторожно в лесу, старайтесь не наступить даже на небольшой цветочек. Давайте их рассмотрим.
  • Посмотрите, как муравьи спешат в свой домик. Возьмите лупы и рассмотрите муравьев. Что вы увидели?

На привале мы организовывали экологические игры на поляне в лесу. Так в ходе игры «Найди дерево» мы предлагали детям карточку с деревом, которое необходимо было отыскать на полянке.

В игре «Угадай по описанию» младшим школьникам необходимо было угадать дерево или кустарник.

В игре «С какого дерева лист» младшие школьники получали листок, если называли дерево. Выигрывал тот, кто угадывал большее число деревьев.

Особенно понравились детям релаксационные упражнения, в которых мы предлагали учащимся обнять дерево, поговорить с ним, послушать то, что оно скажет.

После проведения экскурсии младшие школьник отмечали, что были удивлены, насколько широкими стволами обладают деревья. Многие рассказывали, что им удалось услышать, как течет сок в деревьях. Некоторые отмечали небывалую красоту, когда смотришь вверх дерева.

Наши учащиеся участвовали в конкурсе проектов «Кормушка для птиц», «Экологическая сказка в картинках». Были проведены экологические игры «Планета животных», «Тайны живой природы», викторины «Люблю тебя, мой край родной!», «Знатоки природы» и др.

В ходе диагностики на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что в экспериментальной группе учащихся, с которыми проводились внеклассные занятия, количество учащихся с высоким уровнем экологической культуры увеличилось на 25% и составило 50 %, со средним осталось без изменений – 42%, с низким уровнем не выявлены.

В контрольной группе детей, с которыми не проводились внеклассные занятия, количество детей с высоким уровнем экологической культуры увеличилось на 5% и составило 30 %, со средним снизилось на 4% и составило 38%, с низким – снизилось на 1% и составило 33%. В целом, результаты незначительные.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию экологической культуры у младших школьников посредством внеклассной работы.

Литература

  1. Переверзева Э.В. Материалы весенней экскурсии по ознакомлению с раннецветущими травами //Начальная школа. – 2015. — № 3. – С.29-32.
  2. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. − М.: «Академия», 2000.
  3. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.