Сабырова К.Ж., Асанбаев Е.Т.
Д.ю.н., и.о. профессора Кыргызской государственной юридической академии,
Служба экономических расследований, Министерства финансов Республики Казахстан
ВЫВОД КАПИТАЛА ЗА РУБЕЖ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ)
Аннотация
Одной из неявных, но потенциальных угроз экономической безопасности Казахстана является вывод капитала из страны, в том числе в офшорные юрисдикции. Авторами обосновывается внесение изменений в Уголовный Кодекс РК, то есть предлагается включить в диспозицию ст.235 УК РК другие способы вывода капитала за границу и в санкцию добавить меру наказания в виде конфискации имущества.
Ключевые слова: экономическая безопасность государства; вывод капитала; внешнеэкономическая преступность; уголовная ответственность.
Бегство капитала за рубеж стал фактором экономической и политической стабильности государства, поскольку невозвращение из-за границы валюты, как правило, сопровождается незаконным перемещением через границу товаров, сырьевых ресурсов, уклонением от уплаты таможенных и налоговых платежей, хищением бюджетных средств, незаконной предпринимательской деятельностью и легализацией доходов, полученных противозаконным путем. Внешнеэкономическая преступность, связанная с валютными операциями, незаконным выводом капитала за рубеж, охватывает различные сферы экономики.
Проблема вывода капитала за границу напрямую затрагивает экономическую безопасность государства, приводит к нехватке инвестиций и оборотных средств для развития экономики. Экономический вред, причиняемый государству выводом капитала, выражается не в прямом положительном ущербе, поскольку государству такой капитал не принадлежит, а в упущенной выгоде.
К. Рахимбаев отмечает, что бегство капитала за рубеж это – стихийный, нерегулируемый государством вывоз капитала за рубеж в целях более надежного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции [1].
Основными схемами вывода капитала из Казахстана за границу зачастую является поставка товара за границу, оплата за который не поступает на счет уполномоченного банка Республики Казахстан. Вместе с тем, имеются факты вывода капитала посредством оказания безвозмездной финансовой помощи, предоставления беспроцентных займов, кредитования компаний в оффшорах, переводы физических лиц на личные счета в иностранных банках и др. При этом сам факт невозвращения средств из-за границы тщательно скрывается путем направления иностранными организациями гарантийных писем, формально подтверждающих будущее исполнение контракта, инициирование субъектами, претензионно-исковых работ в случае не оплаты за товар, а также продление срока репатриации.
Указанные факты исключают прямой умысел, направленный на невозвращение валюты из-за границы и, соответственно, делают затруднительным привлечение к уголовной ответственности и принятие мер по невозвращению средств.
Основной отток ресурсов обусловлен увеличением акционерного капитала дочерних компаний казахстанских предприятий. Анализ отдельных показателей платежного баланса страны, опубликованных Национальным Банком, подтверждает выводы международных экспертов и свидетельствует о негативной тенденции роста денежных масс, выводимых за рубеж. Так, в первом полугодии 2012 года объем текущих выплат за рубеж составил 268,8 млрд. долларов США, что на 28,1 млрд. долларов (11,6%) больше, чем за такой же период 2011 года (240,7 млрд. долларов).
О широком распространении в Казахстане устойчивых схем вывода капитала в оффшоры свидетельствует, в частности, то обстоятельство, факт, что учредители более 600 крупных казахстанских и иностранных компаний, работающих в стране, зарегистрированы в оффшорных зонах (например, АО «Каражанбас-Мунай», АО «Казинвестбанк» – учредители зарегистрированы на Кипре, АО «Имсталькон» – Виргинские острова, АО «Страховая компания Евразия» – Сейшельские острова и т.д.). К тому же, в качестве государств-инвесторов Казахстана, как правило, выступают страны, относящиеся к оффшорным зонам. Это означает, по всей видимости, что часть капитала, вывезенного в оффшорные зоны, впоследствии возвращается под видом иностранных инвестиций, хотя имеет казахстанское происхождение, т.е. создается видимость легального вложения в экономику Казахстана средств, ранее незаконно выведенных из страны, что является одной из схем легализации доходов, полученных противозаконным путем.
Вместе с тем, Казахстаном в рамках деятельности Международного финансового центра «Астана» в настоящее время создаются дополнительные гарантии и преференции для зарубежных инвестиций, что подобно обеспечению судебной защиты в специальном суде, рассматривающим споры на основе прецедентного права, и предоставлению налоговых преференций. Указанное обстоятельство, несомненно, создает благоприятные условия как для условно добросовестных, так и для недобросовестных инвесторов, финансирующих проекты на ранее ими выведенные казахстанские деньги.
Кроме того, банками второго уровня практикуется кредитование компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. Так, почти половина (44%) ссудной (непросроченной) задолженности нерезидентов перед банками приходится именно на известные оффшорные зоны (для сравнения, на резидентов России приходится 37%).
Таким образом, создается угроза аккумулирования выведенных средств в банках других государств, в том числе капитала деловой и политической элиты страны, способной принимать решения, так или иначе влияющей на обстановку в Казахстане. В истории известны случаи, когда посредством манипуляции капиталом правящей верхушки одни страны пытались влиять на политические и геополитические процессы, происходящие в других странах.
Учитывая, что деятельность коммерческих банков затрагивает интересы широких слоев населения, являясь при этом одним из основных факторов экономического роста, их кредитная и внешнеэкономическая политика должна находиться под пристальным вниманием контролирующих и правоохранительных органов. Особую актуальность данный вопрос приобретает в контексте того, что для оздоровления ситуации в банковском секторе государством в уставные капиталы четырех системообразующих банков (БТА, Альянс банк, Казкоммерцбанк, Народный банк) вложены значительные средства из Национального фонда.
Ни для кого не будет открытием, что львиная доля капитала «утекает» через банки второго уровня, несмотря на наличие валютного контроля.
Программой либерализации валютного режима, разработанной НБ РК и утвержденной Правительством РК [2], с 1 января 2007 года было отменено лицензирование субъектами внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) отдельных видов операций по перечислению валютных средств по контрактным обязательствам. В настоящее время учет валютных операций осуществляется НБ РК в разрешительном режиме с регистрацией сделок, связанных с движением валютных средств. Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года №42 были утверждены «Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту» [3]. В результате субъекты ВЭД имеют возможность длительное время использовать валютные средства за границей, т.е. оставаться вне контроля уполномоченных органов. Принося прибыль за границей, выведенные средства не работают на экономику Казахстана, а установленный законодательством разрешительный режим фактически является условием для легального способа вывода капитала за рубеж, что и подтверждается в соответствии с данными уполномоченных органов Республики Казахстан, где в последние годы наблюдается рост оттока капитала за пределы страны.
Вместе с тем, действующее валютное законодательство не ограничивает субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспортно-импортные операции, в сроках заключения и продления валютных контрактов.
Изучение уголовных дел, связанных с невозвращением из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, показало, что валютные контракты заключаются в среднем на 2–5 лет, а в дальнейшем неоднократно продлеваются дополнительными соглашениями на срок до 10 лет и более. Так, согласно ст. 5 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2005 года №57 «О валютном регулировании и валютном контроле» [4] главным органом, на который возлагается валютное регулирование в Казахстане, является Национальный Банк Республики Казахстан.
Общеизвестным является тот факт, что вывод капитала из Республики Казахстан осуществляется в основном в оффшорные зоны.
Следует отметить, что в декабре 2014 года Казахстан присоединился к Страсбургской конвенции 1988 года, которая направлена на повышение эффективности взаимодействия между налоговыми службами, в соответствии с которой обмен информацией будет осуществляться по налоговым обязательствам, возникшим с 1 января 2016 года [5]. В Конвенцию входят 84 страны, из которых 29 – оффшорные юрисдикции.
Изучение опыта других стран по противодействию выводу средств показало, что государственное регулирование трансграничных финансовых потоков является обычно практикой. К нему прибегают, прежде всего, развивающиеся страны с целью защитить национальную экономику от рисков нестабильности мировой финансовой системы. Однако в период кризисов движение капитала контролируют и экономически развитые страны. Развивающиеся страны, практикующие регулирование движения капитала, более успешны в экономическом развитии, легче перенесли мировой финансово-экономический кризис в 2008 году, так как были защищены от негативного влияния колебаний мировой финансовой системы.
В свою очередь, из-за несовершенства уголовного законодательства меры по противодействию выводу капитала из страны неэффективны, так как уголовная ответственность предусмотрена лишь за невозврат валютной выручки по внешнеэкономическим операциям (ст. 235 УК РК). И даже по этой статье Уголовного кодекса привлечение к ответственности выглядит проблематичным.
Изучение уголовных дел рассматриваемой категории показало, что при доказывании субъективной стороны данного преступления возникает сложность, а зачастую и невозможность установления прямого умысла. Зачастую для сокрытия совершенного деяния иностранная организация-поставщик направляет гарантийное письмо, формально подтверждающее будущее исполнение контракта. В других случаях субъект, осуществивший перевод денежных средств, в случае невозвращения валюты или непоступления товара, инициирует претензионно-исковую работу. Указанные факты исключают прямой умысел, направленный на невозвращение валюты из-за границы и, соответственно, делают невозможным привлечение к уголовной ответственности и принятие мер по невозвращению средств.
Диспозиция ст. 235 УК РК является бланкетной, уголовное наказание наступает по истечении 180 дней с момента перевода средств за границу. Однако сам факт невозврата валюты из-за границы в течение указанного срока еще не образует состава преступления.
Практика расследования уголовных дел данной категорий показывает, что преступление расследуется как дополнительный эпизод в совокупности с основным противоправным деянием в сфере экономической деятельности и что досудебное расследование осуществляется в нарушение требований ст.ст. 24 и 113 УПК РК, т.е. не исследуются всесторонне и в полном объеме все обстоятельства, необходимые и достаточные для установления и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.
За первое полугодие 2017 года было зарегистрировано 67 преступлений по фактам невозвращения из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, было окончено производством 4 уголовных дела. Все указанные уголовные дела прекращены по неребилитирующим основаниям: 3 – за истечением сроков давности, 1 – за смертью подозреваемого. В суд не было направлено ни одно уголовное дело. За отсутствием состава преступления в текущем году прекращено 30 уголовных дел. Были прерваны сроки досудебного расследования по 40 уголовным делам, что составило 44,4% от находившихся в производстве.
Вместе с тем, в практике имеются факты, когда руководителем организации или индивидуальным предпринимателем за границу направляются денежные средства в виде оплаты за товар или за консалтинговые услуги, при этом товар в последующем не поставляется.
Информация о подозрительных операциях субъектом финансового мониторинга (в лице банков второго уровня) передается в Комитет по финансовому мониторингу, который осуществляет анализ (мониторинг) поступившей информации и, в случае подтверждения подозрительности сделки, направляет данную информацию через Генеральную прокуратуру в правоохранительные органы. При поступлении такой информации в службу экономических расследований необходимо принимать все меры и имеющиеся возможности отработки данной информации в рамках Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» [6].
Обмен информацией, содержащей сведения о контрактах, необходимый для того, чтобы контролировать выполнение требования о репатриации, происходит между уполномоченными банками, Национальным Банком РК и органом государственных доходов. Он осуществляется в электронной форме по Правилам осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту №42 от 24 февраля 2012 года [7]. Орган государственных доходов, используя информационную систему, обязан доводить до сведения своих территориальных подразделений информацию по учетным номерам контрактов, которую он получает от Национального Банка информацию для того, чтобы проверить, совпадают ли учетные номера контрактов с номерами, которые указаны в декларациях на товары.
Таким образом, территориальные подразделения органов государственных доходов обладают информацией по вновь заключенным экспортно-импортным контрактам. В этой связи оперативным сотрудникам службы экономических расследований необходимо получать данные сведения в системе ТАИС-2 и осуществлять анализ деятельности данных компаний посредством имеющихся систем управления рисками, открытых источников информации и в рамках Закона «Об ОРД [6].
Оперативным сотрудникам для раскрытия преступлений путем проведения анализа необходимо в полной мере использовать возможности открытых источников информации. Так, необходимо изучать официальные сайты государственных органов. К примеру, на официальном сайте КГД (kgd.gov.kz) публикуется реестр плательщиков НДС, список неблагонадежных налогоплательщиков, сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, справочники для ВЭД, перечень лжепредприятий, список плательщиков, имеющих задолженность по таможенным платежам, перечень крупных налогоплательщиков, перечень стран с льготным налогообложением, ссылки на веб-сайты зарубежных стран, а также международные договоры и конвенции.
На официальном сайте Национального Банка размещаются сведения о контроле за расходованием средств, выделенных из Национального фонда РК, информация о примененных мерах воздействия и санкции в отношении банков и других финансовых организаций, ежедневный рыночные курсы валют (архив), сводные отчеты банковского сектора и др. Большой поток информации необходимой для анализа аккумулируется на официальном сайте Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК.
Также в открытых источниках имеются сайты, позволяющие получить информацию в отношении иностранных компаний различных стран. К примеру, пройдя по ссылке https: //opencorporates.com/, можно получить информацию о руководителях и учредителях компании, адрес регистрации, вид деятельности и много другой полезной информации.
Таким образом, для выявления преступлений данной категории необходимо наряду с возможностями оперативно-розыскной деятельности активно использовать аналитическую информацию.
Считаем необходимым внести изменения в ст. 235 УК РК, то есть предлагаем включить в диспозицию ст.235 УК РК другие способы вывода капитала за границу (путем заключения фиктивных контрактов на приобретение товаров и услуг, в качестве благотворительной помощи и т.п.) и в санкцию добавить меру наказания в виде конфискации имущества.
Реализация указанных предложений ограничит незаконный вывод капитала посредством совершения экспортно-импортных операций, а также создаст возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, осуществляющих незаконные сделки.
Литература:
- Рахимбаев К., руководитель отдела расследования правонарушений в налоговой сфере Управления расследования правонарушений в налоговой и таможенной сферах ДГД по ВКО «Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте» //Вестник органов государственных доходов Республики Казахстан № 6 (214), 2017г. с.6
- Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан №705 от 25.06.2004 г.
- Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года №42. «Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту». Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 апреля 2012 года №7584.
- Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.). Утратил силу с 1 июля 2019 года в соответствии с Законом РК от 2 июля 2018 года №167-VI
- Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года №267-V ЗРК «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам с поправками, внесенными Протоколом о внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам»
- Закон РК от 15 сентября 1994 года №154-XIII
«Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.07.2018 г.). - Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года №42. «Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту». Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 апреля 2012 года №7584.