ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

Савченко Е.В.1, Завьялова О.С.2, Кузнецов А.В.3

1К.пед.н., доцент кафедры «Физика», 2доцент, к.ф.-м.н., заведующий кафедрой «Физика»; Севастопольский государственный университет, 3д.б.н., в.н.с. лаборатории БиоФГМО ИМБИ

ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

Аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования базовых общепрофессиональных компетенций будущего инженера при изучении фундаментальных дисциплин. Задачей являлось моделирование данного процесса с точки зрения компетентностного и общеобразовательного подхода. В результе, были рассмотрены этапы моделирования и описаны блоки модели. Применение данной модели способствует поэтапному формированию профессионально важных качеств будущего инженера.

Ключевые слова: компетенции, инженерное образование, моделирование

Keywords: competence, engineering education, modeling

Современные требования к инженерному образованию заключаются, в основном, в формировании у студентов профессионализма и компетентности в широкой предметной области, способности не только осваивать, но и создавать новые технологии в условиях постоянно обновляющейся информационной среды, решать возникающие профессиональные проблемы, таким образом, быть конкурентоспособным, что выдвигает важные требования к модернизации образовательной деятельности [1,68]. Реализация профессиональной направленности изучения курса общей физики возможна через формирование базовых общепрофессиональных компетенций будущих инженеров.

Как и любой процесс в педагогике, моделирование состоит из определенных этапов, которые выполняются последовательно. Выделяются следующие этапы построения модели: сначала необходимо определить задания исследования, проводимого с помощью моделирования; далее подтвердить тот факт, что наблюдение непосредственно за самим объектом не возможно; после этого следует осуществить выбор модели, основными требованиями к которой является доступность исследования и выделение важных для наблюдающего качеств и свойств объекта; далее проводится наблюдение в соответствии с поставленными заданиями; и в конце осуществляется перенос полученных результатов на сам объект [2, 52].

Таким образом, модель позволяет исследовать объект не только в статическом состоянии, но и в процессе изменений каждого из ее компонентов вместе или по отдельности.

Следует отметить, что у исследователей нет общепринятой формы модели формирования профессиональных компетентностей специалистов, это можно объяснить различиями в поставленных задачах исследований, поскольку, в процессе моделирования акцентируется внимание на определенных структурных частях объекта, которые представляют научный интерес для исследователя [3,50].

В рамках нашего исследования объектом моделирования является процесс формирования базовых общепрофессиональных компетенций будущего инженера при изучении фундаментальных дисциплин. Как отмечалось выше, моделирование предполагает упрощение одних характеристик объекта в пользу более детального рассмотрения других, иначе модель становится громоздкой и теряет свою функциональность. При построении модели акцент сделан на следующих составляющих:

1) из дисциплин естественнонаучного цикла, изучаемых будущими инженерами, для моделирования выбран курс общей физики, как дисциплина, обладающая наибольшим спектром возможностей для формирования всех базовых общепрофессиональных компетенций;

2) из всех форм занятий, которые могут проводиться в рамках данного  учебного курса, выбраны практические занятия, как педагогическая форма, которая может включать в себя элементы лекции, лабораторной работы, групповую и самостоятельную работу;

3) из всех видов деятельности на практическом занятии выбрано решение задач, как основной вид деятельности, занимающий до 90% времени, отводимого на занятие.

В результате анализа научной и учебно-методической литературы нами выделено три этапа формирования базовых общепрофессиональных компетенций будущих инженеров: предварительный, основной и заключительный (таблица 1).

Таблица 1.

Содержание этапов формирования базовых общепрофессиональных компетенций будущих инженеров

Этапы Задания
Предварительный 1) Структурировать теоретические положение с точки зрения компетентностного подхода.

2) Систематизировать указания к решения учебных задач.

Основной 1) Сформировать интерес и умение студентов самостоятельно находить материал

2) Сформировать способности самостоятельно выбрать и осуществить последовательность решения задачи.

Заключительный 1) Сформировать способность оценить собственные знания и умения;

2) Сформировать способности производить оценку полученного решения.

Построение модели основывалась на следующих педагогических принципах: связи теории и практики, активизации познавательной деятельности и проблемного подхода к структуризации содержания обучения, интенсификации образовательного процесса, профессиональной направленности. В целях обеспечения успешного функционирования модели нами были выбраны системный и компетентностный подходы, которые в рамках нашего исследования позволили осуществить анализ и структуризацию компонентов предлагаемой модели, а так же рассмотреть процесс преподавания курса общей физики как наиболее оптимальную базу для формирования профессиональной компетентности инженера.

Структурно-содержательная модель отражает компоненты базовых общепрофессиональных компетенций будущего инженера, формируемые на каждом этапе образовательного процесса; формы научно-методической работы и средства обучения студентов инженерных специальностей; ожидаемые результаты каждого этапа педагогического процесса.

Основной целью применения модели является реализация профессиональной направленности изучения курса общей физики. Целевой блок включает в себя промежуточные цели, поставленные на каждом этапе исследования, а блок «Преподаватель»  – задания, решаемые преподавателем поэтапно.

В содержательном блоке рассмотрены компоненты базовых общепрофессиональных компетенций будущего инженера, формируемые на каждом этапе. На предварительном этапе осуществляется формирование мотивационно-личностного и знаниевого компонентов познавательно-аналитической, когнитивной и информационно-методической компетенций: способность к анализу квазипрофессиональной ситуации, выделению задачи и систематизации материала, относящегося к задачному полю. На основном этапе формируется деятельностный компонент данных компетенций: закрепляются прикладные знания по математике, информатике,  формируются умения решать уравнения и замкнутые системы уравнений. На заключительном этапе формируется рефлексивный компонент базовых общепрофессиональных компетенций: формируется умение составлять и классифицировать задачи, осуществлять самоанализ.

Контрольно-корректирующий блок включает  в себя методы и средства оценки достижения прогнозируемых результатов на каждом этапе реализации модели, таким образом, определялись итоги проведенного исследования, проверялась правильность функционирования модели, прогнозировались результаты последующего этапа. Прогнозируемый результат проведения подготовительного этапа – сформированность умения анализировать, синтезировать, обобщать, сформированность структурированных теоретических знаний и способов решения задач. По окончании основного этапа ожидалась сформированность умения пользоваться структурированными теоретическими знаниями и способами решения различных классов задач для теоретического анализа квазипрофессиональной ситуации, как результата, самостоятельного применения новых знаний, умений и навыков при решении учебных задач. В конце заключительного этапа студенты должны быть способны применить полученные знания, умения и навыки для оценки собственных действий и творческого подхода к решению задач.

Таким образом, профессиональная подготовка будущего инженера во время изучения курса общей физики осуществляется путем реализации структурно-содержательной модели, основанной на интеграции традиционного и компетентностного подходов, разработанной в соответствии с формами, методами и средствами, используемыми при проведении практических занятий по курсу общей физики, а так же с условиями непрерывного формирования профессиональной компетентности инженера.

Литература

  1. Ильязова, М.Д. О структуре компетентности будущего специалиста / М.Д. Ильязова // Интеграция науки и высшего образования. – 2008. — №1. – С. 67-71.
  2. Киселева, О. М. Использование математических методов для формализации элементов образовательного процесса / О.М. Киселева // Концепт. – 2013. – №2 (18). – С.51-57.
  3. Короткова, И. И. Разработка и использование учебно-методического комплекса обеспечения межпредметных связей на базе информационных и коммуникационных технологий: на примере информатики и английского языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Короткова Ирина Ивановна. – Москва, 2010. – 165 с.