Гамидова Д.М.
ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный университет», преподаватель истории, г. Махачкала
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается трансформация смысла и практик политической коммуникации, свойственная современной информационной эпохе и объективно связанная с глобальным социально-политическим и культурным переустройством. Целью данного исследования является отслеживание изменений информационного пространства как фактора политического процесса современной России. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: изучить основные тенденции в развитии концепций политико-коммуникационных процессов, обозначить смену моделей политической коммуникации, проанализировать изменение роли государства на информационном рынке и его стратегий взаимодействия с контрагентами. Результаты исследования могут быть использованы для решения политических задач прикладного характера: при формировании государственной информационной политики, в современных политических технологиях, в области политической экспертизы и консалтинга.
Abstract
The article discusses the transformation of the meaning and practices of political communication inherent in the modern information age and objectively associated with the global socio-political and cultural reorganization. The purpose of this study is to track changes in the information space as a factor in the political process of modern Russia. To achieve this goal, the following tasks were set: to study the main trends in the development of the concepts of political and communication processes, to identify the change of political communication models, to analyze the changing role of the state in the information market and its strategies for interacting with contractors. The results of the study can be used to solve political problems of an applied nature: in the formation of state information policy, in modern political technologies,
in the field of political expertise and consulting.
Ключевые слова: информационное пространство, политическая коммуникация, современная политика, власть коммуникаций.
Keywords: information space, political communication, modern politics, the power of communications.
В связи с развитием технических каналов коммуникации информационное пространство в современном мире стало практически безграничным. Глобализация коммуникационного пространства в свою очередь активизирует конкуренцию на национальном уровне и определяет политическую стабильность и содержательные параметры функционирования режима в отдельно взятой стране.
В современном историческом периоде продолжается перестройка форм и каналов политической коммуникации, внутри которой заметен серьезный дисбаланс, вызванный использованием новых технологий и инструментов разноуровневой глобальной коммуникации, влияющих на форматы и особенности информационно- коммуникационного взаимодействия между людьми, группами граждан, обществом и властью. Среди названных групп политических акторов генеральной парой выступит, конечно же, властно-оппозиционный дискурс со всеми особенностями их взаимодействия. Существенную эволюцию претерпели не только модели восприятия информации, но и способы познания. Информационная перегруженность привела к отторжению больших текстов, появлению «клипового» восприятия и переходу на максимально упрощенные визуализированные форматы подачи информации. И такие тренды активно используются коммуникаторами в своей работе. В качестве примера мы можем привести формат так называемых демотиваторов, мемов и хэштегов, флешмоба, которые по своей сути являются инструментами цифровой стигматизации, позволяющими оперативно в удобной и лаконичной форме осуществить интерпретацию любого политического события, явления, процесса [1,74]. Использование подобного рода цифровых символов позволяет массовому пользователю интерпретировать политическую реальность наиболее простым, удобным способом, обходя комплексные объяснительные модели происходящих вокруг сложных политических событий и явлений. Таким образом, выражение своей гражданской позиции происходит на основе интроекции, без критического осмысления окружающей политической действительности и формирующейся на основе простейших пропагандистских установок в Сети.
Глобальный процесс изменения способов коммуникации коренным образом изменяет и само общество: сегодня мы можем наблюдать неуклонную тенденцию дифференциации общества по источникам, технологиям и способам потребления информации, в результате чего формируются две принципиально различные группы людей: потребителей классических СМИ (преимущественно телевидения), получающих готовый информационный продукт и соответствующую информационную повестку дня, а также интернет-пользователей, способных осуществлять самостоятельный отбор и производить критический анализ получаемой информации. В настоящее время, как и прогнозировалось [6,3] традиционные печатные и электронные СМИ интегрируются и в определенной степени поглощаются современными компьютерными системами и сетями массового информационного обмена и массовых коммуникаций.
Главной причиной подобного инфокоммуникационного разрыва является имитация транспарентности российской публичной власти, отсутствие прозрачности и подотчетности, диалога с гражданами и самоцензура. Идеологическая вертикаль выказывает стремление к моноцентричности, что с одной стороны, является естественным, с другой стороны — встречает сопротивление. Традиционные ценности — контент сообщения и сама информация – утратили важность и значение для массовой аудитории, на первый план выходят трансляции и выбранные для передачи контента коммуникационные каналы. Преодолеть доминирование и жесткий контроль отправителя информации над адресатом возможно при задействовании моделей альтернативных видов движения информации. Этому способствует сетевая публичная политика, создающая определенные сложности для тактики индоктринации.
По последним исследованиям Фонда Общественное Мнение (ФОМ) аудитория пользователей Интернет в России составляет 52,1 млн человек или 45% ее населения в возрасте от 18 лет и старше, еженедельная — 62,9 млн. человек (54%), а ежемесячная — 66 млн. человек (57%) [4]. Таким образом, уровень проникновения Интернет, определяемый по ежемесячной аудитории, составляет в России 57%, но это еще достаточно далеко от европейского уровня в 75% [11]. Кроме того, по данным Международного союза электросвязи в России в 2011 году 46% домохозяйств имели доступ в интернет [10].
В целом формирование и развитие информационного пространства политики современной России столкнулись с большим количеством проблем социально- политического, экономического и юридического характера. Сложные и противоречивые тенденции в политической сфере современного мира, необходимость кардинального реформирования систем государственной власти, оптимизации механизмов ее осуществления, совершенствования федеративного устройства, углубления процессов социально-политической и экономической интеграции регионов, формирования развитого гражданского общества ставят перед политической наукой необходимость осмысления сущности и особенностей информационного пространства политики — сферы, в которой находят отражение наиболее острые и актуальные проблемы развития современного общества.
Как объект управления государственной информационной политики информационное пространство общества (информационно-психологическое пространство) относится к сложным динамическим объектам с не до конца прогнозируемой реакцией на управляющие воздействия. Для информационного пространства общества характерно наличие скрытых для субъекта управления объектов и связей, выявление и учет которых в процессе планирования и реализации управляющих информационных воздействий затруднен, а подчас и невозможен.
Трансформация политической коммуникации способствует переходу от патерналистского характера властных отношений, этатистской модели управления, клиентализма в системе «власть-общество» к политическому плюрализму.
Литература:
- Володенков С.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в современной политике // Науч.ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос.акад. наук, 2018. Т. 18, вып. 2, с. 69–86
- Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. – 328 с.
- Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) // Музей будущего информационный менеджмент/ Сост. А. В. Лебедев — М Прогресс-Традиция, 2001 – С.22.
- Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2013г. ФОМ, 2013. URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10950
- Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016
- Нисневич Ю.А. Системно-методологические основы государственной информационной политики. // Научно-техническая информация, серия 1. Организация и методика информационной работы. ВИНИТИ, РАН, 2001. №3. С.1-9
- Попов В. Д. Информациология и информационная политика — М РАГС, 2001
- Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 2З. С. 10.
- Чайковский Денис Витольдович Информационное пространство: анализ определений // Вестник БГУ. 2010. №14
- Measuring the Information Society 2012. International Telecommunication Union, 2012.
- The World in 2013: ICT Facts and Figures. International Telecommunication Union,2013.