Соловяненко Н.И.
Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования юридических представлений о предпринимательстве и, соответственно, преобразования предпринимательского права в связи с решением задач технического обновления экономики и продвижения инноваций, обозначенных ООН в Повестке дня в области устойчивого развития. Предпринимательское право является эффективным элементом регуляторной среды цифровой экономики. Оно развивается в направлении инновационного предпринимательства, осуществляемого на основе информационно-коммуникационных систем. Современное предпринимательское право включает юридические положения, характерные для информационных правоотношений, прежде всего требования к цифровой безопасности.
Abstract
The article deals with the issues of improving the legal concepts of entrepreneurship and, accordingly, the transformation of business law in connection with the solution of the problems of technical renewal of the economy and the promotion of innovations identified by the UN in the Agenda for sustainable development. Business law is an effective element of the regulatory environment of the digital economy. It is developing towards innovative entrepreneurship based on information and communication systems. Modern business law includes legal provisions
specific to information relations, especially the requirements for digital security.
Ключевые слова: устойчивое развитие, предпринимательство, регуляторная среда цифровой экономики, предпринимательское право, технологии, цифровые права, цифровые данные, инновационное предпринимательство, государственно-частное партнерство, информационные отношения, цифровая безопасность.
Keywords: sustainable development, entrepreneurship, regulatory environment of digital economy, business law, technologies, digital rights, digital data, innovative entrepreneurship, public-private partnership, information relations, digital security.
Программа ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» в числе глобальных задач предусматривает
«наращивание технологического потенциала промышленных секторов во всех странах, в том числе путем стимулирования государственных и частных расходов на НИОКР; поддержку разработок и исследований государств в сфере отечественных технологий» [5]. В Повестке дня в области устойчивого развития заявлено «о создании механизма содействия развитию технологий, который был учрежден в Аддис-Абебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития. Механизм содействия развитию технологий основывается на многостороннем сотрудничестве между государствами-членами, гражданским обществом, частным сектором, научным сообществом, структурами ООН и другими заинтересованными сторонами» [7].
Существенное расширение доступа к информационно-коммуникационным, цифровым, технологиям является одной из ключевых задач программы устойчивого развития, в которой утверждается, что «Распространение информационно- коммуникационных технологий и глобальное взаимное подключение сетей открывают огромные возможности для ускорения человеческого прогресса, преодоления «цифрового разрыва» и формирования общества, основанного на знаниях» [5; 17].
В «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» указывается на необходимость содействия продуктивно функционирующему предпринимательскому сектору. Частная предпринимательская инициатива рассматривается в числе движущих сил устойчивого развития и экономического роста. Также поддерживается государственно-частное партнерство. Повестка призывает субъектов предпринимательства задействовать свой инновационный и творческий потенциал для достижения целей экономического и социального прогресса[5].
В координации с Повесткой дня ООН в области устойчивого развития национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает формирование основанной на эффективном применении знаний российской экосистемы цифровой экономики, представляющей собой платформу, на которой создается новая модель взаимодействия между бизнесом, властью, экспертным и научным сообществами для повышения конкурентоспособности России на глобальном уровне.
Формирование цифровой экономики в России оказывает влияние на правовую концепцию предпринимательской деятельности, которая эволюционирует в направлении инновационного предпринимательства. Система юридических представлений о предпринимательстве в цифровой экономике преодолела границы классического определения предпринимательской деятельности, закрепленного в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 2 ГК РФ) и включающего только несколько базовых критериев: деятельность ведется физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке; она осуществляется самостоятельно, на страх и риск предпринимателя и направлена на систематическое получение прибыли[1; 4, с.70-73].
В число базовых характеристик предпринимательской деятельности включается применение информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также доступ к цифровым данным, прежде всего к открытым и общедоступным данным, и возможность их использования. Кроме того, значительная часть цифрового капитала предпринимателя является интеллектуальным капиталом (новым знанием). При этом инновационный характер присущ как процессам создания и вывода на рынок нового интернет-бизнеса, продукта или услуги, так и цифровой трансформации производственной или иной деловой активности предпринимательского или государственного сектора (их взаимодействия). Так, в сферу регулирования предпринимательского права вовлекается индустриальный (промышленный) интернет — концепция вычислительной сети, промышленных адвокатуру, судейство, законотворчество [16].
К инновациям законодательство причисляет введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услугу) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Инновационной является деятельность (научная, технологическая, организационная, финансовая, коммерческая), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования.
Юридическая концепция инновационного предпринимательства охватывает как частную предпринимательскую инициативу, так и эффективное государственно-частное партнерство, интегрирующее функции и ресурсы организаций, промышленных предприятий, IT-компаний, иных бизнес-структур, а также государства.
Правовой механизм партнерства между государственным и частным секторами закреплен в Федеральном законе от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ», в соответствии с которым «государственно- частное партнерство, муниципально-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [13].
В этой связи надо признать справедливость тезиса о том, что «сегодня, когда процесс распространения публичного сектора на имущественный оборот стал необратим, он просто разорвал гражданско-правовую материю» [15, с.89], и соответственно, что регулирование цифровых экосистем осуществляется преимущественно средствами предпринимательского (хозяйственного права), которое основывается на сочетании частноправовых и публично-правовых начал. «Задача состоит в том, чтобы найти и юридически закрепить рациональное сочетание этих начал, обеспечить баланс частных и публичных интересов в регулировании хозяйственной деятельности» [2, с. 17-28]. «Только комплексное правовое регулирование в рамках одной отрасли, соединяющей публично- правовые и частноправовые начала, способно обеспечить должное воздействие на столь значимое общественное явление, как предпринимательство» [10, с.36]. Приведенные заключения вполне применимы к поставленным национальной программой задачам в сфере цифровой экономики, таким как создание кросс-отраслевых консорциумов, интегрирующих мощные российские интернет-компании, банки, операторов платежных систем, операторов связи, государственные компании и др.
Предпринимательское право в юридической плоскости развивает понимание экосистемы цифровой экономики как партнерства организаций, обеспечивающего постоянное взаимодействие технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти РФ, организаций и граждан [3, с.45-50]. Соответственно, в сферу регулирования предпринимательского права включаются такие инновационные институты как центры компетенций в области цифровой экономики; центры обработки данных; партнерства научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества; цифровые многосторонние рынки.
Развитие цифровых технологий стали основой для формирования новых явлений в предпринимательстве — цифровых экосистем. Под экосистемой понимается сеть организаций, создающихся вокруг платформы и пользующихся ее услугами. Некоторые из крупнейших платформ обладая различной степенью интеграции, взаимодействия, обмена данными и открытости, по существу выступают в качестве собственных экосистем. Платформа интегрирует различные категории участников и обеспечивает их правовое взаимодействие. Так, в основе экосистемы Сбербанка находится собственная цифровая платформа, позволяющая в режиме реального времени за счет открытых интерфейсов и кода, машинного обучения, облачных технологий и анализа больших данных с заданным уровнем безопасности формировать лучшее предложение для клиента как из собственных товаров и услуг, так и за счёт подключения внешних провайдеров [12].
Платформенные технологические и юридические решения используются и в других областях бизнеса. В декабре 2018 года компания «Россети» одобрила концепцию
«Цифровая трансформация 2030». Компания «Россети» выступит платформой для цифровой трансформации энергетической отрасли и технологическим интегратором энергосистемы, обеспечивающим стандартизацию, совместимость и взаимодействие ее участников [8]. Необходимо указать, что в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы», цель которого — урегулировать отношения, возникающие в связи с такими сделками, а также определить правовые основы деятельности операторов электронных платформ [6].
Нормативными документами ЕАЭС предусмотрена «евразийская цифровая платформа», представляющая собой совокупность средств, поддерживающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов и сервисов в том числе в области промышленной кооперации значительным количеством хозяйствующих субъектов и обеспечивающих возможность их «бесшовного» взаимодействия.
Для правового регулирования цифровой экономики свойственно размывание дисциплинарных и отраслевых границ. В этом отношении вслед за представителями теории права можно констатировать появление «кросс-отраслевых» юридических норм, обеспечивающих «перепрошивку» права под цели и задачи цифровой экономики [15, с.90]. Поскольку важнейшим элементом современного предпринимательства является его информационная составляющая, система регулирования предпринимательской деятельности активно интегрирует правовые понятия и категории, характерные для информационно-коммуникационных правоотношений. В качестве институтов предпринимательского права развиваются такие правовые конструкции как «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронный документ» [11, с.162-175], электронная подпись», «единая система идентификации и аутентификации», «информационные ресурсы» и «реестры», «защита информации», изначально разработанные в законодательстве РФ об информации, информационных технологиях, защите информации, об электронной подписи и других нормативных правовых актах информационного права.
Объекты, относимые к информации, выраженной в виде числовой записи (цифровым данным) участвуют в экономическом обороте, например, в качестве предмета договора возмездного оказания услуг (статьей 783 ГК РФ). Интернет привел к росту взаимосвязей, которые позволяют этому происходить в глобальном масштабе. В этой связи ГК РФ дополнен статьей 783.1.
«Особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации». В силу данной нормы Кодекса договором о предоставлении исполнителем заказчику информации (договор об оказании услуг по предоставлению информации) может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.
В число объектов гражданских прав (ст.128 ГК РФ) включены цифровые права, которые указаны в составе имущественных прав наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами [9, с.27-34]. ГК РФ (ст. 141.1) признает цифровыми правами обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы.
В цифровую эпоху усиливаются риски цифровой безопасности финансовой системы, транспортно-логистической системы, технологических процессов, критически важной национальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечении городов, сферы медицинского обслуживания. Регуляторная среда, в которой действуют участники предпринимательских правоотношений, должна включать нормативную регламентацию безопасного поиска, сбора, анализа, использования, хранения и передачи информации, а также применения высоких технологий. Способы и качество правового регулирования должны корреспондировать как уровню развития таких технологий, так и общественным интересам. В этой связи требования к субъектам предпринимательства в отношении обеспечения цифровой безопасности, защиты информации, становятся нормами предпринимательского права. Так, кредитные организации при осуществлении банковской деятельности должны исполнять требования Банка России к обеспечению защиты информации «в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» [14].
Литература:
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ/Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2010. С. 16-17.
- Лаптев В.В. Предмет современного предпринимательского права // Государство и право. 2015. № 3. С. 17-28.
- Лаптев В.А. Соловяненко Н. И. Предпринимательское право в условиях инновационной (цифровой) экономики: пути развития // Юрист. 2019. № 5. С. 45-50.
- Лизикова М.С. Обзор второй международной научно-практической конференции «Лаптевские чтения 2018» // Предпринимательское право. 2018. № 4. С. 70-73
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development- agenda/
- Проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы». https://sozd.duma.gov.ru/bill/617867-7
- Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 июля 2015 года. Аддис- Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития (Аддис-Абебская программа действий).URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_development.shtm
- «Россети» готовы стать платформой для цифровой трансформации отрасли. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030.
- Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика. 2018. N 4. С. 27 — 34.
- Современное предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
- Соловяненко Н.И. Законодательство об электронном документе как фактор актуализации правового пространства для инновационной (цифровой) экономики//Труды ИГП РАН. -2017. -Т. 12. -№ 3. С.162-175
- Стратегия развития Сбербанка 2020. URL:https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020.
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно- частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.
- Федеральный закон от 27.06.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». СЗ РФ. 2018. N 27. Ст. 3950.
- Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. №1. 2018.С.89.
- Legal Aspects of the Internet of Things (Kemp IT Law Jun 2017)
- OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. 21-38 DOI: https://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en.