ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Нуридинова А.Н.
Старший преподаватель Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики, Кыргызская Республика

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье в процессе рассмотрения понятия функции государства, определено, что есть юридическая помощь и сделан правовой анализ, насколько юридическая помощь является публично-правовой функцией государства. Также определены механизмы реализации квалифицированной юридической помощи и роль органов государственной власти в их обеспечении.

Abstract

In article in the course of consideration of concept of function of the state, it is defined that there is a legal aid and the legal analysis as far as legal aid is public-legal function of the state is made. The mechanisms of implementation of qualified legal assistance and the role of public authorities in their provision are also defined.

Ключевые слова: юридическая помощь; функции государства; органы государственной власть; публично-правовая функция; юридические гарантии; защита прав; гражданин; правовой статус.
Keywords: legal assistance; functions of the state; public authorities; public-legal function; legal guarantees; protection of rights; citizen; legal status.

Право на получение юридической помощи закреплено в ч. 3 ст. 40 Конституции Кыргызской Республики (далее КР) «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства».[1] Даже беглый анализ этой статьи показывает, что это право является правом человека. Оно принадлежит и гражданам страны, и иностранцам, и лицам без гражданства. Кроме того, право на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную, гарантируется государством.

Факт закрепления права на юридическую помощь в Конституции КР делает это право основным, конституционным, подлежащим конституционному регулированию и конкретизации в других отраслях права, главным образом материального гражданского, уголовного и процессуального.

Во-первых, конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. В научной литературе под ним понимается единство прав, свобод и обязанностей человека. [2] Поэтому право на получение квалифицированной юридической помощи в числе других основных прав и свобод составляет основу правового статуса личности и как конституционное право обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите.

Во-вторых, норма Конституции КР о праве на квалифицированную юридическую помощь носит учредительный характер. Это право вытекает из самого законодательного акта. Конституция КР не только признала это право как реально существующее, но и учредила его и закрепила в позитивистской трактовке: «каждому гарантируется».
В-третьих, особенность закрепления права личности на квалифицированную юридическую помощь в том, что это закрепление проведено материальной конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования основных прав и свобод человека и гражданина. Процессуальные нормы института прав и свобод, включая право на получение квалифицированной юридической помощи, содержатся в гражданском процессуальном, уголовном процессуальном и иных отраслях права.
В-четвертых, норма о праве на юридическую помощь в Конституции КР является правонаделительной. Она устанавливает позитивное юридическое право. Правоохранительные нормы в Конституции КР также имеются. Они служат целям гарантирования, охраны и защиты всех конституционных прав и свобод и направлены на

регламентацию мер юридической ответственности.
В-пятых, конституционная норма о праве на квалифицированную юридическую помощь носит не обязывающий характер, а только управомочивающий. Очевиден также ряд гарантирующих норм, касающихся всех прав и свобод. Это связано с тем, что государство, способствуя формированию гражданского общества в Кыргызской Республике, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или не использовании конституционного права. В последнем случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения.
В-шестых, право на получение квалифицированной юридической помощи не может быть ограничено. Статья 20 Конституции КР устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Само собой разумеется, что использование права на получение юридической помощи не представляет никакой угрозы основам конституционного строя и безопасности граждан и не может по этой причине быть ограничено государством. Поэтому Конституция КР включила право на получение квалифицированной юридической помощи в число тех конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению.

В-седьмых, конституционное право на получение квалифицированной юри- дической помощи есть объективное право. Оно следует из содержания Конституции КР и является одним из слагаемых общего правового статуса человека. Факт установления в законе объективного права свидетельствует о том, что если закон сам не определяет ограничений в этом праве, то оно становится абсолютным правом. Ведь объективное право не может приносить вреда личности и конституционному строю государства. Вред может приносить пользование этими правами, т.е. субъективное право. Поэтому именно субъективное право в отличие от объективного должно иметь пределы своего осуществления. Субъективное право есть право-действие, а объективное право — это закрепленное в законе абстрактное право. Отдельные исследователи такое право называют «право на право», [3] подчеркивая тем самым природные основы естественного права, которое признано в Кыргызской Республике на конституционном уровне. Объективное право не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому- либо определенному субъекту. Тем самым объективное право (система норм) отличается от права в субъективном смысле (субъективное право) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения. [4]

В-восьмых, конституционная норма о праве граждан на квалифицированную юридическую помощь носит не конкретно-регулятивный, а общерегулятивный характер. Конституция КР является основным законом страны, учредительным правовым актом, который в силу этого не может ставить своей целью конкретное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права человека на квалифицированную юридическую помощь. Это задача других отраслей права, которые, закрепляя правовые средства реализации данного права, опираются на конституционные нормы.

В-девятых, субъектами права на юридическую помощь в конституционном праве выступают гражданин и государство. Кыргызская Республика не может быть субъектом этого права потому, что реализация этого индивидуального права порождает конкретные правоотношения между гражданином и государственным органом, а не государством в целом. Поэтому в данном случае под государством следует понимать органы государственной власти, которые обязаны гарантировать гражданам осуществление их конституционного права на юридическую помощь. В этом же аспекте следует рассматривать и органы местного самоуправления, которые совместно с органами государственной власти должны создавать условия для реализации права гражданина на юридическую помощь. Нельзя не признать субъектами конституционных правоотношений общественные объединения и их органы.
Таким образом, субъектами конституционных правоотношений, возникающих при обеспечении права на юридическую помощь, выступают социальные индивиды, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и их органы.

Юридическая помощь как институт находится в неразрывной взаимосвязи с сущностными характеристиками современного государства, устроенного на принципах господства права, демократии, уважении и охраны достоинства личности, равенства, справедливости, признания и защиты прав и свобод человека и гражданина. Она отражает комплекс взаимоотношений между личностью и государством по поводу обеспечения лицу реальной возможности эффективно воспользоваться теми социальными благами, доступ к которым опосредован, установленным Конституцией и конкретизированным в текущем законодательстве конституционно-правовым статусом личности.
В социальном плане, эти отношения определяются объективными фактическими различиями между участками социальных отношений и складывающимся в обществе разделением (специализацией) труда, а также неизменной тенденцией к усложнению общественных процессов и, соответственно, их нормативно-правового регулирования, выражающейся, в частности, в постоянном наращивании массива законодательства.

В таких условиях, реализация и защита гражданином признанных за ним прав, свобод и законных интересов требует не только правовой информированности о содержании его юридических возможностей, но и определенного уровня правого воспитания и правового образования, наличия навыков юридического мышления, позволяющих формировать правовую тактику и стратегию достижения субъективных целей в рамках действующего законодательного регулирования, в том числе с учетом его понимания сложившегося в юридической практике. Кроме того, отдельные сферы в структуре социальной жизнедеятельности, как правило, связанные с повышенным уровнем конфликтности, противоречия интересов, подвержены особой, сверхплотной юридической регламентации, при которой в порядке императивного метода правового регулирования устанавливаются, в частности, конкретные процедуры правореализации или исполнения возложенных на лицо обязанностей, нарушение которых (процедур) влечет за собой неблагоприятные последствия для гражданина либо в форме ответственности, либо в форме невозможности достижения юридического результата того же качества или в тот же срок, как это могло бы быть в случае соблюдения установленного порядка правопользования.

Соответственно, принимая во внимание уровень правовой культуры общества, государство, устанавливая правовой порядок, призвано сформировать механизм компетентного юридического содействия и поддержки граждан, при возможности дифференциации ее условий и форм в зависимости, в частности, от специфических особенностей конкретной сферы правоотношений, реализации и защиту интересов в которой она поддерживает, характеристик субъектов правоотношений, которым она оказывается и т.д. При этом государство во всяком случае должно обеспечить ее доступность.

В настоящее время можно заметить следующую тенденцию: в процессе глобализации во всех областях жизнедеятельности человека возрастают роль и значение международно-правовых гарантий защиты прав личности, влияния международного права на формирование правовых гарантий человека внутри каждого государства в отдельности, создание надгосударственных структур, определяющих внутригосударственное право в области прав и свобод личности.
При этом институт президентства в этой плоскости оказывает свое воздействие на институт оказания квалифицированной юридической помощи путем издания нормативных актов, содействующих интенсивному развитию коммуникативных связей.
Внутригосударственные гарантии прав и свобод подразделяются на юридические и неюридические. Неюридические гарантии являются фундаментом всей системы прав свобод и личности, без которых не могут существовать юридические гарантии прав и свобод (в том числе права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия).
Юридические гарантии разделяются на нормативные и инструментальные или, проще говоря, конституционные и судебные. К первой группе относятся гарантии, содержащиеся в Конституции, конституционных законах, других нормативных актах, а ко второй — гарантии, создаваемые государством, его компетентными структурами. Такие структуры в качестве инструментальных гарантий перечисляются в Конституции, законах и ими являются суды, прокуратура, адвокатура, специальные должностные лица, утвержденные для защиты прав и свобод человека и гражданина.

Взаимодействие государственных органов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, следует подразделять на внутреннее и внешнее. Внутреннее взаимодействие — это процесс воздействия органов друг на друга, при котором их взаимное влияние как элементов единого механизма влечет развитие и совершенствование каждого. [5] Внешнее взаимодействие — это их совместные действия по обеспечению прав и свобод человека и гражданина [5] в Кыргызской Республике, основанные на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Установление права на получение квалифицированной юридической помощи осуществляется, прежде всего, нормами Конституции КР, которые можно разделить на две группы: общие и специальные, [6] определяющие основополагающие принципы развития данных институтов в текущем законодательстве. Путем анализа данных норм, можно просмотреть как само государство в своем Основном законе провозглашает данное право и относит ли оно к своей публично-правовой функции.
Среди общих норм следует назвать статью 1 Конституции КР, согласно которой Кыргызская Республика есть демократическое унитарное государство с республиканской формой правления. Это означает, что в организации и деятельности государства, в т.ч. при подготовке и принятии нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны превалировать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Данная же норма определяет Кыргызскую Республику в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

«Достойная жизнь человека», понятие весьма многогранное и подразумевает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, обеспечение защиты прав граждан. [7]
Поэтому жизненные интересы человека самым непосредственным образом зависят от оказания квалифицированной юридической помощи, а соответствующие институты напрямую формируют в Кыргызской Республике социальное правовое государство, что говорит о публично-правовой функции государства.

Статья 16 Конституции КР устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Все остальные общественные ценности (частные, публичные, государственные) такого конституционного статуса не имеют и, следовательно, располагаются по отношению к правам человека на более низкой ступени и не могут им противоречить.

Крайне важно и то, что защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина государством провозглашены в числе основ конституционного строя. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.
Многие личные права связаны с судебной сферой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

Политические права и свободы связаны с участием в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и т.д.
При этом все права и свободы человека и гражданина опираются на принципах, лежащих в основе его правового статуса и сформулированные в статьях 16-20 Конституции КР. Например, согласно ст. 16 Конституции КР, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Признавая конституционные права и свободы граждан, государство определяет в законах их содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.). Одни права и свободы иногда могут вступать в противоречие с другими правами и свободами, которое государство должно разрешить. Оно может, а иногда обязано поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует его социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.
Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Существование и реализация прав человека и гражданина невозможно без создания действенной системы их защиты. Способов защиты прав и свобод может быть несколько. Прежде всего, это самозащита, т.е. ситуация, когда лицо самостоятельно, всеми доступными ему законными методами и средствами защищает свои права.
Вместе с тем, ст. 40 Конституции КР гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие основные права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона.
В Конституции дан исчерпывающий перечень оснований ограничения прав и свобод: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Временные ограничения ряда прав и свобод возможны при введении чрезвычайного положения.

Действенным способом защиты прав и свобод является обращение за их судебной защитой. Все действия и решения органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан могут быть обжалованы в суд. Право на оказание квалифицированной юридической помощи в данном случае играет весьма важную роль. Исходя из того, что судебные органы входят в систему государственной власти, следует отметить, что судебная защита является одной из разновидностей государственной защиты прав и свобод граждан.

В том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, то лицо вправе обратиться за защитой своих прав и свобод в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами КР. Как видно, Конституция КР ограничивает право обращаться в межгосударственные органы двумя условиями: 1) соответствием этих действий международным договорам КР и 2) исчерпанием внутригосударственных средств правовой защиты.

Таким образом, в процессе рассмотрения понятия функции государства, определено, что есть юридическая помощь и сделан правовой анализ, насколько юридическая помощь является публично-правовой функцией государства. Анализ этих трех составляющих дает право однозначно утверждать, что право на квалифицированную юридическую помощь как субъективное право — это гарантированная государством посредством законов возможность лица получать необходимую ему помощь от лиц, обладающих специальными юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими человеку эффективно защищать и отстаивать свои права и законные интересы.

Помимо этого, юридическая помощь, хотя и не нашедшая четкого определения в Основном документе государства, все же по духу законодателя относится к публично- правовой функции государства. В связи с этим законодатель закрепил за каждым государственным органом полномочия по оказанию юридической помощи гражданам, обратившимся к данному органу. В основу деятельности всех государственных органов приоритетным направлением является права и свободы человека. В связи с этим отказ государственного органа или должностного лица в оказании юридической помощи в пределах своей компетенции влечет за собой привлечение данного лица к ответственности.

Таким образом, можно констатировать, что конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи носит учредительный характер. Государство не только признало это право как реально существующее, но и учредило и закрепило его в Конституции КР в трактовке — «каждому гарантируется». Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство взяло на себя обязательство обеспечить внутри государства должный механизм реализации данного права посредствам всех органов, имеющихся в его распоряжении, и создание условий, способствующих подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи с целью реализации задач правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь. Фактически можно говорить о том, что реализация данного права является публично-правовой функцией государства.

Литература:

  1. Конституция Кыргызской Республики (Электронный ресурс): принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г. (с изменениями от 28.12.2016 г.) // Информационно-правовая система: «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
  2. Бобылев, А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика., 2010. С.47.
  3. Качалов В.И., Качалова О.В. Юридическая помощь в Российской Федерации: Схемы и комментарии. М., 2002. С. 3,5.
  4. Шафиров В.М. Обеспечение права: человеко-центристский подход: Моногр. Красноярск, 2005. С.123.
  5. Тарло Е.Г. Роль адвокатуры в системе обеспечения конституционного права на юридическую помощь. М., 2001. С.229.
  6. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект). Дис. … канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С.78-79.
  7. Манафов А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации. М., 2002. С.277.