Султанова Р.Ю.
Грозненский государственный нефтяной технический университет
им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ
Аннотация
В статье рассматривается особенности формирования венчурного фонда, отмечается опыт иностранных государств в построении рынка венчурного капитала.
Ключевые слова: венчурные фонды, финансирование, компании, инвестиции, проекты.
Keywords: venture funds, financing, companies, investments, projects.
Венчурное финансирование получило масштабное распространение во многих развитых странах мира. Главенствующие позиции на рынке венчурного капитала принадлежат венчурным фондам. Отличительная черта развитых рыночных отношений – наличие сферы венчурного капитала. Состояние и развитие данной сферы в нашей стране существенно отличается от зарубежного, так, в России не получило широкое распространение использование венчурного капитала.
Рассмотрим особенности формирования венчурного фонда. В большинстве случаев венчурный фонд создается на 5-10 лет. Венчурные фонды приобретают долю в компаниях (стартапах). Цель создания фонда – увеличение капитализации проинвестированных компаний и получение прибыли посредством продажи долей фонда в этих компаниях.
Зачастую инвестиции в одну компанию осуществляются в несколько раундов. Это позволяет на ранней стадии быстрее выявить провальные проекты и завершить их финансирование.
Для предпринимателей появляются дополнительные стимулы повышения своей эффективности, чтобы получить финансирование в следующем раунде. Фонд направляет промежуточные дивиденды от проинвестированных компаний в реинвестирование. В целях диверсификации рисков венчурные фонды полученные средства направляют в обширное число проектов.
Для финансовой оптимизации часть средств, передаваемых венчурными фондами компаниям-реципиентам, регистрируются как долгосрочные долговые беззалоговые бумаги. Эти вложения расцениваются обеими сторонами как инвестиции, и в случае провала проекта возврат кредита может не производиться.
Как показывает международная практика, в англо-американском праве структура, идеально подходящая для венчурного фонда, осуществляется в форме договора о партнерстве с ограниченной ответственностью – Limited Partnership, LP. В то же время, в случаи неудачи, участники теряют только свои инвестиции. Инвестор в этой ситуации – партнер с ограниченной ответственностью в пределах вложенных им средств.
Управляющая компания выступает в качестве генерального партнера с неограниченной ответственностью. Генеральный партнер в конце инвестиционного цикла получает вознаграждение за успех в размере от 20-25% от прибыли фонда. В большинстве случаев это происходит после расчетов с инвесторами (первоначальная сумма вложений инвестора плюс заранее оговоренный доход). Кроме того, на зарплату и управленческие нужды управляющая компания получает management fee – от 2-4% от суммы активов под управлением ежегодно. В то же время вклад самой управляющей компании бывает довольно незначительным, порядка 1%. Зачастую бывает, что менеджеры управляющей компании, являются еще и основными инвесторами фонда.
Фонды, сформированные как Limited Partnership, LP имеют определенные преимущества:
- возможность резервирования капитала. Так, инвесторы фонды, не инвестируя все средства сразу, предоставляют ему обязательства (коммитментс) для выделения средств по мере необходимости в них, в пределах заранее оговоренного лимита. Данное обстоятельство позволяет избавить управляющую компанию от обеспечения доходности еще не инвестированных средств, и позволяет ей сосредоточиться на главном – поиск перспективных проектов и управление уже проинвестированными компаниями;
- налоговая прозрачность. Все налоги выплачивают инвесторы, а не фонд, который не является налогооблагаемым юридическим лицом;
- организационная гибкость. Структура Limited Partnership позволяет указать в уставных документах условия управления фондом, и существенно варьировать в зависимости от предпочтений инвесторов и управляющей компании [1].
В деле развития и становления рынка венчурного капитала, особенно на начальных стадиях, важнейшее значение имеет государственная поддержка. К примеру, с начала 80-х гг. прошлого столетия государственная политика США была нацелена на активное стимулирование венчурного бизнеса. Посредством мер прямого и косвенного стимулирования в США государство стало усиленно развивать инновационное предпринимательство. В 1980 году был принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических инновациях», предусматривающий ряд мер по стимулированию промышленных инноваций.
С 1981 года соединенные штаты стали активно формировать систему налоговых льгот на НИОКР. Конгресс в 1982 г. принял закон о нововведениях и разработках в малом бизнесе, и в целях реализации этого закона была сформирована программа по стимулированию инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства (SBIR), курировала эту программу Администрация малого бизнеса (SBA). По этой программе каждое федеральное учреждение, предоставляющее внешним исполнителям заказы на сумму свыше 100 млн. долл., должно было 1,25% из них выдавать в форме безвозвратных субсидий на НИОКР в малом предпринимательстве.
В целях поддержки венчурных фондов правительства многих западноевропейских государств осуществляли политику по формированию благоприятной среды для новой формы инвестиционного финансирования. К примеру, в Голландии функционировала схема PPM. Согласно схеме PPM правительство страны гарантировало венчурным фондам возврат 50% вероятных убытков, связанных с их инвестициями в частный бизнес. Эту программу использовали в начале 80-х гг. во время экономического кризиса. Благодаря чему удалось довольно эффективно простимулировать существенный рост венчурных фондов, в итоге, улучшилось финансирование инновационного предпринимательства Голландии.
Кроме национальных программ имеется ряд международных программ, реализуемых и финансируемых Европейским советом. Программа под названием «EuroTech Capital» была разработана для создания стимулов для привлечения венчурных фондов к инвестированию в крупные международные проекты в сфере высоких технологий. Также имеется и программа «Joint Venture Phare», цель которой стимулирование создания совместных компаний с участием венчурного капитала в странах Центральной и Восточной Европы.
Стоит упомянуть и программу США по инвестициям в малый бизнес – Small Business Investment Companies (SBIC), являющейся программой государственно-частного партнерства, посредством которой было выполнено венчурное финансирование более 150 тысяч малых и средних фирм в объеме 90 млрд. долл.
Развитие венчурного финансирования в Европе пришлось на 80-е годы ХХ века. Так, в 1983 году была учреждена Европейская ассоциация прямого инвестирования и венчурного капитала (EVCA), по инициативе венчурной индустрии и Европейской комиссии.
Ключевыми задачами данной ассоциации являлись:
- привлечение институциональных инвесторов в венчурное финансирование;
- формирование доступных и эффективных механизмов и стратегий венчурного капитала;
- соблюдение интересов участников венчурной сферы.
Правительства европейских стран принимают активное участие в процессе венчурного финансирования. Стоит отметить, что доля средств страховых компаний и пенсионных фондов в венчурном капитале Европы составляет 35% инвестиций. Создаются так называемые фонды фондов, в которых участие государства составляет до 40%.
Положительный опыт в развитии венчурного финансирования имеет и Израиль. Эффективная инвестиционная политика государства и инвестиционные частные фонды существенно помогли израильскому бизнесу в ожесточенной конкурентной борьбе отвоевать лидирующие позиции на глобальных рынках высоких технологий. Имеются специальные правительственные программы, предоставляющие существенные налоговые льготы, и само государство принимает непосредственное участие в финансировании проектов. Одним из успешных примеров государственного финансирования высокотехнологичного сектора является программа поддержки изобретателей БАШАН. В ее рамках поддержку получили тысячи ученых и инженеров, вернувшихся из стран СНГ в Израиль. По этой программе по всей стране были созданы научно-технические центры, где новаторы могли посредством государственного финансирования разработать опытные образцы, подготовить требуемую документацию и наладить деловые контакты [2].
Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что в странах с развитым венчурным сектором государство осуществляет существенную поддержку этому стратегически важному направлению инновационной системы, на законодательном уровне и посредством реализации эффективных механизмов прямого и косвенного стимулирования венчурного финансирования.
Литература:
- Ахмадеев А. М. Евтушенко Е. В. Мировой опыт устройства и функционирования венчурного фонда.
- Александрин Ю. Н. Тюткалова А. В. Зарубежный опыт развития индустрии венчурного финансирования.